Метапредметный подход как средство повышения результатов образования
Выберите действие:
Submitted by Надежда Владимировна Кучмина on Wed, 21/08/2013 - 11:12
В последнее время стали особенно популярными такие понятия, как «метапредмет», «метазнания», «метапредметность», «метаспособы», «метадеятельность». И это понятно, т.к. метапредметный подход лежит в основе новых образовательных стандартов. Конечно, как всё новое, метапредметный подход не является пока понятным для каждого учителя.
Итак, разберёмся с понятиями. Мета- (с греч.μετά- — между, после, через), часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение. Следовательно, «мета» значит нечто всеобщее, интегрирующее, универсальное, применимое в любой области знания: метадеятельность – универсальная деятельность, метапредмет – универсальный предмет, метазнание – универсальное знание, метаспособ (метаумение) – универсальный способ.
Двигаясь только в рамках своей узкой предметной области, учитель лишается возможности перспективно развиваться. Но любая предметная деятельность предполагает то, что делает её осознанной и ответственной: мотивация, целеполагание, планирование, выдвижение гипотез, выстраивание путей решения проблемы, прогнозирование. И учитель должен уметь конструировать новые ситуации и задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Метапредметные способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, будут востребованы не только в рамках образовательного процесса, но и при решении проблем в реальной жизни.
Новые требования к результатам обучения, установленные ФГОС, предполагают изменение содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Суть метапредметного подхода заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. А те выводы, к которым человек пришёл сам, как известно, усваиваются лучше тех, которые были почерпнуты из какого бы то ни было источника.
Предметные результаты должны также повышаться за счёт формирования таких метаумений, как:
- критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять достоверность источника, видеть логические несоответствия);
- творческое мышление (видение проблемы в стандартной ситуации, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (умение задавать вопросы, формулирование гипотез, определение целей, планирование, умение делать выбор, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);
Формирование этих метапредметных умений происходит при использовании в образовательном процессе инновационных технологий обучения и воспитания: н-р, ТРКМ, метод проектов, исследовательская деятельность и др.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий самостоятельно получать необходимую информацию из разных источников и анализировать её, выдвигать гипотезы, строить модели, принимать решения в разных ситуациях, делать выводы. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов способствует успешной социализации учеников.
Возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своей деятельности широкую аудиторию развивает творческие способности обучающихся. Решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов, предпочтений и степени подготовленности каждого. Это обеспечивает каждому обучающемуся собственную траекторию самообучения и саморазвития.
Использование на уроках и во внеурочной деятельности интерактивных технологий позволяет улучшить качество усвоения материала, развивать у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение развивает коммуникативную компетентность обучающихся, весьма важную особенно в современном обществе.
Использование интерактивных методов делает обучающегося не объектом обучения, а субъектом, т.е. соучастником образовательного процесса. Они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своими затруднениями, выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.
Вышеназванные технологии ярко демонстрируют принцип «метапредметности», который состоит не в том, чтобы дать конкретные знания и умения, а в том, чтобы обучить общим приемам, техникам, схемам, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Таким образом, обучающийся усваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Следовательно, метапредметность можно рассматривать как некую машину по удвоению производительности труда в рамках одного и того же учебного времени.
Я думаю, что обращение к метапредметности в наше время, когда каждая предметная область обрастает всё новыми и новыми знаниями, просто необходимо, поскольку метапредметный подход не только помогает обучающимся усвоить материал, но и открывает взаимосвязь различных вещей и явлений, подталкивает к пониманию их сути.
Использованные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года). – [Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html
2. Громыко Н. В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования. –[Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.teacher-of-russia.ru/seminar-lectures/2009/2009-seminar_lectures_gromyko_nv_polovkova_mv.pdf
3. Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО. Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения. –[Электронный ресурс]// режим доступа: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00231863_0.html
4. Психологические основы типов обучения. – [Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/8.html
5. Википедия. -[Электронный ресурс]// режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0-
Надежда Владимировна! Рада нововй встрече с Вами на просторах ОК. Спасибо за статью. Актуально! Коллеги, хочу конкретики о модели метапредметного урока. Перечитала много литературы, статей. Сами даем открытые уроки, интерактивные практикумы на эту тему. Но в голове всегда крутится один и тотже вопрос: Какова модель? Ведь все мы все равно создаем уроки в рамках конкретной технологии, наполняя его предметных содержанием, приемами, работающими на УУД. Так может модели и нет? Так и надо и все? Кто лучше разбирается в этих вопросах, откликнитесь, пожалуйста.
Размещено чт, 22/08/2013 - 08:46 пользователем Людмила Николаевна Стебенькова.
Надежда Владимировна, рада новой встрече с Вами! Вопрос метапредметности - в плане работы и нашего ШМО. Нельзя не согласиться, что "метапредметные способы деятельности будут востребованы... и при решении проблем в реальной жизни". Метапредметность, действительно, ведет к глубокому пониманию сути взаимосвязи явлений, событий, вещей. Спасибо за Вашу работу. До встреч в ОК! С уважением.
Размещено чт, 22/08/2013 - 09:03 пользователем Надежда Владимировна Кучмина.
Людмила Николаевна, я тоже рада снова видеть знакомые лица! Спасибо за отклик! Да, метапредметность привлекает своей востребованностью. Можно забыть какие-то формулы, если ими не пользуешься изо дня в день, но принцип решения задачи (любой) не забудешь, если знаешь, как в принципе надо действовать.
Размещено Wed, 21/08/2013 - 21:23 пользователем Надежда Геннадьевна Горох.
Да, метапредметность пока ещё новое явление в нашей педагогической практике. Конечно, в основе многих наших нынешних и прошлых видов деятельности она имела место быть, но попутно, мы не ставили это целью. Ваша статья формирует базовые представления о метапредметности. Спасибо! Было бы замечательно, если бы Вы, Надежда Владимировна, ответили на вопрос Кристины Алексеевны (в навигации "Вопросы и проблемы"), раз Вы активно занимаетесь этой темой. Для меня это тоже проблемно.
Комментарий был изменен с момента создания (goroh.nadia, Wed, 21/08/2013 - 21:23).
Размещено Wed, 21/08/2013 - 22:50 пользователем Татьяна Николаевна Фролова.
Надежда Владимировна, добрый вечер! Рада встрече с Вами! Очень интересный материал Вы подготовили для педсовета! Скопировала, буду изучать и разбираться. Хороший материал для обсуждений в ШМО. Огромное спасибо! Успехов Вам в новом учебном году!
На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр
Надежда Владимировна! Рада нововй встрече с Вами на просторах ОК. Спасибо за статью. Актуально! Коллеги, хочу конкретики о модели метапредметного урока. Перечитала много литературы, статей. Сами даем открытые уроки, интерактивные практикумы на эту тему. Но в голове всегда крутится один и тотже вопрос: Какова модель? Ведь все мы все равно создаем уроки в рамках конкретной технологии, наполняя его предметных содержанием, приемами, работающими на УУД. Так может модели и нет? Так и надо и все? Кто лучше разбирается в этих вопросах, откликнитесь, пожалуйста.
На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр
Надежда Владимировна, здравствуйте. На самом деле ваша статья актуальна, познавательна. Спасибо! Успехов,здоровья.
На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр
Уважаемая Надежда Владимировна!
Спасибо за статью. Тема, действительно, актуальна.
С уважением, Юлия Михайловна.
На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр
Надежда Владимировна, рада новой встрече с Вами! Вопрос метапредметности - в плане работы и нашего ШМО. Нельзя не согласиться, что "метапредметные способы деятельности будут востребованы... и при решении проблем в реальной жизни". Метапредметность, действительно, ведет к глубокому пониманию сути взаимосвязи явлений, событий, вещей. Спасибо за Вашу работу. До встреч в ОК! С уважением.
На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр
Людмила Николаевна, я тоже рада снова видеть знакомые лица! Спасибо за отклик! Да, метапредметность привлекает своей востребованностью. Можно забыть какие-то формулы, если ими не пользуешься изо дня в день, но принцип решения задачи (любой) не забудешь, если знаешь, как в принципе надо действовать.
На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр
Да, метапредметность пока ещё новое явление в нашей педагогической практике. Конечно, в основе многих наших нынешних и прошлых видов деятельности она имела место быть, но попутно, мы не ставили это целью. Ваша статья формирует базовые представления о метапредметности. Спасибо! Было бы замечательно, если бы Вы, Надежда Владимировна, ответили на вопрос Кристины Алексеевны (в навигации "Вопросы и проблемы"), раз Вы активно занимаетесь этой темой. Для меня это тоже проблемно.
Н.Горох
На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр
Спасибо за внимание, Надежда Геннадьевна! Вопроса Кристины Алексеевны пока не видела: видать, не дошла. Спасибо, посмотрю.
На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр
Надежда Владимировна, добрый вечер! Рада встрече с Вами! Очень интересный материал Вы подготовили для педсовета! Скопировала, буду изучать и разбираться. Хороший материал для обсуждений в ШМО. Огромное спасибо! Успехов Вам в новом учебном году!
С уважением Татьяна Николаевна Фролова
На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр
Спасибо за внимание, Татьяна Николаевна! Да, нам всем ещё много в чём разобраться надо! Успехов и Вам в новом учебном году!
На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр
Большое спасибо за Ваш материал. Согласна с Вами, что принципы метапредметности являются важным условием достижения высокого качества образования. .