Формирование здорового образа жизни, через обучение спортивным играм (футболу)
и спортивным упражнениям (игровому стретчингу)
Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст - это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни.
«Актуальной задачей физического воспитания - говорится в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом начала приобретать актуальность в настоящее время, и всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причём начиная уже с дошкольного возраста. Ведь значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека.
Физическое воспитание дошкольников, как и всё дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на «условного» ребёнка, а не на «мальчику» и «девочку». В большинстве дошкольных учреждениях физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и для девочек: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. О половых различиях вспоминают лишь тогда, когда необходимо тестировать физическое состояние детей - нормативы для девочек, как правило, ниже, чем для мальчиков.
Но у мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удаётся и в которой ярко проявляются особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера: бег, метание предметов в цель на дальность, лазание, борьба, спортивные игры. Кроме того, для нормального развития мальчиков требуется освоение большого пространства.
Девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, с лентами, обручами, танцевальные упражнения. Центр тяжести у девочек находится ниже, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Девочки гибче и пластичнее, чем мальчики.
Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности.
Таким образом, моя задача заключается в том, чтобы организовать двигательную активность детей с учётом гендерных различий. Для реализации этой задачи, возникла идея, использовать спортивные игры и упражнения, научить мальчиков технике игры в футбол и хоккей, т. к. эти игры чем-то похожи между собой, а с девочками начать заниматься стретчингом.
Футбол - это спортивная игра, которая поможет мальчикам развить такие физические качества, как ловкость, быстроту, координацию движений, двигательную реакцию, выносливость; и личностные качества: решительность, смелость, выдержку. Благодаря занятиям стретчингом девочки смогут познать технику движений спортивных и танцевальных упражнений. Образно-подражательные движения разовьют у них творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память. Девочки станут более женственными, пластичными и гибкими. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создаёт ощущение комфорта и спокойствия в целом.
А также спортивные игры и упражнения способствуют укреплению здоровья в целом.
Концептуальность
Преодоление негативной тенденции ухудшения здоровья подрастающего поколения; приобщение детей и взрослых к здоровому образу жизни, через обновления содержания образования за счёт реализации инновационных программ и технологий.
Основные принципы организации занятий:
1. Принцип научности.
2. Принцип систематичности.
3. Принцип постепенности.
4. Принцип индивидуальности.
5. Принцип доступности.
6. Принцип учета возрастного развития движений.
7. Принцип чередования нагрузки.
8. Принцип наглядности.
9. Принцип сознательности и активности.
Цель:
Приобщать детей к здоровому образу жизни, через обучение спортивным играм (футболу) и спортивным упражнениям (игровому стретчингу), формируя и развивая физические и личностные качества ребёнка соответствующие его полу.
Задачи:
1. Формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни;
2. Сформировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта: футболу, а также к спортивным упражнениям: игровому стретчингу, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
3. Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр: футбола и хоккея и спортивными упражнениями: игровому стретчингу;
4. Содействовать развитию двигательных способностей;
5. Сформировать соответствующее полу личностные и физические и психические качества ;
6. Воспитывать положительные морально- волевых качества;
7. Симулировать функциональные возможности каждого ребёнка, активность и детскую самостоятельность.
Этапы работы:
1. Изучение литературы.
2. Проведение мониторинга.
3. Создание условий.
4. Планирование.
5. Взаимодействие с педагогами.
6. Взаимодействие с родителями.
Инновационность.
Обновление содержания физкультурно-оздоровительной работы за счёт внедрения следующих инновационных технологий:
-технология обучения детей старшего дошкольного возраста технике игры в футбол в детском саду;
- технология обучения по игровому стретчингу в детском саду.
Результативность:
1. Итоги диагностики.
2. Положительная динамика снижения заболеваемости с 46% до 21%; у 6 детей изменилась группа здоровья со IIна Iгруппу здоровья.
3. Формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни(дети стали посещать спортивные секции).
4. Улучшение показателей физической подготовленности детей.
5. Появление устойчивого интереса к спортивным играм и спортивным упражнениям.
6. Обогатился двигательный опыт детей и стимулировались функциональные возможности каждого ребёнка, развилась детская активность и самостоятельность.
7. Гармоничное развитие личности.
В прилагаемых файлах:
1. Конспект занятия по обучению мальчиков старшего возраста
технике игры в футбол (в спортивном зале).
2. Конспект занятия по обучению мальчиков старшего возраста
технике в футбол на улице.
3. Проект создания мини-музея «Спортивный мяч» в подготовительной группе.
4. Проект«Футбол в детском саду»с детьми старшего дошкольного возраста.
5. Конспект занятия по обучению девочек старшего возрастаигровому стретчингу.
6. Конспект сюжетно-игрового занятия с девочек старшего возраста
по игровому стретчингу «Просто так».
|