Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Из опыта работы воспитателя д/с №1 ГМР Куропаткиной И.А.

Выберите действие:

«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у  детей дошкольного возраста».

 

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося  над землей, заботливый садовник укрепляет  корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,  так и воспитатель должен заботиться о воспитании  у своих детей чувств безграничной любви к  окружающему миру. Воспитание этих качеств  начинается с того времени, когда ребенок  начинает видеть, познавать, оценивать  окружающий мир».              

В.А.Сухомлинский

 

.

 

Природа удивительна и прекрасна.

     

       Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.

 

 

      Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства,  поэтому  уделяю большое внимание экологическому воспитанию.

Мною  определены  следующие  задачи:

- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

- Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- Воспитывать элементарные нормы  поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

 

     На мой взгляд, экологию можно пропустить через все  виды деятельности дошкольника. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.

 

    

    

      Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора  вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.      

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт: солнце просят о тепле и ласке:

«Свети, свети, солнышко,

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу.

На наш садочек,

На аленький цветочек».

 

       Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы,  у них возникает  наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

 

              

      

      В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.

 

    Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

- Комплекс познавательных интегрированных занятий с использованием ИКТ.

- Разработан перспективный план  работы НОД с детьми всех возрастных групп.

- Оформлен уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)

- Организован огород на окне. Дети выращивают лук, чеснок, фасоль, петрушку, укроп, дубы, огурцы, цветы….

- Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, презентаций, песен.

- Создана мини библиотека детской литературы, энциклопедии.

     

 

Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных  и любящих людей. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания, куда родители ходят с удовольствием, о чём свидетельствуют их отзывы о собраниях. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ.

 

  

       Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры.  Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, дидактических играх.

     Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения,  самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

     В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

     Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд  в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.  В процессе ухода  дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же создала уголок  природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя  картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице), «огород на окне».    

                            

       Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности. Мною разработан экологический  проект  «Юные защитники природы », «Поможем птицам зимой», «Удивительные насекомые», «Вред и польза от природы», «Люби и знай свой край».

Общими задачами этих проектов были:

·       формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

·       создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

·       формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

·        развивать познавательные умения детей и родителей  при овладении исследовательскими методами познания  природы;

·       организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

·        реализовать одну из форм работы с родителями   проектно-исследовательской   деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;

·        развивать  взаимопонимание  и  взаимопомощь  между  детьми, педагогами, родителями,  потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

·        развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;

·        воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.        

      Новизна  экологических проектов заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проекты позволяют детям и родителям  участвовать в экологических акциях, озеленении. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

 

Ожидаемые результаты проектов:

- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

- повышение уровня знаний по экологии у детей;  

- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме  проекта.

       Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому      воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.            

 

Фотографии детей размещены с разрешения родителей.


 

 

Прикрепленный файл Size
Пояснительная записка к перспективному планированию.docx 13.08 KB
Перспективное планирование по экологическому воспитанию (по возрастам).xls 99.5 KB
проект "Удивительные насекомые" для мл. группы docx 2.98 MB

»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Навигация по подшивке

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн