Мастер-класс по литературе
Уважаемые участники мастер-класса группы 2!
Вам представляется возможность выбрать один из предложенных мастер-классов и выполнять задания с пометкой в поле вашего ответа "Вариант 1" илм "Вариант 2".
Вариант 1
Тема: «Жил – был Человек»
Восточная притча «Всё в твоих руках»
8 класс
Ведущий: Григолец Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Мучкапской СОШ Мучкапского р – на.
Цель: показать особенности притчи как жанра.
Задачи:
Обучающие: раскрыть философское содержание притчи, повторить основные литературоведческие понятия;
Развивающие: дать возможность обучающимся найти собственное «правильное» решение, основанное на своём персональном опыте и опыте своего друга (коллеги)проблемы и аргументировать его;
Воспитательные: формировать мировоззрение учащихся, воспитывать ответственность за свои поступки, способствовать проявлению положительных эмоций, воспитывать уважительное отношение к мнению оппонента.
Метапредметные приобщение к духовному богатству русской литературы, к культурно – историческому опыту человечества.
Ожидаемые результаты:
Заинтересовать обучаемых таким жанром как притча.
Продолжить развитие навыков анализа текста с помощью литературоведческого понятия.
Уважение к культурно – историческому опыту человечества.
Побудить заниматься самовоспитанием.
Ход занятия:
Эпиграфом к занятию я выбрала следующее изречение:
“Не мыслям надобно учить, а мыслить”
(И.Кант.)
I.Побуждение
1. Тема сегодняшнего занятия звучит необычно: «Жил - был Человек…»
Так начинаются почти все притчи. И сегодня мы познакомимся с одной древней восточной притчей, попытаемся раскрыть её философское содержание, повторим некоторые литературоведческие понятия, продолжим учиться работать в группах.
2. Давайте вспомним, что такое притча.
Уважаемые коллеги! Жду Ваших ответов.
(Ответы ребят. А теперь предлагаю обратиться к статье Словаря русского языка)
Жанр притчи возник на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.
Что такое аллегория?
3. Итак, жил - был Человек…
Какие ассоциации возникают у вас к слову «человек»?
(Ученики называют свои ассоциации, на доске учителем заполняется ассоциативная карта).
Человек -
II. Реализация
1. Направленное чтение I части притчи.
(Текст выразительно читают учащиеся).
· Чтение первой части притчи.
Было это давным – давно. Жил – был в старинном городе Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
- Понравилась вам начало притчи?
В форме Дневника Занятия выпишите одну фразу из этой части текста, которая вас удивила, и объясните, почему.
Дневник Занятия.
Фраза, которая удивила
|
Почему?
|
1. « … »
|
1.
|
( 3-4 учащихся читают свои объяснения).
- Ребята, хотите, я прочту фразу, которую выписала?
(Чтение учителем цитаты, аргументации).
· Давайте продолжим знакомиться с притчей. Чтение второй части притчи.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Ребята, обсудите в группах: что мог ответить Мастер своему самому способному ученику? Опирайтесь на текст притчи. Ответ я предлагаю записать на листе бумаги, используя фломастеры.
(После обсуждения представитель каждой группы читает и объясняет вариант ответа своей группы).
· А хотите узнать, как на самом деле закончилась притча?
(Чтение притчи до конца).
- Всё в твоих руках.
2. Ребята, вы видите, что название притчи закрыто. Подумайте в группах и предложите своё название, опираясь на содержание притчи.
(Представитель от каждой группы аргументирует свой выбор; он сравнивается с названием притчи – «Всё в твоих руках»).
3.Мы познакомились с содержанием мудрой Восточной притчи.
- А какие ассоциации возникли у вас к слову «человек» после прочтения притчи? Предложите от группы одно ключевое слово – ассоциацию.
Человек -
(Учитель записывает слова-ассоциации от каждой группы на доске)
- Почему в начале урока и в конце у нас разное восприятие слова «человек»?
Вы раскрыли аллегорический смысл притчи. Это и есть урок Мастера: человек всегда стоит перед выбором. От этого выбора порой зависит вся его жизнь.
III. Рефлексия
1. Эта притча отражает мудрость древнего Востока. А современность? Предлагаю каждой группе в течение 3-х минут (на уроке!) изобразить философию жизни современного человека, учитывая мудрость прочитанной притчи, и защитить свой проект. Пусть это будет символ.
Защита проектов представителями каждой группы.
Заключительное слово учителя.
Вариант 2
Тема мастер-класса А.М.Горький. Пьеса « На дне». Проблематика и композиция.
Класс-11 Б
Ф.И.О ведущего мастер-класс- Петренко Лариса Юрьевна
Цель: раскрыть суть философского конфликта в пьесе.
Задачи: - закрепить знания о композиции художественного произведения;
- продолжить формирование стремления к адекватным личностно-оценочным суждениям;
- формирование коммуникативных и культурологических компетенций обучающихся на основе анализа и художественно-образного осмысления пьесы М.Горького «На дне»;
- воспитывать сострадание и человечность, стремление понять и полюбить человека, стремление к самовоспитанию.
Ожидаемые результаты:
успешное художественно-образное осмысливание и личностная оценка проблем и содержания пьесы М.Горького «На дне»;
правильный анализ композиции пьесы;
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
В тюремном полумраке костылёвской ночлежки влачат жалкое существование убогие личности- обитатели «дна»., социальной ямы, куда общество без зазрения совести сталкивает отработанный человеческий материал. Автор ведёт нас к пониманию душевного состояния оказавшихся в подвале героев и приобщает к мучительным поискам смысла бытия.
Обучающиеся:
Вот «дно»-модель общества, семья- её эмблема Василиса, религия-лампада её мужа и средство для её наполнения, вот правительство-дачник Медведев в отношениях с обывателями. И результат-судьба человека в обществе.
Учитель:
« Перечитывая пьесу Горького, я убедился , что тот менее всего имел ввиду дразнить душу своего читателя реальным изображением нищеты, падения и надрыва.»
Как вы понимаете смысл данных слов?
( Нет единого сюжета, нет главного героя, нет единого конфликта)
Чтобы перейти к анализу текста, хочется спросить у вас, ребята. А знаете ли вы , чем занимался каждый герой пьесы до ночлежки?
Работа с интерактивной доской ( Приложение, задание №1)
Учитель:
Давайте, ребята, в ходе сегодняшнего урока попытаемся раскрыть суть философского конфликта в пьесе, его проблематику и рассмотреть композицию произведения.
- Анализ пьесы.
1). Беседа.
1. Какие моменты можно считать определяющими в композиции, в развитии сюжета?
Выводы детей:
Завязка-разговор Василисы и Пепла.
Кульминация- убийство Костылева.
Развязка- арест Пепла
2. Как вы понимаете такое определение жанра горьковской пьесы?
Как вы понимаете смысл термина « социально-философская» ?
Заполните таблицу , указав социальные и философские черты жанра данной пьесы.
Социально- философская пьеса
|
Тяжесть
|
« Пьеса делается, как симфония : есть основной лейтмотив и различные вариации, изменения его» М.Горький
|
Бесправие жизни людей «дна»
|
Сохранение в их душах
Человеческих качеств.
|
Какой лейтмотив выделили бы как основной в пьесе Горького?
( Спор о человеке, о милосердии, сострадании)
« Основной вопрос, который я хотел поставить , это: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» М.Горький
Учитель:
Как видим, идет усложнение композиции: появляется вторая завязка. Лука как стержень.
- Какую часть определили бы как экспозицию? Почему?
( 1д: до появления Луки: трагическая разобщенность героев, столкновение, несчастья, должен быть выход.)
2.С какой репликой впервые появляется Лука? Прокомментируйте её.
( Умиротворение, открытость людям, любовь)
Как эта позиция подтверждается другими репликами Луки?
3.Почему 1 действие кончается диалогом Анны и Луки? Смысл этого диалога?
а) Причины подобного сострадания, внимания к человеку ( страдание Анны - сострадание).
б) Лука выдвигается в центр.
2). Работа в группах.
2 д.- развитие действия.
Воздействие Луки на ночлежников.
Докажите. Что Лука вносит умиротворенность в души и судьбы героев.
1 группа ( Лука – Актёр)
2 группа (Лука-Анна)
3 группа (Лука-Пепел)
Выводы групп.
В каких репликах Луки из 2 д. раскрывается суть его философии?
« Во что веришь, то и есть…»
« Любить живых надо,…живых…»
« Все, милая, терпят…всяк по – своему жизнь терпит»
« Человека приласкать никогда не вредно»
Какая реплика будет ключевой?
Как с этой философией Луки перекликаются стихи Беранже?( в переводе В.С.Курочкина) Зачитывается вслух учителем.
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,-
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Ответы обучающихся
3. Дать определение термина « кульминация».
В виде развёрнутого ответа рассказать о кульминационном моменте 3д. и выводы записать в тетради.
- Идейная ( притча о праведной земле)
« правда» -то, может, обух для тебя, не всегда правдой душу вылечишь»
- Событийная экстремальная ситуация, когда людям нужна действенная помощь.
4д.- развязка: судьба героев, лишенных поддержки Луки. Результат противоположен тому, чего он хотел добиться.
а) Васька Пепел – рассказ о золотой стране Сибири.
Поедет в Сибирь как каторжник.
б) Трагическая судьба Актера.
В) Незыблемость ночлежки: появляется новый ночлежник, песня.
Докажите, что предвестием крушения правды Луки была смерть Анны.
( Лука пытается уверить Анну в том, что смерть – отдых , спасение, а пробуждает в ней жажду жизни)
В чем заключается правда Луки?
4. Кейс-метод
Предварительно подготовленные в качестве домашнего задания материалы включают в себя афоризмы, отражающие правду Луки – Кейс1 (Приложение 1) (комментирует группа обучающихся).
Учитель:
Что понял Лука за свою долгую непростую жизнь?( вопрос классу )
Учитель:
Каким правдам о человеке противостоит правда Луки?
Обучающиеся рассматривают жизненные позиции героев и комментируют их.
Кейс 2 «Правда Сатина» (Приложение 2)
Вопрос группе:
Есть ли в характере Сатина черты Сатаны?
Что понял Сатин? ( вопросы классу)
Кейс 3 «Правда Бубнова» (Приложение 3)
Вопрос группе :
Человек- вещь, по мнению Бубнова. Что даёт основание Бубнову для подобного вывода?
Кейс 4 « Правда Клеща» (Приложение 4)
Вопрос группе:
А какая она - правда Клеща?
5. Индивидуальные задания
Сильные обучающиеся подготовили вопросы для класса.
( Слайды с вопросами )
Первый обучающийся: « Слушаю я г. Сатина и говорю себе : да, всё это и в самом деле великолепно звучит. Идея одного человека, вместившего в себя всех, человека- бога ( не фетиша ли?) очень красива. Но отчего же . скажите, сейчас из этих самых волн перегара, из клеток надорванных грудей полетит и взовьется куда-то выше , на сверхчеловеческий простор дикая острожная песня? Ой. гляди, не страшно ли уж будет человеку-то, а , главное, не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он – всё, и что всё для него и только для него?» ( слайд 1) И.Анненский
Как вы понимаете смысл слов Анненского?
Второй обучающийся: «В режиссерском экземпляре пьесы « На дне» Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: « …хитро поглядывает, коварно улыбаясь, видно, что врет», « проскользнул». Какое представление о Луке отразилось в них?( слайд 2)
Третий обучающийся: «Во 2 д. Лука говорит: « Человек- всё может…лишь бы захотел» . Сравните со словами Сатина : «Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга». Чем объясните совпадение?( слайд 3 )
Четвертый обучающийся: «В финале ни Сатин, ни Лука не вправе претендовать на роль победителя в пьесе – дискуссии. Оба ведущих персонажа терпят поражение перед лицом жизни.» ( слайд 4 ) Н.К.Гей
Почему?
Учитель.
Почему так трагично всё в финале?
Итог беседы
В заключение урока хочется , ребята, сказать о том, что пока мы живем в несовершенном мире. В нем человек , к сожалению, способен потерять веру, и тогда теряет смысл человеческая жизнь. Это самое страшное преступление –преступление против природы человека.
«…Эхе – хе …господа люди! И что с вами будет?»- над этими словами и нам, наверное , следует задуматься.
- Подведение итогов урока .
- Домашнее задание: написать сочинение по пьесе А.М.Горького «На дне» ( темы №4, 5,6 учебника В.Чалмаева, Русская литература XXвека)
Приложение
Кейс 1 «Правда Луки»(его портрет)
« Все мы на земле странники…»
« …Не в слове –дело, а- почему слово говорится?- вот в чём дело!»
« Во что веришь, то и есть»
« Понять хочется дела – человеческие … а на тебя гляжу - не понимаю»
« Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит…а человек- научит… да! Человек может добру научить очень просто!»
« Любить живых надо…живых»
« Есть люди, а есть – иные- человеки…»
« Я говорю- есть земля , неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней- родит» ( это « человеки» в оценке Луки)
« Верно: человек должен уважать себя».
Обучающиеся:
А рассказ Луки о праведной земле- это рассказ о вере человека в лучшее, ради которого-то и стоит жить.
На этой вере в завтрашний день и держится человек, вся жизнь цивилизованного общества.
Заронить эту веру в лучшее, научить ей, сохранить эту способность верить в лучшее, развить это в людях- вот, на мой взгляд, позиция Луки.
Жестокой, убийственной, голой правде несокрушимого гнёта бесчеловечных обстоятельств противостоит упрямая, светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. И вера эта- не ложь, а правда Луки.
Кейс 2 « Правда Сатина»( его портрет)
« Лучшее – и человек тоже»
« И чем больше способен он это лучшее в себя вобрать и ради него жить, тем он больше человек»
« Надо уважать человека»
« Человек- свободен , он – правда; Он Человек-бог! Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное- дело его рук и его мозга»
« Хорошо это …чувствовать себя человеком!2
« Что это значит? Человек - бог! ( абстрактность , декларация , высокомерие)
Уважать не только потому, что в нём: «…ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном, а потому, что ( Всё- в одном), Один- во многих и многом: часть людей, народа…»
Обучающийся:
Гимн Сатина- вера в Человека ( Человека-бога)
Стремится Сатин к философствованию – и только.
Кейс 3 «Правда Бубнова»
«…Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся…всё сотрётся, да!»
« На что совесть? Я не богатый…»
« А кто пьян да умен - два угодья в нём…»
« А нитки – то гнилые!»
« Здесь господ нету…всё слиняло, один голый человек остался…»
«Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё»
« Дурость человеческая» ( об Алёшке)
« А чем жить будешь? ( Василисе)
« Сколько в ней зверства, в бабе этой…»
« Все хотят порядка, да разума нехватка»
« … да и все люди на земле – лишние»
« Мне и хочется на волю…эх!
Цепь порвать я не могу» ( из песни)
« И одна - не бедна, коль умна...»
«…храбрость у места, когда в лес по грибы идешь…а здесь она ни к чему»
« Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя…да и все её знают…»
« Все люди живут … как щепки по реке плывут…строят дом…а щепки- прочь…»
« Все так: родятся, поживут, умирают, и я помру…и ты…Чего жалеть?»
« Любят врать люди…»
« А я вот… не умею врать! Зачем? По –моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
Кейс 4 «Правда Клеща»( портрет )
« Им легко деньги достаются… Они не работают…»
« Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я- рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь , я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…»
« Я здесь полгода прожил…а все равно как шесть лет»
« Живут без чести, без совести»
« Какая правда? Где- правда? Вот правда!( треплет руками лохмотья на себе) Работы нет…силы нет! Вот- правда. Пристанища …пристанища нету! Издыхать надо… вот она. Правда! Дьявол! На…на что мне она - правда? Дай вздохнуть…вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне - правду? Жить – дьявол – жить нельзя…вот она – правда!»
« Он…жалостливый был…у вас вот…жалости нет»
«…надо жить – по закону…по- евангелию…»
Задание №1
а) чиновником в казенной палате Лука
б) сторожем при даче Барон
в) телеграфистом Клещ
г) слесарем Сатин
д) скорняком Актёр
е) артистом Бубнов
|
На: Мастер-класс группы 2
С нетерпением жду работу. Очень хочется поучиться у опытных педагогов. Желаю удачи автору разработок.
На: Мастер-класс группы 2
Побывала на мастер-класс в 6 группе. У них очень интересно! Когда у нас будет? Вдруг трудными задания окажутся,а времени не хватит? С уважением И.И. Бубнова.
На: Мастер-класс группы 2
Извините, пожалуйста, как нам работать по притче? Будут задания?
На: Мастер-класс группы 2
На вопрос: " Что такое притча?". Порылась в интернете - нашлось много определений, понравились вот эти:
1) При́тча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
2) иносказательный рассказ с нравоучением; , непонятное, труднообъяснимое явление, обстоятельство (обычно в вопросительных и восклицательных предложениях)
3) небольшой устный рассказ, в иносказательной форме, заключающий моральное или религиозное поучение; по своей форме близок басне. Однако, в отличие от многозначности истолкования басни, в притче всегда заключена определенная дидактическая идея.
4) аллегорический поучительный (реже - сатирический) небольшой сюжетный рассказ, напр." Притча о Блудном сыне". Нередко вводится в структуру публичной речи.
Самым точным определением считаю №3
На: Мастер-класс группы 2
Спасибо, поняла, начала работать С увжением И.И. Бубнова.
На: Мастер-класс группы 2
Ответ: Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, рельефного образа. Общеизвестны старинные аллегории: весы — правосудие, крест — вера, якорь — надежда. Аллегоричны персонажи сказок, басен: они выражают строго определенное свойство, лишены многозначности и загадочности. В аллегории внешний, предметный слой образа, как и в олицетворении, играет иллюстративную роль, смысл аллегории однозначен. Например, волк (в басне) – аллегория агрессивности, заяц — трусости, а лиса – воплощение хитрости.
На: Мастер-класс группы 2
Дневник занятия.
Признаюсь честно: меня не удивила ни одна фраза. Извините.
На: Мастер-класс группы 2
Добрый вечер, Татьяна Николаевна. 1. Какое бы название дала я7
Думаю так: " Истина ли дороже?", "Ответ в твоих ладонях.",
Теперь об ассоциации со словом "человек". У Даля читаем: "...служитель, прислуга, лакей; Человек Божий - пророк, избранец. Божий человек - святой, праведной жизни; (юродивый, божевольный).
Понятно, что со временем понятия меняются, поэтому сегодня мы можем сказать, что человек-индивид, личность, более высокое - творец, созидатель, разрушитель и т.д.
После прочтения притчи о человеке скажем: МУДРЕЦ (о МАСТЕРЕ), так как он дает шанс ученику не совершить грех (религиозное поучение притчи), задуматься и сделать правильный выбор, поэтому добавим, что человек - кузнец своего счастья. (нравоучение).
Задача учителя-заставить детей задуматься: а они на правильном пути, всегда ли они задумываются о том, что многое зависит от их выбора, решения.
С уважением И.И. Бубнова И последнее: считаю, что работа с притчами нужна.
Спасибо за материал.
На: Мастер-класс группы 2
Татьяна Николаевна, а вот это самый трудный вопрос. Как бы плохо ни было при коммунизме, было интереснее, потому что у всего народа была цель, идея, пусть и утопическая, но вера в строительство коммунизма (извините меня, но меня воспитали на принципах "кодекса строителя коммунизма") поддерживала людей. Не знаю, может быть. я говорю сумбурно.
Пока современному поколению намного труднее, чем нам, они не имеют стержня идейного, слишком долго затянулась перестройка, мы потеряли старое, но ещё не нашли нового. А еще "железный занавес", который закрывал многое чуждое нашему поколению, открывшись, потоком понес к нам грязь, разврат, в общем, все самое плохое. Наши дети пока не в силах разобраться в этом потоке, слишком много соблазнов, перед которыми трудно устоять, поэтому у наших детей всё чаще звучит философия: "бери от жизни все, пока молодой!", потребительская. Это печально, но нынешнее поколение всё чаще называют "потерянным".
Не утомила? Но на примере своих детей вижу и хорошее: дочь имеет два высших, сын из деревни никуда, возится на двух гектарах земли. С уважением И.И. Бубнова.
На: Мастер-класс группы 2
Уважаемая Татьяна Николаевна! Большое спасибо Вам за восточную мудрость, которая является для каждого человека живым источником жизненного опыта.
Фраза " он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины" меня не удивила, а скорее заставила задуматься. Над чем? А разве не страшно осознавать то, что человек ради своей истины ( глупое занятие- поиски истины ; вспомните слова Иешуа , обращенные к Понтию Пилату: " А истина в том, что у тебя очень сильно болит голова")готов на самое страшное?
Ассоциации к слову " человек"- " кузнец", творец своего счастья.
Тема притчи " А какой бы ты хотел увидеть бабочку у себя на ладони?" ( пища для ума ребенка) .