Дистанционный модуль: Интерактивные методы обучения теории литературы в ИКТ–насыщенной среде
Пояснительная записка
В контексте современных требований к ожидаемым результатам выпускников по литературе, значительно повышается удельный весь блока теории литературы в школьном изучении предмета. При этом нельзя не замечать того, что освоению именно литературно–теоретических понятий в школьной практике отводится очень мало времени. Внимание учителей–словесников концентрируется на изучении художественных произведений, а теория литературы воспринимается как дополнительный, главным образом вспомогательный (и необязательный) элемент обучения. С одной стороны, это верно, потому что теоретические понятия – это еще не сама литература. С другой – такой подход абсолютно не оправдан, т.к. именно теория литературы дает ученику возможность грамотно и корректно анализировать художественное произведение, используя адекватный для этого язык. Представьте себе врача, который не знает медицинской терминологии и пытается ставить при этом диагноз.
Однако даже понимание учителем значимости теории литературы само по себе не решает проблемы. Традиционно этот блок осваивался с помощью учебников, в которых есть сведения по теории литературы (словарь в конце учебника или встроенные в учебные статьи литературоведческие определения); или же с помощью лекционного материала, когда дети просто записывали базовые литературоведческие термины «под диктовку». На сегодняшний день эти два метода не могут привести к ожидаемым результатам. Необходимо использовать интерактивную методику для повышения интереса учащихся к предмету, для вовлечения всех в процесс овладения теоретическим тезаурусом, что отразится на результате освоения литературы в целом. Целесообразнее всего этот процесс реализовывать в ИКТ–насыщенной среде, с использованием социальных сетей и сервисов Интернет.
Обучение по программе модуля связано с освоением и анализом разнообразных средств и новообразований Интернета, которые потенциально могут быть использованы при работе с учащимися в школьном курсе теории литературы. Предполагается значительная доля самостоятельности выбора обучающимися средств для реализации поставленных задач, рефлексивные отклики в блоге. Предполагаются индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения.
Оценивание деятельности будет организовано по критериям, предложенным в заданиях. Планируется открытое (для всех членов группы) размещение результатов продвижения по модулю, что позволит корректировать обучающимся свои результаты, а также стимулировать их к более успешному освоению программного материала.
Целевая аудитория программы: учителя русского языка и литературы.
Целевая установка программы: развитие компетентности учителя по применению интерактивных технологий в ИКТ–насыщенной среде при изучении теории литературы.
Задачи обучения:
Подготовка к осознанному выбору технологии изучения литературоведческого тезауруса на школьном уровне.
Создание условий для освоения обучающимися интерактивных методик в ИКТ–насыщенной среде при изучении теории литературы.
Формирование практических навыков работы с интерактивными методиками в ИКТ–насыщенной среде при изучении теории литературы.
Структура модуля включает в себя следующие темы:
1. Технологии изучения литературоведческого тезауруса на школьном уровне.
2.Внедрение интерактивных методов изучения теории литературы в современной школе.
3.Моделирование уроков с применением интерактивных методов изучения теории литературы в ИКТ–насыщенной среде.
Задания к каждой теме и инструкции по их выполнению содержатся в технологической карте модуля.
Структура обучения предполагает три уровня освоения материала.
Базовый уровень – самостоятельное освоение теоретического материала в электронной литературоведческой энциклопедии, выполнение индивидуальных заданий (синквейнов на теоретико–литературоведческую тему), обсуждение работ коллег в блоге.
Повышенный уровень – размещение результатов выполнения групповых заданий (интерактивные тесты по теории литературы), обсуждение работ коллег в блоге; участие в сетевом мастер–классе.
Продвинутый уровень – проведение сетевого мастер–класса по изучению теории литературы с помощью интерактивных методик.
Планируемые результаты обучения:
Освоение литературоведческого минимума по теории литературы, проверяемого на итоговой аттестации выпускников IXи XIклассов.
Овладение интерактивными методами изучения теории литературы в школьной практике.
Применение коммуникативно-деятельностного подхода при моделировании уроков, нацеленных на освоение теории литературы с помощью интерактивных методик в ИКТ–насыщенной среде.
Коммуникативное взаимодействие в сетевом сообществе, размещение собственных материалов, обсуждение работ коллег, участие в блоге рефлексии на разных стадиях освоения программы модуля.
Время, необходимое для освоения модуля:12 часов.
Форма освоения модуля: дистанционная. Предполагается открытое размещение результатов образовательной деятельности на сайте www.openclass.ru
Средства организации обучения:
Персональный компьютер, Интернет, сайты социальных сервисов Интернет, социальных сетей, сайт для организации обучения www.openclass.ru,с возможностями для публикации материалов, проведения сетевого мастер–класса и ведения блогов.
Методические материалы для организации обучения
Автор:
Федотова Светлана Владимировна
E–mail:
Адрес ссылки на программу модуля: http://www.openclass.ru/node/241196
Адрес ссылки на технологическую карту модуля: http://www.openclass.ru/node/241111
Адрес ссылки на таблицы продвижения по модулю:
Группа (Уварово). http://www.openclass.ru/node/241230
Группа 1. http://www.openclass.ru/node/303825
Группа 2 http://www.openclass.ru/node/304341
Группа 3 http://www.openclass.ru/node/304342
Технология организации работы по освоению содержания модуля
Особенностью организации работы слушателей является погружение их в интерактивную, ИКТ–насыщенную среду, в которой осваивается теоретический материал и выполняются практические задания, обсуждаемые в блоге рефлексии на разных стадиях освоения программы модуля.
Работа с рекомендуемыми источниками информации
Все задания размещены на сайте для организации обучения и содержат необходимые ссылки на ресурсы в Интернете.
Учебный план модуля
№
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Технологии изучения литературоведческого тезауруса на школьном уровне
|
2 (1/1)
|
2
|
Внедрение интерактивных методов изучения теории литературы в современной школе
|
6 (2/4)
|
3
|
Моделирование уроков с применением интерактивных методов изучения теории литературы в ИКТ–насыщенной среде
|
4
|
Задания к теме 1.
Индивидуальная работа (для всех)
1. Знакомство с теоретическим минимумом по теории литературы с помощью электронной литературоведческой энциклопедии
2. Изучение интерактивных методов обучения в электронной энциклопедии
Планируемые результаты:
Знакомство с содержанием и объемом минимума по теории литературы,проверяемого на итоговой аттестации выпускников IX и XI классов.
Выбор одного литературоведческого понятия из теоретического минимума. Фиксация его в таблице личного продвижения по курсу
Изучение одного литературоведческого понятия в электронной библиотеке.
Изучение интерактивных методов обучения в электронной энциклопедии.
Задания к теме 2.
Индивидуальная работа
Создание синквейна на теоретико-литературоведческую тему и размещение его в учебном блоге группы. Участие в обсуждении работ коллег в блоге
Планируемые результаты:
Выделение специфических черт литературоведческого понятия и создание синквейна, их отражающего.
Размещение синквейна в блоге.
Участие в обсуждении работ коллег.
Задания к теме 3.
Коллективная работа
на продвинутом уровне (высшая категория):
разработка материалов для мастер–класса, размещение их на площадке; проведение мастер–класса.
на повышенном уровне (Iкатегория):
участие в мастер-классе, выполнение его заданий; обсуждение мастер–класса в блоге рефлексии
на базовом уровне (базовая категория):
участие обсуждение мастер–класса в блоге рефлексии.
Планируемые результаты:
Разработка материалов мастер–класса по изучению теории литературы с помощью интерактивных методик.
Размещение материалов мастер–класса в специальном шаблоне.
Коллективное участие в мастер–классе.
Коллективное обсуждение мастер–класса в блоге рефлексии.
|