Организация деятельности школьников в каникулярное время(Школа юных журналистов)
Выберите действие:
Submitted by Людмила Петровна Курышева on чт, 22/08/2013 - 09:45
Пояснительная записка
Приоритетной основой работы в каникулы является гуманизация, которая обеспечивает создание условий для личностного развития детей: педагоги принимают ребёнка таким, какой он есть, положительно относятся к его личности, опираются на творческую активность ребёнка, выводят его на уровень соуправления, т.е. совместной организованной работы. Вся работа строится на принципах добровольности, посильного участия каждого в жизни лагеря.
Школа в каникулярное время -это не только место для отдыха и развлечений, это уникальная возможность для самореализации и самовыражения. Здесь можно открыть в себе талант организатора, руководителя, воспитателя, здесь можно реализовать все свои идеи и воплотить в жизнь свои замыслы.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать ученикам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе школы юных журналистов. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Проект реализуется на площадке 7 филиала ЦБС г.Вологды.
Цель проекта: создание условий для формирования и развития у учащихся
· Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
· Интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
· Умения самостоятельно приобретать и применять знания;
· Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
· Коммуникативных навыков.
Задачи:
Реализация в ходе работы форм воспитательной работы, позволяющих включать детей в творческую, интеллектуальную, общественную деятельность.
Создание гуманистического стиля взаимоотношений всех участников воспитательного процесса в Школе.
Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практически ориентированной деятельности.
Формирование патриотических чувств, любви к родному краю, своему городу.
Развитие духовности ребенка.
Ожидаемые результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты и других изданий.
Формы подведения итогов реализации программы:
- составление творческого отчета на странице ШЮЖ на сайте школы;
- размещение газеты в Интернете, возможно, создание печатного варианта;
- создание Интернет- проекта на сайте «Открытый класс»;
- создание выставки в филиале №7 ЦБС.
План проекта
1. Осенние каникулы. Мастер – класс «Информационные жанры журналистики»: участники знакомятся с теоретическими сведениями об информационных жанрах журналистики, осваивают их на практике, работают над выпуском школьной газеты «Пульс школы».
2. Зимние каникулы. Виртуальная Школа юного журналиста на площадке клуба «Подросток» на сайте «Открытый класс» : участники нашей ШЮЖ и присоединившиеся к ним члены клуба «Подросток» знакомятся с аналитическими жанрами журналистики, осваивают их практически, учатся строить виртуальное общение для решения практических задач, размещают материал в сети, создают коллективную газету.
3. Весенние каникулы. Мастер-класс «Художественные жанры публицистики»: участники знакомятся с теоретическими сведениями о художественных жанрах журналистики, осваивают их на практике, работают над выпуском школьной газеты «Пульс школы».
4. Летние каникулы.Всероссийский проект «Это все моя Россия!»: участники организуются в малые группы, выполняя задания проекта, делая репортажи о своей малой родине, размещают материалы на площадке клуба «Подросток».
Участники:учащиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8» г.Вологды (приглашение на сайте школы), присоединившиеся участники клуба «Подросток».
Учебно – тематический план 1 этапа (осенние каникулы – реализован, см. Приложения)
Планирование газетного выпуска. Распределение обязанностей. Сбор материала: проведение опросов (1. Школьные проблемы. 2. Интересные дела внутри классов), их обработка.(3 часа)
1.Экскурсия на выставку в дом-музей В.Н.Корбакова «Семейный портрет в интерьере», написание коллективного репортажа, обсуждение, создание индивидуальных работ, отбор для газеты. Критерии отбора.
2. Работа над выпуском. (3 часа)
3
Лекция «Репортаж, его виды, структура, заглавие». (1 час)
1.Фоторепортаж. Подготовка фоторепортажа о каникулах в «Росинке»
2. Работа над выпуском. (2 часа)
4
Лекция «Интервью как жанр журналистики» (0,5 часа)
1.Отработка навыков интервьюирования. Интервью с педагогом – организатором клуба «Росинка», написание разных видов интервью (интервью-портрет, интервью-диалог, интервью-монолог, интервью – портрет). Обсуждение работ.
2. Работа над выпуском. (2 часа)
5
Что такое дискуссия по проблеме. Подготовка к круглому столу об отношении современной молодежи к родному языку, путях изменения ситуации.(0,5 часа)
1. Знакомство с ГТРК «Вологда», экскурсия и беседа с И.А.Цветковой. Проблемы и специфика современной журналистики. Техническое оснащение ТРК.
2. Мастер – класс по ведению круглого стола, коллективного интервью с журналистом ВГТРК, ведущим программы «Русское слово» Н.А.Коробовым. Участие в круглом столе, записи радиопередачи.
3. Обсуждение итогов дня, создание творческого отчета. (4 часа)
6
Особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHERдля создания печатного варианта (1 час)
1.Работа над выпуском (работа корректоров)
2. Технический аспект представления материала (создание электронного варианта, размещение)
http://ru.calameo.com/books/000760544e663db806e97Газета «Пульс школы» выпуск №1, 2012
(3 часа)
Итого
5 часов
17 часов
Учебно – тематический план 2 этапа (зимние каникулы)
Заполнение таблиц самозаписи. Формирование малых групп из записавшихся учеников, разработка эмблемы, названия, слогана, создание рабочей (Вики-) страницы.
2
Подготовительный
Постановка целей, планирование, создание опроса для журналистов, проведение его и обработка данных.
3
Теоретический
Знакомство с теорией вопроса
4
Практический
I. Создание практических работ
1. Корреспонденция.
2. Рецензия.
3. Статья.
II.Взаимооценивание.
III. Экспертная оценка. Консультирование команд.
5
Коллективный
Создание общей газеты, размещение на Интернет-ресурсах
6.
Подведение итогов проекта
Создание презентации о работе команды с самоанализом. Награждение лучших журналистов.
7.
Аналитический
Обсуждение результатов, перспектив проекта.
Объем – 18 часов
Учащиеся определяют затрачиваемое время самостоятельно
Учебно – тематический план 3 этапа (весенние каникулы)
№
Теоретический материал
Практические занятия
1
Подготовительный этап. Художественный стиль, его особенности, специфика (1 час)
Сбор материала (2 часа)
2
Художественные жанры публицистики: основные функции произведений этих жанров (художественная, информационная, просветительская) – 0,5 часа
1. Самостоятельная работа со справочной литературой. Наблюдение за словом в текстах классиков жанра, анализ текстов-образцов
2. Работа над выпуском школьной газеты. (3 часа)
3
Жанр очерка: виды, особенности подачи материала (1 час)
1. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Написание очерков о них. Обсуждение.(3 часа)
2.Работа над выпуском. (1 час)
4.
Жанр фельетона: особенности жанра, языка. (1 час)
1.Анализ фельетонов И. Ильфа, Е. Петрова, Чехова А.П. фельетон в вологодской прессе.(1 час)
1.Работа с образцами эссе М.Монтеня, Андрея Битова. Эссе в вологодской прессе. (1 час)
2. Коллективная работа над черновиком эссе. Взаиморецензирование.(1 час)
3. Встреча с интересным человеком.(2 часа)
6
Особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHERдля создания печатного варианта(0,5 часа)
Участие во 2 Межрегиональной конференции «Хочешь быть здоровым – будь им!»
Выпуск школьной газеты. Подведение итогов. Организация выставки в филиале № 7 и школе «Знакомьтесь: наши журналисты» (1 час)
Итого
5 часов
17 часов
Учебно – тематический план 4 этапа (летние каникулы)
В летние каникулы Школа юных журналистов принимала участие во Всероссийском Интернет-проекте «Это все моя Россия», организованном Управлением образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области, и продолжит эту работу в 2013 году.
Размещено Fri, 23/08/2013 - 14:24 пользователем Надежда Геннадьевна Горох.
Большое спасибо, Людмила Петровна, за подробное описание опыта работы. Очень понравилась идея "открывать" школу журналистов на каникулах: и мы посвободнее, и детки. Я много лет вела кружок "Журналистик", а с сейчас с необходимостью заниматься проектной и исследовательской деятельностью ( работаю в старших классах, где без этого не обойтись) просто не хватает на любимое детище времени. Обязательно воспользуюсь Вашим опытом!
Комментарий был изменен с момента создания (goroh.nadia, Fri, 23/08/2013 - 14:24).
Размещено Fri, 23/08/2013 - 19:35 пользователем Людмила Петровна Курышева.
Коллеги, спасибо за отклики! Так случилось. что работа с детьми именно в каникулы - "конек" нашей школы. Ежегодно, правда, в основном в осенние каникулы у нас работал до прошлого года профильный лагерь, и мы продолжили традицию. Мы сочетаем школу журналистов и исследовательскую деятельность, например, так родилась тема Особенности языка статей об Отечественной войне в вологодских газетах «Красный Север» и «Премьер» Работа Маши Каплиной, или Лингвостилистический анализ надписей на парте(на примере 8 школы г.Вологды) Лизы Даниловой.
Комментарий был изменен с момента создания (lud4252, Fri, 23/08/2013 - 19:35).
На: Организация деятельности школьников в каникулярное время(Шко
Людмила Петровна, очень интересная, необычная работа с детьми именно в каникулы. Успехов!
На: Организация деятельности школьников в каникулярное время(Шко
Людмила Петровна, спасибо за представление своего опыта! Интересная мысль - проводить занятия кружка во время каникул.
На: Организация деятельности школьников в каникулярное время(Шко
Большое спасибо, Людмила Петровна, за подробное описание опыта работы. Очень понравилась идея "открывать" школу журналистов на каникулах: и мы посвободнее, и детки. Я много лет вела кружок "Журналистик", а с сейчас с необходимостью заниматься проектной и исследовательской деятельностью ( работаю в старших классах, где без этого не обойтись) просто не хватает на любимое детище времени. Обязательно воспользуюсь Вашим опытом!
Н.Горох
На: Организация деятельности школьников в каникулярное время(Шко
Коллеги, спасибо за отклики! Так случилось. что работа с детьми именно в каникулы - "конек" нашей школы. Ежегодно, правда, в основном в осенние каникулы у нас работал до прошлого года профильный лагерь, и мы продолжили традицию. Мы сочетаем школу журналистов и исследовательскую деятельность, например, так родилась тема Особенности языка статей об Отечественной войне в вологодских газетах «Красный Север» и «Премьер» Работа Маши Каплиной, или Лингвостилистический анализ надписей на парте(на примере 8 школы г.Вологды) Лизы Даниловой.
На: Организация деятельности школьников в каникулярное время(Шко
Людмила Петровна! Замечательная идея, спасибо!
Татьяна