МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Русский символизм как литературное направление».
11 класс
Ведущие:
Поспелова Лидия Дмитриевна
Неермолова Нина Владимировна
Цель: показать особенности символизма как одного из направлений поэзии «Серебряного века»
Задачи:
выявить истоки символизма;
дать представление об основных положениях этого течения в русской
литературе;
определить роль символа как элемента «нового искусства» и особенности поэтики символистов.
Ожидаемые результаты:пробуждение интереса к эпохе и символизму как литературному направлению; расширение и обогащение знаний.
Ход занятия
Поэзия Серебряного века – одна из трудных, но интересных тем в курсе русской литературы. Каждый учитель знает, какими чувствами наполняются уроки и насколько они эмоциональны, но в основе всего лежит теоретический материал. Как же преподнести его? Помогут решить эту проблему интерактивные методы обучения, некоторые из которых мы хотим предложить.
Задание 1.
В качестве теоретического материала представлена презентация «Русский символизм как литературное направление» (см. в прикрепленном файле). На основе её необходимо принять участие в дискуссии и ответить на вопрос: «Чем обогатил литературу русский символизм?»
Задание 2.
В конце или начале рефлексии целесообразно использовать приём синквейна для развития критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс.
У нас сложилось вот такое пятистишие.
Русский символизм.
Одухотворённый и беспочвенный.
Отрицает, идеализирует, мечтает.
Раб таинственных, необычайных снов.
Направление.
Уважаемые коллеги! Вы согласны с определениями нашего синквейна?
Хотелось бы познакомиться с вашим видением русского символизма в форме синквейна.
Задание 3.
Используя метод фокальных объектов, проанализируйте стихотворение А. Блока «Я, отрок, зажигаю свечи…»и наглядно изобразите образы-символы. Это может быть ромашка, солнышко… В центре будет слово «символы», а в лепестках - примеры из текста.
Имеющий невесту есть жених; а друг жениха,
стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха.
От Иоанна III, 29
Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеётся берегу.
Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Падает туманная завеса.
Жених сойдёт из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрезжит брачная заря.
7 июля 1902
Желаем творческих успехов!
|
На: Мастер-класс группа 1
Русский символизм обогатил литературу новыми именами, яркими произведениями.
На: на ответ Григолец Т.Н.
Татьяна Николаевна, Ваша группа - 2-ая. Но раз уж Вы сюда зашли, то позвольте поспорить. Почему Ахматова символист?
На: Мастер-класс группа 1
Мне нравятся Ваши задания. Они развивают творческие способности, заставляют думать.
Ответ на задание 2.
Русский символизм
Земной и небесный
Намекает, эпатирует, преображает
Яркая звезда эпохи - трагические судьбы.
Направление-вызов.
И ещё один синквейн.
Русский символизм
Яркий, мистический
Отражает, очаровывает, намекает
В поэтический мир автора нас погружает
Направление-тайна
На: Мастер-класс группа 1
На задание 1:
В Росии символизм сформировался в 1890-1900 годы, в эти десятилетия символизм определил лицо многих журналов таких, как "весы", "Золотое руно", Апполон". Серьезные исторические испытания ускорили размежевание среди русских символистов. Лучшие поэты - А. Блок, В. Брюсов постепенно отходили от символизма. Они проявили себя в последние годы творчества как художники гражданского склада, включились в культурную жизнь общества с приближением к поэзии классического типа.
На: Мастер-класс группа 1
Задание 2:
Символизм.
Литературный, общепонятный.
Отличает, передает, выражает.
Мыслит и мечтает.
Направление.
На: Мастер-класс группа 1
Ответ на задание 1.
Русский символизм обновил жанровую систему в поэзии (возрождение гимна, появление лирического цикла и лирической поэмы), расширил ритмические возможности русского стиха. Как явление культуры и направление в искусстве русский символизм выразил мирочувствование человека переходной эпохи.
Ответ на задание 2. Синквейн
Русский символизм
Мистический, впечатлительный
Поклоняется, проникает, парит
Интуитивное постижение мира через символы
"Окно в бесконечность"
Извините за вторжение. Но у нас (в группе № 4) нет материалов мастер-класса.
На: Мастер-класс группа 1
Уважаемые Лидия Дмитриевна и Нина Владимировна! Спасибо за интересный урок. Очень понравилась презентация, полно раскрывающая особенности русского символизма. Увлекательное задание - составление синквейна. Я не ваша "ученица", но, если позволите, выполню и третье задание. Только завтра (то есть уже сегодня).
На: Мастер-класс группа 1
Все высказанные точки зрения о значении русского символизма, на мой взгляд, верны. Творчество каждого поэта индивидуально, каждый выбрал свой путь. Символисты ввели в поэзию понятия "симфония" (А.Белый), "ноктюрн" (И.Анненский), "соната" (В.Брюсов). Особенно ярко проявилась у символистов "музыка слова" (повторы, звукозапись, звукоподражания). Русский символизм - это "гармония ассиметрии".
Из поэтов-символистов мне ближе К.Бальмонт. Нравится музыкальность его стихов, цветовые образы, эгоцентричность.
На: Мастер-класс группа 1
Мастер-класс - это очень интересно. Понравились синквейны коллег. Всем дальнейших успехов в творческой работе!
На: Мастер-класс группа 1
Андрей Алексеевич! Замечательно применили метод фокальных объектов!