Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках географии в условиях реализации требований ФГОС ООО.
53 replies
Wed, 10/10/2012 - 19:24
Нина Андреевна Никифорова
На сайте с: 16/01/2010
Баллы: 5675
Отличительной особенностью 2012-2013 учебного года является то, что в регионах отдельные школы уже начали работу по Федеральному Государственному стандарту основного общего образования, где изучение географии начинается с 5 класса. В частности, в Астраханской области начали обучение по ФГОС 54 школы, используя учебники 5 класса издательства "ВЕНТАНА-ГРАФ".
Ключевое слово обучения в условиях ФГОС - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ведь цель современного образования - развитие личности школьников, а чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Следовательно, в учебном процессе ведущей становится не передача знаний от учителя к ученикам, а организация определённых видов деятельности: познавательной, коммуникативной, регулятивной, ценностно-ориентационной и др. Включение учащихся на уроке в решение комплекса познавательных задач, основанных на применении и взаимодействии различных видов деятельности, представляет собой вектор их развития (личностного, умственного, коммуникативного, социального).
Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит школьному учебнику географии. Как же новые учебники начального курса географии помогают учителю работать инновационно? Предлагаю обсудить на данном форуме проблему: "ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО" (по учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс", 5 класс. ИЦ "ВЕНТАНА-ГРАФ", руководитель авторского коллектива И.В. Душина, под общей редакцией В.П. Дронова). Поделитесь первыми впечатлениями, особенностями работы по новым учебникам географии. Предлагаю обсудить вопросы:
Какие подходы к реализации самостоятельной познавательной деятельности учащихся предложены в учебнике?
Как в учебнике предусмотрена организация учебной деятельности пятиклассников на уроках географии по усвоению универсальных учебных действий (УУД)?
Ваши методические приёмы по организации работы с текстом учебника.
Как дидактический аппарат начального курса географии направлен на реализацию деятельностного подхода?
Как учебник географии 5 класса ИЦ "ВЕНТАНА-ГРАФ" позволяет реализовать деятельностный подход на всех этапах обучения на уроке?
Ваши первые успехи (а может и сложности) работы по-новому. Поделитесь своими первыми, на ваш взгляд, успешными авторскими наработками
Коллеги, очень надеюсь на ваше активное участие в обсуждении данной проблемы форума!
Елена Васильевна, добрый день! Мне тоже не по душе одночасовые уроки: очень трудно обучать географию деятельностно всего 1 час в неделю. Однако, когда на начальный курс оставили всего час в шестом классе, было совсем "тяжко"! Так что - час на географию в 5 классе - это уже радость. А усилить нашу любимую географию в 5 классе можно часом краеведения. В нашем регионе разработана программа для 5 класса "Моя краеведческая лаборатория" и рабочая тетрадь с заданиями по организации самопознания детей к данной программе, так что можно отвоёвывать ещё время на свой предмет, ведь краеведение - незаменимый помощник в деятельностном обучении географии.
Комментарий был изменен с момента создания (Nikiforova_nina, чт, 11/10/2012 - 23:55).
Добрый вечер! Уже идет второй месяц работы с новыми учебниками географии в 5 классе.Очень интересно работать по учебникам. Детям очень нравится школа географа -следопыта. Очень ждем публикацию рабочих тетрадей. Работа по новым стандартам идет, и я уверенна ,что у нас все получится!
Уважаемые коллеги, важное свойство современного учебника географии – его насыщенность наглядными средствами, которые будут обеспечивать понимание и активность всех учащихся. Каждый информационный элемент текста учебника должен содержать не только специально созданную иллюстрацию, но и предполагать активную познавательную работу с ней. Я считаю, это все есть в учебнике "Вентана-Граф". Его содержание построено в соответствии с главными идеями стандарта основного общего образования, большое внимание уделяется вопросам мировоззренческого характера, связанным с современностью и личным опытом учащихся.
С уважением, Татьяна Скибо, учитель географии МОУ "СОШ №2 г. Нариманов", Наримановский район, Астраханская область
На мой взгляд, главной, отличительной особенностью учебника для пятиклассников ИЦ "ВЕНТАНА-ГРАФ" является то, что в нем реализован наиболее полно системно-деятельностный подход к организации учебной деятельности школьников. Обратите внимание, как точно и педагогически оправдано автор включает практические работы учащихся в содержание учебной деятельности на уроке. Ребята имеют возможность познакомиться и освоить важнейшие методы изучения географии уже в самом начале изучения курса: метод наблюдения, моделирования, прогнозирования и т.д. Тем самым авторы не только создают условия для формирования важнейших универсальных учебных действий обучающихся, но и создают ситуацию успеха для учеников! Ребята не только осваивают содержание курса, но и с гордостью говорят: "Я умею.....", " Я могу научить вас (родители, друзья ....)".
Такой учебник полностью отвечает требованиям к учебнику нового поколения, мы его ждали !!!
В нашей школе ещё не перешли на обучение географии с 5-го класса, но меня эти вопросы интересуют, т.к. приступать к обучению по-новому необходимо с определённым умениями. Многие уроки составляю в свете новых требований, готовлю задания, по которым ученики будут "добывать" знания на конкретном уроке. В нашей области подготовку учителей по работе в условиях ФГОС начали зараннее, и на обучающие семинары приглашают всех учителей не зависимо вводят у них в школе преподавание предмета с 5-го класса или нет. В пятом классе дети не загружены, у них много "лёгких" предметов, поэтому информационный материал они усваивают лучше. тем более, что в расширенном виде эти вопросы они будут изучать в 6-м классе. Пятиклассники любознательны, легко включаются в исследовательские проекты. Я считаю, что географию надо изучать с пятого класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. В нашей школе тоже ещё не перешли на преподавание географии в 5 классе, но я внимательно изучила новый учебник и все методические материалы к нему, побывала на встречах с автором, беседовала с теми, кто уже начал работу. Уже сейчас многое из этого учебника использую на уроках и во внеурочной деятельности. Конечно, для учителя полностью перестроиться на новые требования очень сложно. Здесь нужно менять не только формы и методы, а перестраивать всю нашу педагогическую психологию. Но ведь трудно не только нам, трудно и детям. На традиционном уроке они большую часть времени слушали учителя, а теперь им приходится трудиться весь урок в поте лица: ставить перед собой цели, мотивировать свою деятельность, самостоятельно работать, а в конце урока анализировать результат своей деятельности.
С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ г. Астрахани "СОШ №35"
Коллеги! Очень хорошо, что вы уже перестраиваетесь на работу по новым стандартам, интересуетесь новыми учебниками географии 5 класса. Хотелось бы, чтобы активнее подключались к обсуждению на форуме учителя географии, которые уже начали в этом учебном году работу с 5 класса по ФГОС. Желательно узнать, как развитию умений и способов действий учащихся способствует организация деятельности с аппаратом учебника "География. Начальный курс. 5 класс", какие особенности данного учебника помогают в этом учителю географии.
Здравствуйте, Анна Борисовна! Я полностью с Вами согласна!!! Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебников с 6 по 10 (11) классы. Структура и содержание новой линии учебников соответствуют "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования по географии.учебный материал обеспечивает комплексность и преемственность всех уровней школьного образования;большое внимание уделяется практическим видам деятельности, содержание практических работ разработано с учетом новых требований к результатам обучения, применению географических знаний и умений в повседневной жизни;расширена информация о современных методах географических исследований (средства глобальной системы навигации), источниках географической информации (космические снимки), роли географии в обществе, приводится список интернет-ресурсов и т. д. Надеюсь, что через два года наш Лицей поддержит меня и я буду работать по НОВЫМ учебникам!!!!
Спасибо, что Вы очень подробно изучили учебники ИЦ "Вентана-Граф" и профессионально подходите к отбору УМК для реализации ФГОС. Буду очень рада, если Вы будете переходить на эту линию. Помните, что Вы всегда можете обратиться в РИПК и ППРО по любому вопросу.
С этого года я начала работать по УМК издательства "Вентана-Граф". Сразу хочу отметить грамотный, хорошо написанный учебник. Содержание учебника способствует формированию целостной картины изучаемого материала, развивает мотивацию у обучающихся. Много иллюстрации красочной, формирует познавательный интерес. Особенно хочется отметить логику изложения, научность. Несколько слов о рабочих тетрадях. Мои ученики с удовольствием выполняют задания, предлагаемые автором. Задания дифференцированные, что позволяет проверить знания детей с разным уровнем учебных возможностей.Практически учителю остается только организовать деятельность. В условиях перехода к новым стандартом все это как нельзя кстати. УМК дополнен атласом и контурными картами. Мне все нравится.
Очень большие возможности дает УМК, способствует не только повышению географической культуры, но и формированию УУД. Спасибо авторскому коллективу! МОЛОДЦЫ!
Отличительной особенностью 2012-2013 учебного года является то, что в регионах отдельные школы уже начали работу по Федеральному Государственному стандарту основного общего образования, где изучение географии начинается с 5 класса. В частности, в Астраханской области начали обучение по ФГОС 54 школы, используя учебники 5 класса издательства "ВЕНТАНА-ГРАФ".
Ключевое слово обучения в условиях ФГОС - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ведь цель современного образования - развитие личности школьников, а чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Следовательно, в учебном процессе ведущей становится не передача знаний от учителя к ученикам, а организация определённых видов деятельности: познавательной, коммуникативной, регулятивной, ценностно-ориентационной и др. Включение учащихся на уроке в решение комплекса познавательных задач, основанных на применении и взаимодействии различных видов деятельности, представляет собой вектор их развития (личностного, умственного, коммуникативного, социального).
Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит школьному учебнику географии. Как же новые учебники начального курса географии помогают учителю работать инновационно? Предлагаю обсудить на данном форуме проблему: "ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО" (по учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс", 5 класс. ИЦ "ВЕНТАНА-ГРАФ", руководитель авторского коллектива И.В. Душина, под общей редакцией В.П. Дронова). Поделитесь первыми впечатлениями, особенностями работы по новым учебникам географии. Предлагаю обсудить вопросы:
Коллеги, очень надеюсь на ваше активное участие в обсуждении данной проблемы форума!
С уважением, Нина Андреевна Никифорова!