Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности ребенка должна быть сама атмосфера творчества. Имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, ребёнок увлечён тем, что он делает. Помочь педагогу в этом могут сюрпризные моменты, различные игры, художественное слово, и т.д.
Уважаемые коллеги, предлагаю создать Копилку творческих идей и находок, которые помогут нам развивать в детях творческие способности. В копилку принимаются различные дидактические игры, тестовые задания, упражнения, описание методических приёмов, художественное слово, интересные сюрпризные моменты, игровые мотивации и т.д. (При описании игр, тестовых заданий и упражнений необходимо писать цель и краткий ход).
Творческая игра «Портрет из пуговиц»
Цель: учить придумывать новое назначение новым предметам, стимулировать творческую активность.
Ход игры: придумать любой образ и выложить его из пуговиц.
Творческая игра «Поиск образа в причудливом пятне»(кляксография, монотипия)
Цель игры: развивать умение путём комбинирования создавать фантастические образы, выполнять декоративную прорисовку, развивать творческие способности.
Ход игры: Краской, цветной бумагой, лоскутками ткани, трафаретами наносят пятна краски на бумагу. Лист бумаги складывается пополам. Затем ребята пытаются угадать сложившийся образ, прорисовать мелкие детали.
Игра «Забывчивый художник»
Цель игры: способствовать созданию в воображении образа на заданную темы.
Ход игры:
«Один забывчивый художник не закончил свою картину. Как вы думаете, что он хотел на ней изобразить? Дорисуйте незавершенную картину»
Игра «Дорисовка»
Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, развивать творческое воображение.
Ход игры: воспитатель предлагает дорисовать части рисунка до целостного образа.
При проведении игры возможно усложнение заданий. То есть можно предлагать детям создавать сюжетно-тематические композиции на основе заданного шаблона.
|
На: "Развиваемся играя"
Игры, задания - на развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности.
• Нарисуйте на листе силуэт машины, человека, дома, снежинки. Попросите ребенка вырезать его по контуру и раскрасить. Можно вырезать цветок из открытки, животное
с картинки и т.п.
• Можно попросить малыша вырезать из бумаги (по вашему контуру) ежа и ручкой или карандашом быстро натыкать ему точки-иголки.
• Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.
• Возьмите лист бумаги и, сложив его, вырвите посередине кусок. Затем расправьте лист и попросите малыша обвести прорубь и обнести ее забором, чтобы туда никто не упал. Если отверстие получится квадратное, можно попросить
нарисовать дом так, чтобы окно находилось в центре.
• Рисунок по образцу. Попросите ребенка нарисовать точно так, как на образце. Это может быть домик или комбинация каких-либо фигур.
• Следите, чтобы форма и размер соблюдались. Также можно нарисовать галочку V и сказать, что это птичка села на страницу, и пусть сюда прилетит еще много-много таких же птичек.
• Пробку от бутылки положите малышу на нос, или на голову, или на палец, и пусть он попробует походить с ней некоторое время.
• Положите на пол лист бумаги. И жалобным голосом сообщите, что он плачет и просит, чтобы малыш поднял его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т.д.
• Пусть малыш закроет глаза и попытается определить, какая из книг тяжелее. А потом, выбрав, допустим, более легкую, найдет ее среди других книг (только на ощупь, с закрытыми глазами).
• На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.
На: "Развиваемся играя"
Алина Алексеевна, отличные игры! В гости к Вам сходила, спасибо за приглашение! У Вас очень уютно, богатая развивающая среда! Молодцы!!!
Команда"Гномики"
На: "Развиваемся играя"
Весёлые краски(дидактическая игра).
Подготовила
воспитатель высшей категории
Шаповалова Валентина Петровна
Данное пособие предназначено для работы с детьми всех возрастных групп.
Цель:
Развивать чувство цвета на основе развития цветового восприятия.
Игровой материал: пособие представляет собой набор головных украшений разных цветов радуги – краски (ободок обтянут сеткой, украшен бантом), набор разноцветных ленточек.
Методические указания:
Взрослый контролирует правильность выбора украшения определённого цвета (краски) детьми младшего, среднего дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста выполняют самостоятельно, согласно словесной инструкции.
Ход игры:
Младший, средний возраст:
Формировать умение различать цвета в цветовом спектре (красный, синий, жёлтый, зелёный, голубой, оранжевый).
Варианты:
1. Найди красный цвет (синий, жёлтый, зелёный);
2. Выбери краску твоего любимого цвета, назови её цвет;
3. Надень зелёное украшение, найди ленточки такого же цвета;
4. «Пойдём в гости»:
Ребёнок объясняет свои действия: я - синяя краска, я иду в гости к зелёной краске и т.д.;
Старший возраст:
Расширить знания детей о цветовой гамме, тёплых и холодных цветах, закреплять знания о получении новых цветов путём смешивания красок. Познакомить детей с цветовыми эталонами: расположение цветов в цветовом спектре на примере радуги
Варианты:
Я – самая яркая краска,
Люблю всё яркое рисовать.
Самая красивая краска –
Так можно обо мне сказать.
(красная)
Я – вторая краска после красной,
Делаю весь мир прекрасным:
Любят все меня за это.
Я …………. цвета.
(оранжевого)
Без меня – я знаю точно,
Не нарисовать цыпленка,
Одуванчика, утёнка,
И, согревающего нас, солнца.
(жёлтая)
Я открою вам секрет:
Важнее этой краски нет.
Лес, траву, листву, друзья,
Без меня нарисовать нельзя.
(зелёная)
Чем небо, незабудки рисовать?
Какую краску нужно взять?
Я горжусь -
Ведь я для этого гожусь!
(голубая)
Моря, океаны, реки
На нашем шаре земном
Ты нарисуешь, если
Сумеешь подружиться со мной.
(синяя)
Я – лучшая краска, поверьте!
Обо мне нельзя забывать.
Цветущую сирень и сумерки
Я помогу нарисовать.
(фиолетовая)
1 «Разноцветная радуга»:
- отгадайте загадку: разноцветные ворота над Землёй построил кто – то.
(радуга)
- какие цвета радуги вы знаете (перечисляют)?
Дети выбирают понравившуюся краску. Бегают, танцуют. По сигналу должны построиться соответственно порядка расположения цветов радуги.
2 «Дружные краски»:
Дети прыгают, бегают. По сигналу две краски берутся за руки и выбирают краску, соответствующую тексту.
Жёлтая краска и синяя подружатся – зелёная краска получится.
Красная краска и жёлтая подружатся - оранжевая краска получится.
Синяя краска и красная подружатся – фиолетовая краска получится.
После знакомства со способом получения краски путём смешивания, дети самостоятельно выбирают ту краску, которая должна получиться (вторая часть не читается).
«Тёплые – холодные»:
Дети бегают, играют. По сигналу строятся в два круга – тёплые отдельно от холодных. Напомнить, что зелёная краска может относиться и к холодным (если добавляется синяя), и к тёплым (если добавляется красная) краскам.
3 «Краски танцуют»: под музыку песни «Оранжевая песенка» (сл. А. Аркадова, муз. Г. Горина) дети выполняют движения (авторские).
Вот уже подряд два дня (идут по кругу подскоками)
Я сижу, рисую.
Красок много у меня (идут по кругу подскоками в другую сторону)
Выбирай любую.
Я раскрашу целый свет (подскоками в центр круга)
В самый свой любимый цвет…(подскоками назад)
Припев:
Оранжевое небо, (ленточки вверх, махи влево - вправо)
Оранжевое море, (руки вперёд, махи влево – вправо)
Оранжевая зелень, (внизу - влево – вправо)
Оранжевый верблюд, (махи вверх – вниз поочерёдно)
Оранжевые мамы (повороты вокруг себя, руки в стороны)
Оранжевым ребятам (повороты в обратную сторону)
Оранжевые песни (махи влево – вправо вверху)
Оранжево поют.
Вдруг явился к нам домой (приставной шаг вправо, руки разводим в стороны)
Очень взрослый дядя,
Покачал он головой, (остановиться, покачать головой влево – вправо. Руками – внизу)
На рисунок глядя,
И сказал мне: (приставной шаг влево, руки разводим в стороны)
— Ерунда!
Не бывает никогда…
Припев: (повторяются движения)
Только солнце в этот миг (бег по кругу, руки в стороны)
Ярко заблестело
И раскрасило весь мир (остановиться, махи вверх – вниз поочерёдно)
Так, как я хотела.
Дядя посмотрел вокруг (повороты вокруг себя, руки в стороны)
И тогда увидел вдруг…(повороты вокруг себя в другую сторону, руки в стороны)
Припев: (повторяются движения)
Эту песенку с собой (приставной шаг вправо, руки впереди – упражнение ножницы)
Я ношу повсюду, (приставной шаг влево, руки впереди – упражнение ножницы)
Стану взрослой, всеравно (махи влево – вправо вверху)
Петь ее я буду,
Даже если ты большой, (остановиться, махи вверх – вниз поочерёдно)
Видеть очень хорошо…
Припев: (повторяются движения).
Проигрыш: топающий шаг в центр круга – ленточки вверх, затем – назад(2 раза).
На: "Развиваемся играя"
Грибы в корзине
Материалы. Простой и цветные карандаши; иллюстрации, фотографии с изображением различных грибов, плетеной корзинки.
Предварительная работа:
Рисунок. Растопырив пальчики, ребенок прикладывает ладошку к листу тетради и обводит простым карандашом. Используя различные линии, дорисовывает каждый гриб. Основание пальчика — ножка. Шляпка гриба - круг или овал. Дугой дорисовывает ручку и основание корзины. Узоры для корзины дорисовывает прямыми, волнистыми линиями.
На: "Развиваемся играя"
Алина Алексеевна, это очень интересно!
Команда "Озорники"
На: "Развиваемся играя"
Алина Алексеевна, спасиба за оригинальную, свежую идею! Как говорит Татьяна Вячеславовна: "унесла к себе"!!!
С уважением, Яна Синельникова
На: "Развиваемся играя"
На: "Развиваемся играя"
Вауууууу!
Алина Алексеевна , какая замечательная идея.
Здорово!
команда "Медвежата"
__
Татьяна Рыбакова
На: "Развиваемся играя"
Алина Алексеевна!
Команда"Гномики"
На: "Развиваемся играя"
Спасибо команде "ГНОМИКИ" от команды "НЕЗАБУДКИ"
На: "Развиваемся играя"
Уважаемые коллеги, спасибо всем за ваш труд, творчество! Вчера начала делать картотеку по итогам проекта (систематизировать игры, образцы, занятия по темам) . Такой богатейший материал мы собрали! Здорово! Какое это будет подспорье в дальнейшей работе! Ведь иногда нам не хватает времени штудировать литературу в поисках нужной игры или образца, а тут всё под рукой, открыл нужный раздел и выбирай! Не перестаю радоваться, удивляться и говорить ВСЕМ
С уважением, Яна Синельникова
На: "Развиваемся играя"
Яна Игоревна! Я с Вами полностью согласна-благодаря проекту, мы получили интереснейший материал для нашей работы, я тоже создала картотеку игр и конспектов занятий! Всем огромнейшее СПАСИБО!!!
На: "Развиваемся играя"
Зимний пейзаж.
1.Нарисуйте карандашом зимний пейзаж, затем дайте малышу зубную пасту лучше русскую и пусть он ее выдавливает по контурам рисунка, затем высушите рисунок и пусть ребенок раскрасит ее красками.
2.Вам понадобится плотная бумага лучше акварельная, акварель,кисти,свеча. Ребенок сначала рисует карандашом зиму, потом свечой обводим снежинки, снег, сугробы, затем закрашиваем рисунок акварелью . Все нарисованное свечой остается белым.
На: "Развиваемся играя"
ОЧЕНЬ ПРИЯТНО СЛЫШАТЬ СЛОВА ОДОБРЕНИЯ ОТ КОЛЛЕГ!
СПАСИБО!
На: "Развиваемся играя"
Спасибо,Алина Алексеевна, всё очень интересно!
Команда"Гномики"
На: "Развиваемся играя"
Нитки для шариков
- Надуйте шарик и, не завязывая ниткой, дайте малышу. Как только малыш возьмёт шарик, он тут же сдуется.
- Объясните ребёнку, что для того чтобы шарик не сдувался, нужно его завязать ниткой.
- Надуйте ещё раз шарик и завяжите его ниткой.
- Покажите, заранее нарисованные на листе разноцветные шары без ниточек.
- Предложите малышу дорисовать ниточки к шарикам. Но сначала покажите, как это делать. Карандаш приставить к «хвостику» шарика и вести вниз. Затем возьмите руку малыша и вместе с ним нарисуйте ещё одну ниточку к шарику.
- Теперь предложите малышу самому попробовать нарисовать ниточки. И не забудьте похвалить ребёнка за старание и усидчивость.
- А теперь поиграйте с малышом воздушным шариком. Можно подбивать шарик вверх, можно подбивая, перебрасывать друг другу.
На: "Развиваемся играя"
Алина Алексеевна, интересно с кругами - клубочками придумано.
команда Малыш
На: "Развиваемся играя"
Алина Алексеевна, очень интересные советы.
Уже творим!
команда "Медвежата"
__
Татьяна Рыбакова
На: "Развиваемся играя"
Алина Алексеевна, спасибо за ваши идеи!!!! Молодец!!!!
С уважением, Яна Синельникова
На: "Развиваемся играя"
Алина Алексеевна, это хорошие находки для нашей капилки.
Команда"Озорники"
На: "Развиваемся играя"
А ещё можно рисовать губной помадой!
Вот так!!!
__
Татьяна Рыбакова
На: "Развиваемся играя"
Рисование кругов. «Клубочки для котёнка»
Для работы вам понадобится: фломастеры или карандаши разного цвета.
- Распечатайте рисунок, нарисуйте несколько кругов разной величины. В каждом круге, в центре, поставьте точку и покажите ребёнку, как рисовать клубочки.
- Следующий клубочек нарисуйте, держа руку малыша своей рукой.
- Следующий предложите нарисовать самому малышу.
- А теперь побеседуйте по картинке. Рассмотрите котёнка, спросите, как котёнок мяукает, как двигается, что он любит пить и т.д. Затем рассмотрите клубочки: какого они цвета, размера.
- А теперь прочитайте ребёнку стихотворение.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза – смелые,
Зубы – белые.
На: "Развиваемся играя"
Сосульки
- Вырежьте из белой бумаги в произвольной форме сосульки и наклейте на лист бумаги другого цвета ( к верхнему краю листа ).
- Дайте ребёнку кисть (мягкую) и белую гуашь. Пусть нарисует капельки, которые стекают с сосулек.
- Капельки будем рисовать примакиванием кисти. Можно сказать малышу, что наша кисточка будет весело скакать по листу бумаги: Раз-прыжок, два-прыжок, получаются капельки!
На: "Развиваемся играя"
Спрячь мышку от кошки
- Нарисуйте в центре листа карандашом или фломастером мышку. Покажите малышу.
- Расскажите малышу короткую сказку.
- Жила была мышка. Любила эта мышка сыр. А чтобы до сыра добраться, нужно было каждый раз мимо кошки пробегать. Уж очень мышка боялась кошку. А кошка только и ждала, когда же мышка за сыром пойдёт. Вот наша мышка и собралась за сыром, а кошка притаилась и ждёт. Мышка тихо-тихо крадётся, да кошку не проведёшь! Ой, вот сейчас догонит мышку кошка! Куда нашей мышке деваться?
- Давай поможем мышке, спрячем её.
- Дайте малышу карандаш или фломастер такого же цвета, как и мышка, предложите закрасить всю мышку (заштриховать). Но сначала покажите, как это делается.
- Когда мышка будет полностью заштрихована, скажите малышу, что он молодец, спас мышку от кошки.
На: "Развиваемся играя"
Игры с красками
Слепите кулич из снега и предложите ребенку раскрасить его. Приготовьте заранее баночки с разноцветной водой и поливайте ею сверху снег. Разрежьте кулич лопаточкой и покажите ребенку как вода проникает через снег. Обратите внимание, что густая краска медленнее окрашивает снег, а хорошо разведенная водой – быстрее.
На: "Развиваемся играя"
Рисование струйками воды
Возьмите бутылочки с брызгалками и распылителями, наполните их цветной водой и дай волю творчеству.
На: "Развиваемся играя"
"Моя любимая погода зимой"
Нетрадиционные техники:печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках (ясно, метель); развивать чувство композиции, колорита.
Понадобится: иллюстрации или репродукции картин, бумага голубого и темно-серого цвета, уголь, белая и зеленая гуашь, мисочки для краски, тампоны поролоновые, жесткие кисти, трафарет, кусочки картона для набрызга, салфетки.
Покажите ребёнку две иллюстрации зимней погоды — ясно и морозно; метет метель. Прочтите отрывки из стихотворения А. Пушкина:
1) ... Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, намыл и вот сама
Идет волшебница зима...
2) ... Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
Предлагается выбрать подходящие иллюстрации, определить, чем они отличаются и чем похожи, выделить основные признаки ненастной и ясной погоды зимой, решить, какие из них лучше изобразить. Вспомните и опишите вместе с ребёнком, какой - нибудь зимний день, который наиболее запомнился.
Предложите изобразить снег пальчиками, набрызгом; деревья – углём, небо голубым, серым; ветер обозначается склонёнными деревьями. Картину можно вставить в рамочку и повесить на стену.
На: "Развиваемся играя"
Обучение рисованию: «Я люблю пушистое, я люблю колючее»
Нетрадиционные техники:тычок жесткой кистыю, оттиск скомканной бумагой, поролоном.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя.
Для занятия понадобится: тонированная бумага бледно-зеленого и голубого (для филина) цвета, жесткая кисть, гуашь, скомканная бумага, поролон, тарелочки для печати, эскизы, фото, иллюстрации с изображением разных животных.
Прочитайте ребёнку стихотворение Б. Заходера «Про всё на свете»:
Все-все, все на свете, на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед, и кто делает яд!
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
И если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
Все-все, все на свете, на свете нужны,
И это все дети запомнить должны!
Пусть ребёнок выскажет свои впечатления от стихотворения, предложите рассмотреть фото, иллюстрации, сравнить таких разных пушистых и колючих зверей: котенка и ежика, птиц: цыпленка и филина. Пусть ребёнок отметит не только их различия, но и сходства. Предложите придумать сказочных, необычных пушистых и колючих зверей, дать им соответствующие названия.
На: "Развиваемся играя"
"Зимние узоры"
Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования в старшей группе.
Программные цели:
1. Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования.
2. Развивать образное мышление.
3. На примере стихотворения воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки.
4. Знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность).
Материалы для занятия: цветная бумага темных тонов, клей, поваренная соль, пластиковые стаканчики с подкрашенной водой, «конфетти» из фольги.
Предварительная работа: за день до занятия на прогулке дети наблюдали за формой и структурой снежинок (на темной бумаге с помощью лупы), а также самостоятельно изготовили конфетти из фольги.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня-первый день зимы. Зима - замечательное время года. Давайте вспомним названия зимних месяцев (ответы детей). Верно. Зимой все покрыто снегом: крыши домов, земля, деревья. К сожалению, в тепле снег очень быстро тает, поэтому мы можем любоваться его красотой только на улице. А во что превращается снег в помещении? Верно, в воду. Мы уже знаем, что и снег ,и лед, и пар- это вода, только в разных состояниях. Чтобы частичка зимы была с нами всегда, сегодня мы создадим зимнюю картину. Прежде чем приступить к работе, послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Холодно на улице,
Ветер завывает,
Только Миша с Ваней
Всё в снежки играют.
Мама Ваню позвала,
Он ушел домой.
«Ну и пусть,- подумал Миша,-
Я уже большой!».
Уж на улице темно,
В синем небе звезды,
Михаил совсем замерз,
Да уже и поздно…
Он в промокших сапогах,
Шапке набекрень…
Мама спрашивает сына:
-Где ты бегал целый день?
Только Миша наш молчит-
Горло у него болит!
Он на маму смотрит хмуро-
У него температура!
Ребята, как вам кажется, правильно ли поступил Миша, целый день проведя на улице? Какая была погода? Почему мальчик заболел? Что нужно делать, чтобы не простудиться? (Ответы детей).
А сейчас мы с вами приступим к созданию наших зимних картин. Вы видите, что сегодня вместо красок и белых альбомных листов перед вами не совсем обычные материалы. Оказывается, с помощью клея и соли тоже можно рисовать! Сейчас мы узнаем, как.
Воспитатель знакомит детей с техникой «солевого» рисования и предлагает самостоятельно украсить листы темной цветной бумаги произвольными рисунками на «зимнюю» тематику. По желанию ребенка для украшения рисунка можно использовать конфетти.
Воспитатель: Ну вот, молодцы! Какие красивые снежные картины получились у вас! Нужно немного времени, чтобы клей высох. А мы пока с вами разомнемся!
Физминутка «Зимняя прогулка»:
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком-
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, у нас получились очень красивые снежные картины. А самое главное- этот снег не тает и будет долго радовать вас. Что нового мы сегодня узнали? (Рисовать можно не только карандашами и красками).
Сейчас мы пойдем на улицу и продолжим наблюдения за свойствами воды. Возьмите, пожалуйста, стаканчики. Можете добавить в воду конфетти. В конце прогулки мы увидим, что произошло с водой на морозе.
На: "Развиваемся играя"
Любовь Викторовна, и Вам , спасибо за интересный материал! В работе все пригодится!!!!
На: "Развиваемся играя"
Действительно хорошие и разные игры по жанру портрета!
С уважением, Яна Синельникова
На: "Развиваемся играя"
Яна Игоревна, Алина Алексеевна!
Команда"Гномики"
На: "Развиваемся играя"
Любовь Викторовна,
глаза разбегаются от ваших материалов!
Супер!!!
команда "Медвежата"
__
Татьяна Рыбакова
На: "Развиваемся играя"
Спасибо, Татьяна Вячеславовна! У всех этих интересных материалов есть авторы, поэтому им огромное спасибо! Спасибо ПРОЕКТУ, его организаторам! Благодаря проекту я расширила свои знания, узнала массу интересного,познакомилась с прекрасными педагогами,проект стал частичкой моей жизни.
Любовь Курганова
На: "Развиваемся играя"
Дидактические игры по изобразительной деятельности
1. «Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
2. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.
3. «Составь ежа из палочек»
Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.
4. «Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет
5. «Кто играет с нами в прятки»
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.
6. Панно «Осень праздничная»
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.
Игровые задания:
Оборудование:2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.
7. «Тепло-холодно»
Цель: закреплять представление о цветовом круге.
Игровые задания:
1. Построение с ленточками:
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.
2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).
На: "Развиваемся играя"
Алина Алексеевна, спасибо за доступный материал.
Скопируй, распечатай и в дело...!
ТАК ДЕРЖАТЬ!!!
команда "Медвежата"
__
Татьяна Рыбакова
На: "Развиваемся играя"
Алина Алексеевна, спасибо за интересный материал!
Команда "Гномики"
На: "Развиваемся играя"
Ой, что-то повторилась....
На: "Развиваемся играя"
Подготовила воспитатель
МБДОУ «Детский сад №11 «Ручеек»
Надежда Константиновна Казакова
МОЗАИКА
Цель игры:
Развивать внимание, логическое мышление, умение различать цвета.
Необходимые материалы и наглядные пособия:
Чистый альбомный лист, 5 фломастеров разного цвета.
Ход игры:
В этой игре могут участвовать как 2, так и несколько игроков. Участники игры должны сесть за стол и положить на его середину альбомный лист и фломастеры. Затем тот участник, который делает первый ход, должен нарисовать на этом листе любую геометрическую фигуру, кроме круга. Желательно, чтобы она была небольшого размера и обязательно закрашенная фломастером одного цвета. Это может быть квадрат, прямоугольник, ромб, различные многоугольники и т. д. Следующий участник должен нарисовать новую фигуру на одной из сторон первой, но уже фломастером другого цвета. Затем новую фигуру рисует следующий игрок и т. д. Главное правило заключается в том, чтобы ни одна из сторон повой фигуры не соприкасалась с фигурой того же цвета. Победителем в этой игре считается тот, кто последним нарисует фигуру нового цвета.
ЦВЕТНАЯ КАРТИНКА
Цель игры:
Развивать цветовое восприятие, внимание, умение сосредоточиться.
Необходимые материалы и наглядные пособия:
Любая книжка с цветными картинками.
Ход игры
Расположитесь с ребенком за столом и возьмите выбранную вами книжку. Откройте первую картинку и предложите вашему малышу рассказать о том, что на ней изображено, какие события разворачиваются. Затем дайте задание ребенку еще раз внимательно просмотреть эту картинку и выписать все цвета, которые встречаются на ней. Если у ребенка возникают затруднения, сконцентрируйте его внимание на отдельном предмете. Выяснив, какого он цвета, переходите к следующему. Если ваш малыш уже хорошо разбирается в основной цветовой гамме (красный, синий, зеленый, черный, белый, желтый), назовите и покажите ему новые цвета (оранжевый, фиолетовый, сиреневый и др.).
ДЕТЕКТИВЫ
Цель игры:
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия:
Цветная картинка, чистый лист бумаги, карандаш.
Ход игры
В некоторой степени эта игра является продолжением предыдущей. Для начала вам с ребенком необходимо проанализировать картинку и выписать все те цвета, которые на ней встречаются. Затем выдаете вашему малышу задание найти в том помещении, где вы находитесь, все предметы каждого из выписанных цветов. Если в этой игре принимает участие несколько человек, то можно устроить конкурс. Тот, кто обнаружит больше всего предметов, будет считаться победителем.
СИНИЙ ИЛИ КРАСНЫЙ
Цель игры:
Развивать слуховое восприятие цвета, внимание, умение концентрироваться, воображение, логическое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия:
Потребуется сказка или рассказ, который ваш ребенок хорошо знает.
Ход игры
Перед тем как начать игру, вам необходимо переделать выбранный рассказ. Для этого нужно заменить все названия цветов на самые необычные и нелогичные. Например: красный волк, оранжевая шапочка, зеленое небо, розовый лес и т. д. Затем вам необходимо объяснить ребенку, что ему предстоит прослушать сказку, в которой перепутаны все названия цветов. Его цель — найти все ошибки и исправить, назвав правильный цвет. Если у него возникают затруднения, и он не может запомнить все ошибки сразу, прочитайте сказку определенными фрагментами или предложения. Помимо этого, вы можете голосом делать акценты на тех местах, где содержатся ошибки.
ЦВЕТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Цель игры:
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия:
Негромкая веселая музыка, 5—6 предметов одного цвета (кубиков, игрушек, карандашей), секундомер, поощрительный приз.
Ход игры
Эту игру лучше всего проводить в детской комнате, где много игрушек. Объясните ребенку, что сейчас вам предстоит искал, различные предметы одного цвета. Делать это необходимо за определенный промежуток времени. Затем выдаете команду отыскать три предмета красного цвета за 30 секунд. За это время ваш малыш должен найти и принести или показать (если предмет очень тяжелый) эти предметы. Если он справился, можно давать следующее задание, если нет, то он лишается какой-то части приза. В эту игру можно играть и с большим количеством участников. Тогда все игроки делятся на две команды, и для первого конкурса от каждой команды выбирается по одному человеку. В этом случае на поиск выделяется большее количество времени. Эту игру можно усложнить, если назвать для поиска предметы не одного цвета, а разных: например, 2 красных, 1 желтый, 2 синих. Это усложнит поиск и добавит в игру разнообразие.
Источник:
"Большая книга праздников для малышей" Н.В. Гришечкина
На: "Развиваемся играя"
Подготовила
воспитатель
Надежда Константиновна Казакова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ПО ЖАНРУ ПОРТРЕТА
Составь портрет сказочному герою.
Цель.Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи слова: вверху, сверху, внизу, снизу, между, под.
Примечание.Носнаходится между глазами. Брови находятся сверху глаз.
Материал.Портрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей (лицо пополам и на 4 части — лоб, глаза, нос, рот и подбородок).
Семейный портрет
Цель.Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки и братишки.
Материал.6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок), и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
Найди недостаток в портрете
Цель. Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щеки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
Материал.10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.
Мимика лица
Как известно, у человека бывает разное настроение: радость, удивление, смех, плач, раздражение, гнев, спокойствие.
Разное выражение лица человека называется мимикой.
Придумай и собери портрет
Цель.Закрепить знания о жанре портрета, доставить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Материал.Разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т. д
Добрые и злые герои.
Цель.Учитьклассифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые; глупые и умные; смешные и страшные. Находить героев по заданной теме, обосновывать свой выбор.
Материал.Картинки с изображением различных сказочных персонажей с ярко выраженными чертами характера (Емеля, Баба Яга, Змей Горыныч, Лиса, Елена Прекрасная и др.)
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«ПАЛОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Цель.
Учить детей видеть сходство поз человека в реалистическом и схематичном изображении; упражнять в передаче поз людей в схематичном изображении.
Материал.
У воспитателя фломастер и палочки (полоски тонкого картона, подклеенные фланелью) для выкладывания человечков, схематичные изображения человечков в разных позах. У детей карточки, разделенные на две клетки, в одной схематичный человечек, другая свободная, простые карандаш
Ход.
Показать детям трех-четырех человечков, изображенных по-разному. Спросить, кто может повторить движения одного из человечков. Ребенок принимает позу одного из человечков, а дети находят на карточке человечка с такими же движениями рук и ног. Обозначают словами его позу. Например: « Руки в локтях согнуты и подняты вверх, одна нога сильно согнута в колене, другая выпрямлена. Показать на фланелеграфе, как можно выложить по-разному изображенных человечков (3—4 позы).
Затем раздать детям по одной карточке, предложить найти человечка с такими же движениями рук и ног, как у палочного человечка, и положить его на свободную клетку.
Пособие «Двигающийся человечек»
(на фланелеграфе)
Цель:Учить составлять фигурку человека в статическом состоянии, а также в движении на фланелеграфе из составных частей, соответствующих частям тела человека.
Предложить выложить из частей фигурку человека в определенном положении и перенести полученное ног.изображение на бумагу.
Материал и необходимое оборудование:На каждого ребенка - настольный фланелеграф и набор наклеенных на фланель частей фигурки человечка: 2 детали изображения головы в профиль и в анфас, 2 детали туловища в двух положениях: спереди и сбоку,разделенные на локтевом сгибе 2 руки( 4 детали) и 4 детали разделенных в колене
На: "Развиваемся играя"
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На: "Развиваемся играя"
Мы в своей группе сделали макет "Улица города" - для изучения ПДД. Дети с удовольствием играют и изучают правила дорожного движения. Развиваемся играя!
Команда "НЕЗАБУДКИ"
На: "Развиваемся играя"
Алина Алексеевна,
доступно, познавательно, эстетично!
МОЛОДЦЫ!!!
команда "Медвежата"
__
Татьяна Рыбакова
На: "Развиваемся играя"
Отличная композиция, Алина Алексеевна!!!
С уважением, Яна Синельникова
На: "Развиваемся играя"
Развивающие игры по изобразительной деятельности.
ХОЛОДНЫЕ И ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА.
Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме, упражнять в определении цвета и его выразительного аспекта.
Описание игры: Дети делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета.
Игра-соревнование « КТО БОЛЬШЕ?».
Цель: Закрепить понятие о разбеливании цвета; умение смешивать краски, создавать нужные цвета и оттенки.
Описание игры: На полосках бумаги дети делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты.
ПОДБЕРИТЕ СТИХИ (ИЛИ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ) К ПРОИЗВЕДЕНИЮ ИСКУССТВА.
Цель: развивать внимание, образное мышление детей на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства.
Описание игры: на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)». Дети должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего (аналогично-весеннего, летнего, осеннего), пейзажа , объяснить свой выбор.
Заготовила зима
Краски для всех сама.
Полю — лучшие белила,
Зорям — алые чернила,
Всем деревьям —
чистые Блестки серебристые. /В. Фетисов/
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою , Чудной жизнью он блестит.
/Ф. Тютчев./
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
/А.С. Пушкин/
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой
Подвязалася сосна
/ С.Есенин/
«УГАДАЙ».
Цель:закрепить знания о разных видах и жанрах живописи, развивать логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизировать внимание, процесс запоминания художественной информации.
Воспитатель подбирает стихи, загадки, по которым дети должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь.
Команда "НЕЗАБУДКИ".
Игра-
На: "Развиваемся играя"
Леденева Наталья Ивановна
Дидактические игры и упражнения по цветоведению.
Дидактическая игра «Шарфики и шапочки»
Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где чья шапочка. Как же это узнать? Посмотри на шарфики (это подсказки). Подбери шапочки по цвету шарфиков. Выбери шапочку для мишутки с желтым шарфиком (синим, зеленым…). Назови цвета шапочек по порядку - сверху вниз: зеленая, желтая… А теперь наоборот - снизу вверх - фиолетовая, оранжевая... Вспомни какого цвета твоя шапочка? Посмотри на мишек и скажи, по цвету они одинаковые или разные. (Это разные оттенки коричневого цвета.) Какой мишка тебе нравится больше всех?
Дидактическая игра «Цветное чаепитие у Маши и Даши»
Куклы приглашают подружек на чай. Помоги им сервировать стол. Посмотри: посуды много-много, а кукол - две. Значит, всю посуду нужно разделить поровну на два сервиза. Но не просто так: это Маше, а это Даше. Давай подумаем вместе, как лучше распределить посуду. Посуда одинаковая по цвету или разная? А какого цвета одежда у кукол? Какая посуда больше подходит кукле с красным бантиком? (Чайник и чашки с блюдцами в красный горошек, красная сахарница с белыми горошками и вазочка с красным цветком.) А какую посуду нужно отобрать для куклы в синем? Назови, что каждая из кукол поставит на стол для своих гостей.
Дидактическая игра «Что нам стоит дом достроить!»
Эти домики строили-строили, но не достроили. А задумали их так, чтобы в каждом чередовались два цвета. Дострой домики. Какие детали нужно поставить сверху? Найди домик, у которого внизу два зеленых кубика. Кубик какого цвета стоит сверху? (Красный.) А какие кубики поставили потом? (Зеленые.) Значит, какой кубик нужно поставить сверху? Найди его в ряду справа. Рассмотри каждую постройку (остальные можно закрыть) и подбери недостающие детали. Покажи домик из оранжевых и зеленых кубиков. Из желтых и зеленых кирпичиков? Назови цветные детали, из которых построили остальные домики.
Дидактическая игра «Пестрый клоун»
Клоун готовится к выступлению. Помоги ему нарядиться. У клоуна в одежде всегда все наоборот. Один рукав зеленый, а перчатка на этой же руке красная. Другой рукав красный, а перчатка на этой руке зеленая. Давай посмотрим вместе. Что у клоуна на голове? Где зеленый колпак? Какой помпон нужно к нему пришить? (Красный.) А какой помпон подойдет для красного колпака? (Зеленый.) Найди такой же цвет на зонтике. Покажи такую же по цвету перчатку. На какую руку клоун ее наденет? Покажи и назови все красное. Где красный башмак? На какую ногу клоун его обует? Назови цвет пуговицы и найди этот цвет на зонтике.
Дидактическая игра «Вкусная» палитра»
Назови каждую картинку и найди на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)
Дидактическая игра «Цветные нюансы»
Иногда художники пишут копии своих картин, которые полностью повторяют оригинал (первое, основное произведение) или же имеют какие-то отличия. Сравни эти натюрморты и найди 5 отличий. На первый взгляд, они кажутся одинаковыми. Всмотрись в колорит обеих картин, сравни все предметы попарно. А потом попробуй нарисовать с натуры свой натюрморт. Возьми вазу или кувшин. Поставь на стол. Положи рядышком крупные, яркие фрукты. Отойди и полюбуйся. Если нужно, подвигай предметы натюрморта в поисках наиболее интересной композиции. И начинай рисовать, сверяясь с натурой. Будь внимательнее к цвету.
Дидактическая игра «Ягоды поспели»
Посмотри, как созревала ягодка-малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела, и так постепенно поспевала - от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый?
Дидактическая игра « Волшебные цвета»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
Дидактическая игра «Веселые краски»
Цель:знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.
Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.
Ход игры: путем смешения красок решать « примеры» типа «красный +желтый = оранжевый», «зеленый – желтый = синий».
Дидактическая игра «Основные и составные цвета» (по принципу игры «Веселые краски»)
Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»
Цель: знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета.
Материалы: карточки с разными цветами, карточки с изображением предметов.
Ход игры. Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.
Дидактическая игра «Какие цвета есть на картинке»
Цель: упражнять детей в умении идентифицировать цвета в картинке.
Материал: Цветные аппликации, планшет с кармашками (8 шт.), карточки с разными цветами.
Ход игры: ребенку предлагается цветная аппликация и набор цветных карточек, ему необходимо выставить на планшете карточки с теми цветами, которые присутствуют в аппликации.
Дидактическая игра «Гусенички»
Цель. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.
Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.
Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гамма (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).
Дидактическая игра «Клубочки»
Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.
Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.
Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.
Дидактическая игра «Подбери к изображению игрушку»
Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.
Ход игры. Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы.
Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.
Варианты игры могут быть разнообразны. Например, на картинке изображены реальные предметы, дети отбирают вырезанные из картона силуэтные изображения и накладывают на реальные изображения.
Формирование способов сличения, анализа предметов и их изображений является эффективным приемом обогащения предметных представлений. Этому способствуют игры типа «Наложи предмет на его изображение», «Составь предмет из частей», «Найди такой же предмет», «Найди такую же половинку предмета, изображения».
При этом важно учитывать индивидуальные различительные возможности зрения. При низкой остроте зрения и отсутствии навыков восприятия изображения лучше начинать работу по сличению предмета с его реальным, цветным изображением, а затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением.
Дидактическое упражнение «Украсим предметы»
Цель: упражнять детей в умении заполнять ограниченное пространство в соответствии с заданной формой предметов.
Ход занятия. Педагог предлагает детям трафареты с прорезями формы различных предметов: платья, шапки, полотенца, носового платка, чашки, косынки и др.
Затем дети разрисовывают цветными изображения заданное пространство. В зависимости от уровня развития изобразительных навыков сложность контуров предметов определяется каждому ребенку индивидуально: один разрисовывает полотенце, другой — платье.
Такие упражнения обогащают детские впечатления о форме реальных предметов, учат замечать общее между ними, в частности, что все предметы раскрашены цветными полосками, все они разные (посуда, одежда, белье и т. д.). Так формируются у детей умения обобщать предметы по одному сходному признаку, вне зависимости от их функционального назначения.
Дидактическая игра «Собери животное из фигур»
Цель: упражнять детей в составлении фигур различных животных (человека) из заготовленных шаблонов круглых и овальных форм.
Материалы: шаблоны частей разных животных.
Ход игры. Собрать из предложенных частей животное, назвать, какое получилось животное, назвать из каких фигур оно состоит, что изображают эти фигуры (голова, туловище, лапы, хвост, уши).
Дидактическая игра «Симметричные предметы (кувшины, вазы, горшки)»
Цель: закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.
Материалы: шаблоны кувшинов и ваз, разрезанные по оси симметрии.
Ход игры. У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.
На: "Развиваемся играя"
Хорошие игры, Любовь Викторовна!
С уважением, Яна Синельникова
На: "Развиваемся играя"
Игра "Волшебные прищепки"
Цель: развивать творческое воображение, сообразительность, фантазию.
Ход игры. Педагог загадывает загадку о предмете, который будет создаваться детьми. Затем предлагает, используя разноцветные бельевые прищепки и картонные шаблоны, создать предмет - отгадку.
На: "Развиваемся играя"
Ах! Вау! Супер! Здорово! Сколько слов можно подобрать, чтобы выразить своё восхищение!
С уважением, Яна Синельникова
На: "Развиваемся играя"
Пучок карандашей
Прочно закрепите скотчем большой лист бумаги (желательно картон). Соберите в пучок цветные карандаши, таким образом, чтобы заточенные концы находились на одном уровне. Теперь ваш малыш может «творить».
Крахмал и мелки
Налейте на лист бумаги немного крахмала и руками равномерно размажьте по поверхности. Предложите крохе мелками рисовать по скользкой поверхности. Лучше использовать основные цвета мелков, чтобы смешиваясь, они дали новые цвета. В подобном рисовании малыш не только выразит себя, но и узнает новое о слиянии цвета и получении оттенков. Например, красный + желтый = оранжевый; синий + желтый зеленый ит.д.
Цветной клей
Разлейте клей ПВА по пустым флаконам. Добавьте в каждый по нескольку капель пищевых красителей разного цвета. Пусть малыш рисует цветным клеем на темной бумаге, используя «капельную» технику.
Марлевый тампон
Малыш окунает марлевый тампон в краску и рисует облака, снежные сугробы, пушистые одуванчики, бабочек, желтых пушистых цыплят, котят и прочее. Недостающие детали дорисуйте вместе, фломастерами.
Скрепки
С их помощью деткам постарше можно освоить искусство гравировки. Для начала проведите подготовительную работу. Закрасьте цветными карандашами одну сторону белого картонного листа. Смешайте небольшое количество жидкого мыла с черной темперой. Полученным раствором покройте поверхность листа, оставьте сохнуть на ночь. А на следующий день ваш малыш может увлеченно выполнять «гравюры». С помощью скрепки соскабливайте верхний слой, сквозь который будут проступать цвета.
Кукурузные початки
Придумайте любое изображение. Окуните початок в краску и прокатите по листу чистой бумаги. Сделайте отпечаток «хвостиком» кукурузного початка.
Клей и песок
Это занятие требует определенных навыков. Но удовольствие, полученное от результата, с лихвой компенсирует сложности и затраты времени. С помощью клея нужно выполнить любой рисунок. Во время работы лист бумаги должен располагать строго горизонтально. До высыхания клея, присыпьте поверхность рисунка тонким слоем цветного песка (для художественных поделок). Оставьте картину на 30-50 минут. А затем стряхните все лишнее.
С уважением, Яна Синельникова