«Развитие у детей раннего возраста положительных эмоций при взаимодействии с песком, водой и другими природными материалами»
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче
постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая,
ставя эксперименты, делая на их основе собственные
суждения и умозаключения, чем получать уже
добытые кем-то знания в «готовом виде».
(А.И.Савенков).
Все мы знаем, что сентябрь является для ребенка, которого привели в детский сад сложным периодом адаптации. Малыши входят в атмосферу незнакомую ему, чуждую. Его сопровождают беспокойство, тревога, а это ведет к появлению отрицательных эмоций. А что может помочь малышу расслабиться, почувствовать комфорт, уверенность, получить положительные эмоции - конечно вода, такая знакомая и притягивающая к себе ребенка.
Тему своей работы с детьми «Развитие у детей раннего возраста положительных эмоций при взаимодействии с водой, песком и другими природными материалами (камешки, крупа, лед)» взяла не случайно. Прежде всего, эмоциональное развитие детей является одной из первоочередных и архиважных проблем в условиях как семейного, так и общественного воспитания, и самым тесным образом связанно со всеми сторонами воспитательного процесса.
Развитие эмоций происходит в наиболее благоприятные сроки, такие как развитие умений и навыков. Ребенок с 2-х лет освоил пространство, ходит, бегает, имеет определенный запас слов и выражений, начинает использовать речь в общении. Все это сопровождается эмоциями и служит зарождению новых чувственных отношений.
Возникающие положительные эмоции, во многих случаях, отражая уровень удовлетворения познавательной потребности, приводят к получению результата. Заинтересовавшись игрой, но, не умея действовать, малыш станет недовольным, то есть у него возникают отрицательные эмоции. При определенных навыках и автоматизации действий поведение малыша становится спокойным уравновешенным. Спокойная окружающая обстановка, эмоционально уравновешенное внутреннее состояние ребенка позволяет ему во всей полноте совершенствовать свои действия, закрепить умения, проявить элементы творчества. А значит, чем больше у маленького ребенка отработанных навыков, тем больше времени для новых поисковых действий. Ведь умение взаимодействовать с природными материалами открывает для ребенка путь к экспериментированию, развивает мышление, память, самостоятельность, доброжелательность, открывает творческие способности.
Мною разработан перспективный план работы с детьми, родителями. Одними из основных задач в познавательно- исследовательской деятельности с детьми раннего возраста являются:
1. Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка.
2. Учить пересыпать песок из одного объема в другой.
3. Учить делать куличики из мокрого песка, используя мел.
4. Учить использовать постройки из песка в играх.
5. Познакомить детей со свойствами воды.
6. Учить переливать воду из одного объема в другой, собирать губкой воду со стола.
7. Учить взбивать пену с помощью венчика.
8. Учить вылавливать шарики из воды с помощью ситечка-сачка
9. Познакомить детей со свойствами снега и льда.
10. Учить определять, как опытным путем изменять свойства веществ и материалов.
11. Учить отделять камешки от песка с помощью сито.
12. Учить отделять любой природный материал с помощью сита.
13. Развивать координацию движений, формировать независимость от взрослых, развивать мелкую моторику рук.
14. Знакомить с понятием «количество и счет».
15. Развивать самостоятельность, аккуратность в работе с природными материалами.
16. Познакомить с разновидностью крупы, учить определять свойства, сравнивать, отделять крупную крупу от мелкой, пересыпать в емкость, использовать в играх.
Для проведения игр и занятий осуществляла индивидуально-дифференцированный подход к детям, объединяла по подгруппам с общей ситуацией развития, по сложности задания, объему, по физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий, целью которого является помочь каждому ребенку реализовать себя на занятии.
Методы и приемы работы с детьми
1. Специально организованные занятия;
2. Чтение художественной литературы;
3. Решение проблемных ситуаций;
4. Рассматривание картинок, файлов, альбомов;
5. Экспериментирование ( исследовательская деятельность);
6. Прогулки;
7. Наблюдение;
8. Организация игровой деятельности;
9. Проектная деятельность;
10. Просмотр и беседа по содержанию мультфильмов;
11. Совместные действия (педагог + ребенок);
12. Создание развивающей среды;
13. Ознакомление с трудом взрослых (повар, няня);
14. Создание альбомов («мы играем», «рисуем песком», « игры с крупой»);
15. Создание картотеки (стихи, загадки).
Первый этап работы
В первых играх ставила перед собой цель выявить наличие собственного опыта у детей в играх с водой, песком и природными материалами.
Второй этап работы
Включала обучение разнообразным действием с ними. Для того чтобы начать работу, необходимо было создать развивающую среду: удобные столы для игр с песком и водой внутри которых находятся ящики из пластика. Изготовление стола с подсветкой для рисования песком. Собрана коллекция наборов для игр с песком: совочки, ведерки, грабельки, ситечки разного цвета для просеивания песка, тематические формочки, песок разного цвета, камешки разных размеров и цветов. Для игр с водой используются воронки, пипетки, баночки, бутылочки, (пластиковые), кувшины, «водяная мельница», резиновые игрушки, отображающие водоплавающих, удочки - ситечки, формы от киндер-сюрпризов, леечки и мисочки разных цветов и размеров, передники, бросовый материал (пуговицы, пенопласт, мыльные пузыри, коллекция мини-фигурок «киндер-сюрприз»). Для игр с крупой задействуются крупы разного вида в специальных коробочках, воронки, прозрачные бутылочки, подносы, соломинки, готовые формы из цветного картона (улитка, шарик…). Для знакомства с таким природным материалом, как глина, приобрели специальные формочки и магниты.
В этом возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность, впечатлительность, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно. Работу детей оценивает герой игровой ситуации. Во время оценки у детей закрепляются те навыки и знания, которые получены во время игры. Поощряя детей, располагала их к дальнейшим играм, хорошему самочувствию, доброму отношению к друг другу. Игры с крупой, водой, песком и другими природными материалами построены от простого к сложному. Например: вода «холодная - горячая», «много - мало», «прозрачно - непрозрачно». А затем узнаем, что воду можно еще и красить, и замораживать.
Для того чтобы решить поставленные перед собой цели, необходимо было привлечь родителей. В работе с родителями поставила определенные задачи:
1. Заинтересовать родителей в необходимости взаимодействия ребенка с водой, пеком, крупой, глиной, снегом, льдом;
2. Привлечь родителей к созданию условий для игр в детском саду и дома (коллекционирование);
3. Организовать клуб «мамина школа», «папа может все что угодно» где родители смогут наблюдать за играми детей и поучаствовать в них;
4. Организовать выставки поделок, фотовыставку;
5. Использовать опыт родителей под рубрикой «делимся опытом»
Все мы знаем, что воспитание и развитие ребенка не ограничивается только рамками дошкольного образовательного учреждения. Первостепенную роль в воспитании развития предпочтительно отдается родителям. Малыши впервые переступают порог детского сада, не трудно представить себе, что творится в душе любящей матери, какие мысли теснятся в голове отца. Естественно, что поведение взрослых может отражаться на адаптации ребенка к новым условиям жизни. Для этого необходимо построить работу в тесном контакте с родителями, цель которой является создание доверительных, партнерских отношений между педагогами и родителями воспитанников, с целью укрепления физического и психического здоровья каждого ребенка. Для реализации этих целей, определила формы взаимодействий с родителями. Это родительские собрания, анкетирования, тренинги, информационные стенды, папки-передвижки, консультации, открытые просмотры игровой деятельности (за круглым столом). Наиболее интересной формой взаимодействия с родителями (из книги отзывов) определили создание клубов: «Мамина школа», «Папа может все, что угодно». Задачей клубов является: включать родителей в совместную творческую деятельность, с целью их сближения с детьми и понимания друг друга. Способствовать установлению добрых отношений между педагогами и родителями с целью легкой благоприятной адаптации детей в детском саду. Родители на практике знакомятся с особенностями реализуемой программой воспитания и развития детей раннего возраста.
На заседаниях клуба проводим деловые игры как « магазин игрушек», где родители знакомились не только с полезностью, многофункциональностью игрушки, но и с ее безопасностью для жизни, здоровья малыша. Родители с удовольствием «покупали» игрушку в магазине за описательный рассказ о ней и необходимости ее использования в игре. Мы обращаем внимание, что не все игрушки направлены на нравственное воспитание. И отмечали, что от них необходимо отказаться.
Так как у детей в возрасте от 1,5 до 2,4 речь еще не совершенна, родителями была предложена тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей от 1,5 до 3 лет». Заинтересованность – удивила. Рассказала об актуальности этой темы, предложив, не стандартно подойти к этой проблеме. Вместе с родителями играли: «Ищем клад» (в ведерке с
горохом), «Укрась кружечку крупой», «Вылови пуговицы из воды прищепками», составляли картины из разной крупы.
Мамам очень нравилось и тогда пришлось пригласить очень занятых пап. Как было удивительно, когда на встрече папы готовили для своих малышей увлекательные бутерброды: «Божья коровка» или развиваем фантазию и воображение, выкладывая из красных макарон и котлет «девочку - припевочку», а из картофеля «снеговика с елочкой». И с каким удовольствием дети выбирали победителей, а потом все съедали. Как девчонки, так и мальчишки радовались изготовленной игрушкой – оригами своих пап. Используя нетрадиционные методы рисования, изготавливали печати из картофеля.
На сегодняшний день можно сказать, что родители на практике знакомятся с особенностями и потребностями воспитания и развития своих детей. И меня радует, когда заняты в этом оба родителя.
Когда дети познают свойства природного материала, ощущают ласковое прикосновение воды, играют с песком, изготавливают подарки из глины и магнита, просеивают крупу, у них не остается времени на капризы и плохое настроение. Малыши жизнерадостны, их состояние эмоционально-благополучное. А это значит, что я добилась результата. Дети к концу года хорошо владеют техническими навыками игр с природными материалами, умеют наблюдать, общаться, самостоятельно организовывают игры – эксперименты. Ребенок познает мир.
В прикрепленных файлах:
Перспективное планирование игровой деятельности детей с песком, водой и др. природными материалами.
Перспективное планирование совместной деятельности (педагог + ребенок + родители).
|