Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Метапредметный подход как средство повышения результатов образования

Выберите действие:

Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина
Submitted by Надежда Владимировна Кучмина on Wed, 21/08/2013 - 11:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кучмина Н.В.
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> В статье рассматривается понятие метапредметного подхода в образовании, его суть, принципы, технологии.</p>

В последнее время стали особенно популярными такие понятия, как  «метапредмет», «метазнания», «метапредметность», «метаспособы», «метадеятельность». И это понятно, т.к.  метапредметный подход лежит  в основе новых образовательных стандартов. Конечно, как всё новое, метапредметный подход не является пока  понятным для каждого учителя.

Итак, разберёмся с понятиями. Мета- (с греч.μετά- — между, после, через), часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение. Следовательно, «мета»  значит нечто всеобщее, интегрирующее, универсальное, применимое в любой области знания: метадеятельность – универсальная деятельность, метапредмет – универсальный предмет, метазнание – универсальное знание, метаспособ (метаумение) – универсальный способ.

Двигаясь только в рамках своей узкой предметной области, учитель лишается  возможности перспективно развиваться. Но любая предметная деятельность предполагает то, что делает её осознанной и ответственной: мотивация, целеполагание, планирование, выдвижение гипотез, выстраивание путей решения проблемы, прогнозирование.  И учитель должен уметь конструировать новые ситуации и задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Метапредметные  способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного или  нескольких учебных предметов,  будут востребованы не только в рамках образовательного  процесса, но и при решении проблем в реальной жизни.

Новые требования к результатам обучения,  установленные ФГОС,  предполагают изменение содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Суть метапредметного подхода заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. А те выводы, к которым человек пришёл  сам, как известно, усваиваются лучше тех, которые были почерпнуты из какого бы то ни было источника.

Предметные результаты должны также повышаться за счёт формирования таких метаумений, как:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, классификация, доказательство);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять достоверность источника, видеть логические несоответствия);

- творческое мышление (видение проблемы в стандартной ситуации, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (умение задавать вопросы, формулирование гипотез, определение целей, планирование, умение делать выбор, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);

Формирование этих метапредметных умений происходит при использовании в образовательном процессе инновационных технологий обучения и воспитания: н-р, ТРКМ, метод проектов, исследовательская деятельность и др.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий самостоятельно получать необходимую информацию из разных  источников и анализировать её, выдвигать гипотезы, строить модели, принимать решения в разных ситуациях, делать выводы. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов способствует успешной социализации учеников.

Возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своей деятельности широкую аудиторию развивает творческие способности обучающихся. Решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов, предпочтений и степени подготовленности каждого. Это обеспечивает каждому обучающемуся собственную траекторию самообучения и саморазвития.

Использование на уроках и во внеурочной деятельности интерактивных технологий позволяет улучшить качество усвоения материала, развивать у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение развивает коммуникативную компетентность обучающихся, весьма важную особенно в современном обществе.

Использование интерактивных методов делает  обучающегося не объектом обучения, а субъектом, т.е.  соучастником образовательного процесса. Они  учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своими затруднениями, выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

Вышеназванные технологии ярко демонстрируют принцип «метапредметности», который  состоит не в том, чтобы дать конкретные знания и умения, а в том, чтобы обучить общим приемам, техникам, схемам, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Таким образом, обучающийся усваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Следовательно, метапредметность можно рассматривать как некую  машину  по удвоению производительности труда в рамках одного и того же учебного времени.

Я думаю, что обращение к метапредметности в наше время, когда каждая предметная область обрастает всё новыми и новыми знаниями, просто необходимо, поскольку метапредметный подход не только помогает обучающимся усвоить материал, но и открывает взаимосвязь различных вещей и явлений, подталкивает  к пониманию их сути.

Использованные источники:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года). – [Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html

2.      Громыко Н. В., Половкова М.В.  Метапредметный подход как ядро российского образования. –[Электронный ресурс]//  режим доступа: http://www.teacher-of-russia.ru/seminar-lectures/2009/2009-seminar_lectures_gromyko_nv_polovkova_mv.pdf

3.      Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО.  Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения.  –[Электронный ресурс]//  режим доступа:  http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00231863_0.html

4.      Психологические основы типов обучения. – [Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/8.html

5.      Википедия. -[Электронный ресурс]//  режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0-



Фото пользователя Кристина Алексеевна Ермолаева

На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр


Надежда Владимировна! Рада нововй встрече с Вами на просторах ОК. Спасибо за статью. Актуально! Коллеги, хочу конкретики о модели метапредметного урока. Перечитала много литературы, статей. Сами даем открытые уроки, интерактивные практикумы на эту тему. Но в голове всегда крутится один и тотже вопрос: Какова модель? Ведь все мы все равно создаем уроки в рамках конкретной технологии, наполняя его предметных содержанием, приемами, работающими на УУД. Так может модели и нет? Так и надо и все? Кто лучше разбирается в этих вопросах, откликнитесь, пожалуйста. 




Фото пользователя Наталья Юрьевна Пахомкина

На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр


Надежда Владимировна, здравствуйте. На самом деле  ваша статья актуальна, познавательна.  Спасибо! Успехов,здоровья.




Фото пользователя Юлия Михайловна Губарева

На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр


Уважаемая Надежда Владимировна!

Спасибо за статью. Тема, действительно, актуальна.

С уважением, Юлия Михайловна.




Фото пользователя Людмила Николаевна Стебенькова

На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр


Надежда Владимировна, рада новой встрече с Вами!  Вопрос  метапредметности - в плане работы и нашего ШМО. Нельзя не согласиться, что "метапредметные способы деятельности будут востребованы... и при решении проблем в реальной жизни". Метапредметность, действительно, ведет к глубокому пониманию сути взаимосвязи явлений, событий, вещей. Спасибо за Вашу работу. До встреч в ОК! С уважением.




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр


Людмила Николаевна, я тоже рада снова видеть знакомые лица! Спасибо за отклик! Да, метапредметность привлекает своей востребованностью. Можно забыть какие-то формулы, если ими не пользуешься изо дня в день, но принцип решения задачи (любой) не забудешь, если знаешь, как в принципе надо действовать.

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр


Да, метапредметность пока ещё новое явление в нашей педагогической практике. Конечно, в основе многих наших нынешних и прошлых видов деятельности она имела место быть, но попутно, мы не ставили это целью. Ваша статья формирует базовые представления о метапредметности. Спасибо! Было бы замечательно, если бы Вы, Надежда Владимировна, ответили на вопрос Кристины Алексеевны (в навигации "Вопросы и проблемы"), раз Вы активно занимаетесь этой темой. Для меня это тоже проблемно.

Комментарий был изменен с момента создания (goroh.nadia, Wed, 21/08/2013 - 21:23).

Н.Горох




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр


Спасибо за внимание, Надежда Геннадьевна! Вопроса Кристины Алексеевны пока не видела: видать, не дошла.smiley Спасибо, посмотрю.

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Татьяна Николаевна Фролова

На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр


Надежда Владимировна, добрый вечер! Рада встрече с Вами! Очень интересный материал Вы подготовили для педсовета! Скопировала, буду  изучать и разбираться. Хороший материал для обсуждений в ШМО.  Огромное спасибо! Успехов Вам в новом учебном году!

С уважением Татьяна Николаевна Фролова




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр


Спасибо за внимание, Татьяна Николаевна! Да, нам всем ещё много в чём разобраться надо! Успехов и Вам в новом учебном году!

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



На: Метапредметный подход как средство повышения результатов обр


Большое спасибо за Ваш материал. Согласна с Вами, что принципы метапредметности являются важным условием достижения высокого качества образования. .



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн