Методический конструктор УУД как одно из средств проектирования урока в соответствии с ФГОС
Выберите действие:
Submitted by Кристина Алексеевна Ермолаева on Wed, 14/08/2013 - 20:21
Новый учитель…, новый ученик…, новый урок…. Какой он? В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Как же сделать так, чтобы учитель понимал и помнил, что теперь ЗУН – это средство обучения, а цель – это УУД, т. е. умение учиться? Самым сложным оказалось, это научиться ставить перед собой на урок новую цель. В своей практике при формулировании цели опираемся на алгоритм, предложенный В. И. Зверевой:
Цель:
1. Предмет совершенствования
2. Среда совершенствования
3. Результат совершенствования
Таким образом, цель – этоконкретный, охарактеризованный качественно, а где возможно и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени.
Каким же образом проектировать свой урок в соответствии с новыми целями: формированием и развитием универсальных учебных действий, которые характеризуются метапредметностью? Для этого в своей работе использую методический конструктор урока РО и методический конструктор УУД по русскому языку и литературе (основа: конструктор урока А.Гина).
Методический конструктор УУД по русскому языку (фрагмент)
Название УУД
Приемы
Личностные
УД и его виды…
Удивляй
Метод 360
Идеальное
Д/З
Лингвистическая
карта
Панель
Два кольца
Остановка
Регулятивные
УД и его виды…
Листы самоконтроля и самооценки
Отсроченная
загадка
Рефлексивное
сочинение
Карточка-
ловушка
Вопрос-
ответ
Оценочное
окно
Идеальный
план
Познавательные
УД и его виды…
Тетрадь
открытий
Лингвистическая
сказка
Лови ошибку
Поисковое
чтение
Карусель
МШ
Моделирование
Коммуникативные
УД и его виды …
Учебный
диалог
Учебная
дискуссия
6 шляп
мышления
Аргумент
Если бы
Конструктор
вопросов
Таймер
Такой конструктор создается отдельному по каждому УУД со всеми его видами. Он очень удобен в использовании, позволяет быстро, качественно и осознанно готовиться к уроку, продумывать ход урока и ожидаемые результаты в плане метапредметности. При наложении двух конструкторов друг на друга создается урок, который остается наполнить только предметным содержанием. Таким образом, мы достигаем результата обучения в школе - "умение учиться”,
т.е. формируем у них общеучебные навыки и способности к самоорганизации своей деятельности,
позволяющие решать различные учебные задачи.
Пример проекта урока
(Технологическая карта урока)
1. ТехнологияД.Б. Эльконина – В.В.Давыдова
2. Тип урока: урок контроля и оценки
3. Тема:«Бессоюзное сложное предложение»
4. Цели и задачи:
Развивающая: создание условия для развития универсальных учебных действий учащихся через организацию индивидуальной формы работы при выполнении заданий, предложенных по изучаемой теме.
Обучающая: создание условий для повышения уровня владения понятиями и способами действия у учащихся через решение лингвистических задач.
Воспитательная: создание условий для определения потребности в освоении и понимании учащимися , проявления интереса к учебной теме через создание учебных ситуаций.
Задачи учащегося:
обобщить знания о БСП;
произвести самооценку;
осознать свои трудности и достижения;
создать индивидуальный план действий для последующей корректировки.
Структура урока: создание учебной ситуации, контроль и оценка использования способа действия, рефлексия
Этапы урока
Задачи этапа
Приемы
Форма
работы
УУД
1. Чтение «Сказки о пользе знаков препинания» А.Каневского
Мотивировать учащихся на постановку задачи урока
Фронтальная
Личностное: определять потребности в освоении и понимании учебной темы
2. Первичная самооценка
Проанализировать степень понимания и владения понятиями и способами действия в данной учебной теме
Прием «Лист самоконтроля и самооценки»
Индивидуальная
Регулятивное: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
3. Работа с учебно-научным текстом
Организовать контроль уровня владения теоретическими понятиями
Прием
«Лови ошибку»
Индивидуальная/
фронтальная
Регулятивное:контроль в форме сличения определения понятия с заданным эталоном Познавательное: умение осуществлять смысловое чтение
Логическое: подведение под понятие
4. Решение лингвистической задачи
Осуществлять контроль уровня владения способами действия
Прием «Отстроченная загадка»
Индивидуальная/
парная/ групповая
Регулятивное: саморегуляция как способность кпреодолению затруднения (последовательно и целеустремленно идти к достижению поставленной цели)
5. Работа с научно-популярным текстом
Создать условия для решения поставленной задачи в задании
Прием «Поисковое чтение»
Индивидуальная/
фронтальная
Познавательное:
поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью
6. Тест с самопроверкой и самоанализом
Осуществить контроль уровня владения понятиями
и способами действия, создать условия для рефлексии
Индивидуальная
Регулятивное: осуществлять пошаговый контроль по результату выполнения задания и исправлять ошибки.
7. Повторная самооценка
Проанализировать самооценку, осознать собственные трудности, наметить индивидуальный план устранения ошибок, выявить свои достижения
Прием «Лист самоконтроля и самооценки»
Индивидуальная
Регулятивное: оценка результата деятельности;коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в индивидуальный план
8.Выбор домашнего задания
Создать ситуацию выбора домашнего задания в соответствии с индивидуальным планом и выводом
Размещено пн, 19/08/2013 - 09:00 пользователем Людмила Петровна Курышева.
Конечно. интересный материал. Может, стоило бы конкретизировать смысл названных приемов, не всегда за одним словом стоит одно и то же, а уж тем более в методике. Есть интересный конструктор, использую с прошлого года, демоверсию можно посмотеть на сайте "Про школу" (ссылку не смогла скинуть, некорректно у меня отражается этот сайт последнее время)
Людмила Петровна, спасибо за Ваш отзыв. На странице представлен всего лишь фрагмент методического пособия для учителей. Приемы не расписаны, т.к. они общеизвестны и используются в своем первом значении , а не в модификации. Поэтому, очень хочется верить, что коллегам все понятно. Спасибо за конструктивный диалог. Всем желаю на этом педсовете что- то почерпнуть для себя. Я уже взяла в закладки не- которые материалы. С уважением, Ермолаева К.А.
Ой, как интересно! Сейчас очень много учителей старшей школы спрашивают нас (учителей начальной школы, кто уже работает по новым ФГОС) В чём главная особенность работать по ФГОС? А вот умение всё это выделить. Спасибо, обязательно буду пользоваться вашим методическим конструктором для проектирования урока.
—
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Размещено Sat, 17/08/2013 - 19:49 пользователем Надежда Геннадьевна Горох.
Я тоже рада, что файл скачался, обязательно буду использовать. С Вашими работами, Кристина Алексеевна, знакома давно, пользуюсь Вашими идеями и наработками. Спасибо!
Уважаемая Кристина Алексеевна! Уже первый взгляд на Ваш материал позволяет оценить его практическую значимость. К сожалению то, как отформатирован текст, не позволяет проработать его тщательно.
—
Искусство жизни - найти способ радоваться ей. (Ошо)
Юлия Владимировна, спасибо за отзыв. Согласна, что текст выглядит не совсем так, ка надо. Но ... упорно отказывается расположить строчки должным образом. Пробовала несколько раз. Сегодня продолжу колдовать.
На: Методический конструктор УУД как одно из средств проектирова
Кристина Алексеевна, спасибо за представление своего опыта! Очень интересно!
На: Методический конструктор УУД как одно из средств проектирова
Конечно. интересный материал. Может, стоило бы конкретизировать смысл названных приемов, не всегда за одним словом стоит одно и то же, а уж тем более в методике. Есть интересный конструктор, использую с прошлого года, демоверсию можно посмотеть на сайте "Про школу" (ссылку не смогла скинуть, некорректно у меня отражается этот сайт последнее время)
На: Методический конструктор УУД как одно из средств проектирова
Людмила Петровна, спасибо за Ваш отзыв. На странице представлен всего лишь фрагмент методического пособия для учителей. Приемы не расписаны, т.к. они общеизвестны и используются в своем первом значении , а не в модификации. Поэтому, очень хочется верить, что коллегам все понятно. Спасибо за конструктивный диалог. Всем желаю на этом педсовете что- то почерпнуть для себя. Я уже взяла в закладки не- которые материалы. С уважением, Ермолаева К.А.
На: Методический конструктор УУД как одно из средств проектирова
Ой, как интересно! Сейчас очень много учителей старшей школы спрашивают нас (учителей начальной школы, кто уже работает по новым ФГОС) В чём главная особенность работать по ФГОС? А вот умение всё это выделить. Спасибо, обязательно буду пользоваться вашим методическим конструктором для проектирования урока.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
На: Методический конструктор УУД как одно из средств проектирова
Уважаемые коллеги, спасибо за Ваши отзывы! Буду рада, если материал окажется нужным. С уважением, Ермолаева К.А.
На: Методический конструктор УУД как одно из средств проектирова
Я тоже рада, что файл скачался, обязательно буду использовать. С Вашими работами, Кристина Алексеевна, знакома давно, пользуюсь Вашими идеями и наработками. Спасибо!
Н.Горох
На: Методический конструктор УУД как одно из средств проектирова
Уважаемая Кристина Алексеевна! ОЧЕНЬ полезный опыт. Отметила его в закладки! Буду по мере возможности осваивать и применять в работе! Благодарю Вас!
На: Методический конструктор УУД как одно из средств проектирова
Кристина Алексеевна! Очень полезный материал. Возьму себе в методическую копилку.
Уважаемая Кристина
Уважаемая Кристина Алексеевна! Уже первый взгляд на Ваш материал позволяет оценить его практическую значимость. К сожалению то, как отформатирован текст, не позволяет проработать его тщательно.
Искусство жизни - найти способ радоваться ей. (Ошо)
На: Уважаемая Кристина
Юлия Владимировна, спасибо за отзыв. Согласна, что текст выглядит не совсем так, ка надо. Но ... упорно отказывается расположить строчки должным образом. Пробовала несколько раз. Сегодня продолжу колдовать.