Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер-класс группы 2

Выберите действие:

Мастер-класс  по литературе

Уважаемые участники мастер-класса группы 2!

Вам представляется возможность выбрать один из предложенных мастер-классов и выполнять задания с пометкой в поле вашего ответа "Вариант 1" илм "Вариант 2".

 

Вариант 1

 

Тема: «Жил – был Человек»

             Восточная притча «Всё в твоих руках»

8 класс

Ведущий: Григолец Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Мучкапской СОШ Мучкапского р – на.

Цель: показать особенности притчи как жанра.

Задачи:

Обучающие: раскрыть философское содержание притчи, повторить основные литературоведческие понятия;

Развивающие: дать возможность обучающимся найти собственное «правильное» решение, основанное на своём персональном опыте и опыте своего друга (коллеги)проблемы и аргументировать его;

Воспитательные:  формировать  мировоззрение учащихся,  воспитывать ответственность за свои поступки, способствовать  проявлению положительных эмоций, воспитывать  уважительное отношение к мнению оппонента.

Метапредметные приобщение к духовному богатству русской литературы, к культурно – историческому опыту человечества.

Ожидаемые результаты:

Заинтересовать обучаемых таким жанром как притча.

Продолжить развитие навыков анализа текста с помощью литературоведческого понятия.

Уважение к культурно – историческому опыту человечества.

Побудить заниматься самовоспитанием.

Ход занятия:

Эпиграфом к занятию я выбрала следующее изречение:

“Не мыслям надобно учить, а мыслить”

(И.Кант.)

I.Побуждение

1. Тема сегодняшнего занятия звучит необычно: «Жил - был Человек…»

Так начинаются  почти все притчи. И сегодня  мы познакомимся с одной древней восточной притчей, попытаемся   раскрыть её философское содержание, повторим некоторые литературоведческие понятия, продолжим учиться работать в группах.

2. Давайте вспомним, что такое притча.

Уважаемые коллеги!  Жду Ваших ответов.

 (Ответы ребят. А теперь предлагаю обратиться к статье Словаря русского языка)

 Жанр притчи возник на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.

Что такое аллегория?

3. Итак, жил - был Человек…  

Какие ассоциации возникают у вас к слову «человек»?

(Ученики называют свои ассоциации, на доске учителем заполняется ассоциативная карта).

Человек -

II. Реализация

1.                 Направленное чтение I  части притчи.

(Текст выразительно читают учащиеся).

·                                Чтение первой части притчи.

         Было это давным – давно.  Жил – был в старинном городе Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на   цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её   между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

 

- Понравилась вам начало притчи?

В форме Дневника Занятия выпишите одну фразу из этой части текста, которая вас удивила, и объясните, почему.

                                        Дневник  Занятия.

       Фраза, которая удивила

                          Почему?

1. « … »

1.

 

 

     ( 3-4 учащихся читают свои объяснения).

  -  Ребята,  хотите, я прочту фразу, которую выписала?

(Чтение учителем цитаты, аргументации).             

·                                Давайте продолжим знакомиться с притчей. Чтение второй части притчи.

           Улыбаясь, он подошёл к  Мастеру и спросил:

  - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

         Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

         Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

   -  Ребята, обсудите в группах: что мог ответить Мастер своему самому способному ученику? Опирайтесь на текст притчи. Ответ я предлагаю записать на листе бумаги, используя фломастеры.

     (После обсуждения представитель каждой группы читает и объясняет вариант ответа своей группы).

·                                А хотите узнать, как на самом деле закончилась притча?

(Чтение притчи до конца).     

    -  Всё в твоих руках.

2. Ребята, вы видите, что название притчи закрыто. Подумайте в группах и предложите своё название, опираясь на содержание притчи.

(Представитель от каждой группы аргументирует свой выбор; он сравнивается с названием притчи – «Всё в твоих руках»).

3.Мы познакомились с содержанием мудрой Восточной притчи.

- А какие ассоциации возникли у вас к слову «человек» после прочтения притчи? Предложите от группы одно ключевое слово – ассоциацию.

Человек -

(Учитель записывает слова-ассоциации от каждой группы на доске)

- Почему в начале урока и в конце у нас разное восприятие слова «человек»?

Вы раскрыли аллегорический смысл притчи. Это и есть урок Мастера: человек всегда стоит перед выбором. От этого выбора порой зависит вся его жизнь.

III. Рефлексия

1. Эта притча отражает мудрость древнего Востока. А современность? Предлагаю каждой группе в течение 3-х минут (на уроке!) изобразить философию жизни современного человека, учитывая мудрость  прочитанной притчи, и защитить свой проект. Пусть это будет символ.

     Защита проектов представителями каждой группы.

Заключительное слово учителя.

 

Вариант 2

 

Тема мастер-класса  А.М.Горький. Пьеса « На дне». Проблематика и композиция.

Класс-11 Б

Ф.И.О ведущего мастер-класс- Петренко Лариса Юрьевна

Цель: раскрыть суть философского конфликта в пьесе.

Задачи: - закрепить знания о композиции художественного произведения;

      -  продолжить формирование стремления к  адекватным личностно-оценочным суждениям;

- формирование коммуникативных и культурологических  компетенций обучающихся на основе анализа и художественно-образного осмысления пьесы М.Горького  «На дне»;

                -  воспитывать сострадание  и человечность, стремление понять и полюбить человека, стремление к самовоспитанию.

Ожидаемые результаты:

успешное художественно-образное осмысливание  и личностная оценка  проблем и  содержания пьесы М.Горького «На дне»;

          правильный анализ  композиции пьесы;

 

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

В тюремном полумраке костылёвской ночлежки влачат жалкое существование убогие личности- обитатели  «дна»., социальной ямы, куда общество без зазрения совести сталкивает отработанный человеческий материал. Автор ведёт нас к пониманию душевного состояния оказавшихся в подвале героев и приобщает к мучительным поискам смысла бытия.

Обучающиеся:

Вот «дно»-модель общества, семья- её эмблема Василиса, религия-лампада её мужа и средство для её наполнения, вот правительство-дачник Медведев в отношениях с обывателями. И результат-судьба человека в обществе.

Учитель:

« Перечитывая пьесу Горького, я убедился , что тот менее всего имел ввиду дразнить душу своего читателя реальным изображением нищеты, падения и надрыва.»

Как вы понимаете смысл данных слов?

( Нет единого сюжета, нет главного героя, нет единого конфликта)

Чтобы перейти к анализу текста, хочется спросить у вас, ребята. А знаете ли вы , чем занимался каждый герой пьесы до ночлежки?

Работа с интерактивной доской ( Приложение, задание №1)

Учитель:

Давайте, ребята, в ходе сегодняшнего урока попытаемся раскрыть суть философского конфликта в пьесе, его проблематику и рассмотреть композицию произведения.

  1. Анализ пьесы.

1). Беседа.

1. Какие моменты можно считать определяющими в композиции, в развитии сюжета?

Выводы детей:

Завязка-разговор Василисы и Пепла.

Кульминация- убийство Костылева.

Развязка- арест Пепла

2. Как вы понимаете такое определение жанра горьковской пьесы?

Как вы понимаете смысл термина « социально-философская» ?

Заполните таблицу , указав  социальные и философские черты  жанра данной пьесы.

 

Социально- философская пьеса

Тяжесть

« Пьеса делается, как симфония : есть основной  лейтмотив и различные вариации, изменения его»                                                                                                                  М.Горький

 

Бесправие жизни людей «дна»

Сохранение в их душах

Человеческих качеств.

 Какой лейтмотив выделили бы как основной в пьесе Горького?

( Спор о человеке, о милосердии, сострадании)

« Основной вопрос, который я хотел поставить , это: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»                                                М.Горький                                                            

Учитель:

Как видим, идет усложнение композиции: появляется вторая завязка. Лука как стержень.

  1. Какую часть определили бы как экспозицию? Почему?

( 1д: до появления Луки: трагическая разобщенность героев, столкновение, несчастья, должен быть выход.)

      2.С какой репликой  впервые появляется Лука? Прокомментируйте её.

                   ( Умиротворение, открытость людям, любовь)

Как эта позиция подтверждается  другими репликами Луки?

3.Почему 1 действие кончается диалогом Анны и Луки? Смысл этого диалога?

а) Причины подобного сострадания, внимания к человеку ( страдание Анны - сострадание).

б) Лука выдвигается в центр.

2). Работа в группах.

2 д.- развитие действия.

Воздействие Луки на ночлежников.

Докажите. Что Лука вносит умиротворенность в души и судьбы героев.

1 группа ( Лука – Актёр)

2 группа (Лука-Анна)

3 группа (Лука-Пепел)

Выводы групп.

В каких репликах Луки из 2 д. раскрывается суть его философии?

« Во что веришь, то и есть…»

« Любить живых надо,…живых…»

« Все, милая, терпят…всяк по – своему жизнь терпит»

« Человека приласкать никогда не вредно»

 Какая реплика будет ключевой?

Как с этой философией Луки перекликаются стихи Беранже?( в переводе В.С.Курочкина) Зачитывается вслух учителем.

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет,-

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

 Ответы обучающихся

 3. Дать определение термина « кульминация».

В виде развёрнутого ответа рассказать о кульминационном моменте 3д. и выводы записать в  тетради.

  1. Идейная ( притча о праведной земле)

« правда» -то, может, обух для тебя, не всегда правдой душу вылечишь»

 

  1. Событийная экстремальная ситуация, когда людям нужна действенная помощь.

4д.- развязка: судьба героев, лишенных поддержки Луки. Результат противоположен тому, чего он хотел добиться.

а) Васька Пепел – рассказ о золотой стране Сибири.

Поедет в Сибирь как каторжник.

б) Трагическая судьба Актера.

В) Незыблемость ночлежки: появляется новый ночлежник, песня.

Докажите, что предвестием крушения правды Луки была смерть Анны.

( Лука пытается уверить Анну в том, что смерть – отдых , спасение, а пробуждает в ней жажду жизни)

В чем заключается правда Луки?

 4. Кейс-метод

Предварительно подготовленные в качестве домашнего задания материалы включают в себя афоризмы, отражающие правду Луки – Кейс1 (Приложение 1) (комментирует группа обучающихся).

Учитель:

Что  понял Лука за свою долгую непростую жизнь?( вопрос классу )

Учитель:

Каким правдам о человеке противостоит правда Луки?

Обучающиеся  рассматривают жизненные позиции героев и комментируют их.

Кейс 2 «Правда  Сатина»  (Приложение 2)

Вопрос группе:

Есть ли в характере Сатина черты Сатаны?

Что понял Сатин? ( вопросы классу)

Кейс 3  «Правда Бубнова» (Приложение 3)

Вопрос группе :

Человек- вещь, по мнению Бубнова. Что даёт основание Бубнову для подобного вывода?

Кейс 4 « Правда Клеща» (Приложение 4)

  Вопрос группе:

А какая она - правда Клеща?

5. Индивидуальные задания

Сильные обучающиеся подготовили вопросы для класса.

( Слайды с вопросами )

Первый обучающийся: « Слушаю я г. Сатина и говорю себе : да, всё это и в самом деле великолепно звучит. Идея одного человека, вместившего в себя всех, человека- бога ( не фетиша ли?) очень красива. Но отчего же . скажите, сейчас из этих самых волн перегара, из клеток надорванных грудей полетит и взовьется куда-то выше , на сверхчеловеческий простор дикая острожная песня? Ой. гляди,  не страшно ли уж будет человеку-то, а , главное,  не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он – всё, и что всё для него и только для него?»    ( слайд 1)                                                            И.Анненский

Как вы понимаете смысл слов  Анненского?

Второй обучающийся: «В режиссерском экземпляре пьесы « На дне» Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: « …хитро поглядывает, коварно улыбаясь, видно, что врет», « проскользнул». Какое представление о Луке отразилось в них?( слайд 2)

Третий обучающийся: «Во 2 д. Лука говорит: « Человек- всё может…лишь бы захотел» . Сравните со словами Сатина : «Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга». Чем объясните совпадение?( слайд 3 )

Четвертый обучающийся: «В финале ни Сатин, ни Лука не вправе претендовать на роль победителя в пьесе – дискуссии. Оба ведущих персонажа терпят поражение перед лицом жизни.» ( слайд 4 )                Н.К.Гей

Почему?

 Учитель.

Почему так трагично всё в финале?

 Итог беседы

В заключение урока хочется , ребята, сказать о том, что  пока мы живем  в несовершенном мире. В нем человек , к сожалению, способен потерять веру, и тогда теряет смысл человеческая жизнь. Это самое страшное преступление –преступление против природы  человека.

«…Эхе – хе …господа люди! И что с вами будет?»- над этими словами и нам, наверное , следует задуматься.

  1. Подведение итогов урока .
  2. Домашнее задание: написать сочинение  по пьесе А.М.Горького  «На дне» ( темы №4, 5,6  учебника В.Чалмаева, Русская литература XXвека)

                                  

Приложение

Кейс 1 «Правда Луки»(его портрет)

« Все мы на земле странники…»

« …Не в слове –дело, а- почему слово говорится?- вот в чём дело!»

« Во что веришь, то и есть»

« Понять хочется дела –  человеческие … а на тебя гляжу - не понимаю»

« Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит…а человек- научит… да! Человек может добру научить очень просто!»

« Любить живых надо…живых»

« Есть люди, а есть – иные- человеки…»

« Я говорю- есть земля , неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней- родит» ( это « человеки»  в оценке Луки)

« Верно: человек должен уважать себя».

 

Обучающиеся:

А рассказ Луки о праведной земле- это рассказ о вере человека в лучшее, ради которого-то и стоит жить.

На этой вере в завтрашний день и держится человек, вся жизнь цивилизованного общества.

Заронить эту веру в лучшее, научить ей, сохранить эту способность верить в лучшее, развить это в людях- вот, на мой взгляд, позиция Луки.

Жестокой, убийственной, голой правде несокрушимого гнёта бесчеловечных обстоятельств противостоит упрямая, светлая вера в человека, в спасительную  силу жалости, сострадания, добра. И вера эта- не ложь, а правда Луки.                                

                    Кейс 2   « Правда Сатина»( его портрет)

« Лучшее – и человек тоже»

« И чем больше способен он это лучшее в себя вобрать и ради него жить, тем он больше человек»

« Надо уважать человека»

« Человек- свободен , он – правда; Он Человек-бог! Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное- дело его рук и его мозга»

« Хорошо это …чувствовать себя человеком!2

« Что это значит? Человек - бог! ( абстрактность , декларация , высокомерие)

Уважать не только потому, что в нём: «…ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном, а потому, что ( Всё- в одном), Один- во многих и многом: часть людей, народа…»

Обучающийся:

Гимн Сатина- вера в Человека ( Человека-бога)

Стремится Сатин к философствованию – и только.

Кейс 3 «Правда Бубнова»

«…Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся…всё сотрётся, да!»

« На что совесть? Я не богатый…»

« А кто пьян да умен - два угодья в нём…»

« А нитки – то гнилые!»

« Здесь  господ  нету…всё слиняло,  один голый человек остался…»

«Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё»

« Дурость человеческая» ( об Алёшке)

« А чем жить будешь? ( Василисе)

« Сколько в ней зверства, в бабе этой…»

« Все хотят порядка, да разума нехватка»

« … да и все люди на земле – лишние»

« Мне и хочется на волю…эх!

Цепь порвать я не могу» ( из песни)

« И одна - не бедна, коль умна...»

«…храбрость у места, когда в лес по грибы идешь…а здесь она ни к чему»

« Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя…да и все её знают…»

« Все люди живут … как щепки по реке плывут…строят дом…а щепки- прочь…»

« Все так: родятся, поживут, умирают, и я помру…и ты…Чего жалеть?»

« Любят врать люди…»

« А я вот… не умею врать! Зачем? По –моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

 

      Кейс 4    «Правда Клеща»( портрет )

« Им легко деньги достаются… Они не работают…»

« Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я- рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь , я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…»

« Я здесь  полгода прожил…а все равно как шесть лет»

« Живут без чести, без совести»

« Какая правда? Где- правда? Вот правда!( треплет руками лохмотья на себе) Работы нет…силы нет! Вот- правда. Пристанища …пристанища нету! Издыхать надо… вот она. Правда! Дьявол! На…на что мне она - правда? Дай вздохнуть…вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне -  правду? Жить – дьявол – жить нельзя…вот она – правда!»

« Он…жалостливый был…у вас вот…жалости нет»

«…надо жить – по закону…по- евангелию…»

 Задание №1                                        

а) чиновником в казенной палате                      Лука

б) сторожем при даче                                            Барон

в) телеграфистом                                                     Клещ

г) слесарем                                                                 Сатин

д) скорняком                                                             Актёр

е) артистом                                                               Бубнов


»  Размещено в сообществах:   

На: Мастер-класс группы 2


С нетерпением жду работу. Очень хочется поучиться у опытных педагогов. Желаю удачи автору разработок.




На: Мастер-класс группы 2


Побывала на мастер-класс в 6 группе. У них очень интересно! Когда у нас будет? Вдруг трудными  задания окажутся,а времени не хватит? С уважением И.И. Бубнова.




На: Мастер-класс группы 2


Извините, пожалуйста, как нам работать по притче? Будут задания?




На: Мастер-класс группы 2


На вопрос: " Что такое притча?". Порылась в интернете - нашлось много определений, понравились вот эти:

1)   При́тча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

2)   иносказательный рассказ с нравоучением; , непонятное, труднообъяснимое явление, обстоятельство (обычно в вопросительных и восклицательных предложениях)

3)  небольшой устный рассказ, в иносказательной форме, заключающий моральное или религиозное поучение; по своей форме близок басне. Однако, в отличие от многозначности истолкования басни, в притче всегда заключена определенная дидактическая идея.

4) аллегорический поучительный (реже - сатирический) небольшой сюжетный рассказ, напр." Притча о Блудном сыне". Нередко вводится в структуру публичной речи.

Самым точным определением считаю №3

 

 




На: Мастер-класс группы 2


Спасибо, поняла, начала работать С увжением И.И. Бубнова.




На: Мастер-класс группы 2


Ответ: Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, рельефного образа. Общеизвестны старинные аллегории: весы — правосудие, крест — вера, якорь — надежда. Аллегоричны персонажи сказок, басен: они выражают строго определенное свойство, лишены многозначности и загадочности. В аллегории внешний, предметный слой образа, как и в олицетворении, играет иллюстративную роль, смысл аллегории однозначен. Например, волк (в басне) – аллегория агрессивности, заяц — трусости, а лиса – воплощение хитрости.




На: Мастер-класс группы 2


Дневник занятия.

Признаюсь честно: меня не удивила ни одна фраза. Извините.




На: Мастер-класс группы 2


Добрый вечер, Татьяна Николаевна. 1. Какое бы название дала я7

Думаю так: " Истина ли дороже?", "Ответ в твоих ладонях.",

Теперь об ассоциации со словом "человек". У Даля читаем: "...служитель, прислуга, лакей; Человек Божий - пророк, избранец. Божий человек - святой, праведной жизни; (юродивый, божевольный).

Понятно, что со временем понятия меняются, поэтому сегодня мы можем сказать, что человек-индивид, личность, более высокое - творец, созидатель, разрушитель и т.д.

После прочтения притчи о человеке скажем: МУДРЕЦ (о МАСТЕРЕ), так как он дает шанс ученику не совершить грех (религиозное поучение притчи), задуматься и сделать правильный выбор, поэтому добавим, что человек - кузнец своего счастья. (нравоучение).

Задача учителя-заставить детей задуматься: а они на правильном пути, всегда ли они задумываются о том, что многое зависит от их выбора, решения.

С уважением И.И. Бубнова  И последнее: считаю, что работа с притчами нужна.

Спасибо за материал.

Комментарий был изменен с момента создания (bubnovaii5146, Wed, 26/10/2011 - 17:56).



На: Мастер-класс группы 2


   Татьяна Николаевна, а вот это самый трудный вопрос. Как бы плохо ни было при коммунизме, было интереснее, потому что у всего народа была цель, идея, пусть и утопическая, но вера в строительство коммунизма (извините меня, но меня воспитали на принципах "кодекса строителя коммунизма") поддерживала людей. Не знаю, может быть. я говорю сумбурно.

    Пока современному поколению намного труднее, чем нам, они не имеют стержня идейного, слишком долго затянулась перестройка, мы потеряли старое, но ещё не нашли нового. А еще "железный занавес", который закрывал многое чуждое нашему поколению, открывшись, потоком понес к нам грязь, разврат, в общем, все самое плохое. Наши дети пока не в силах разобраться в этом потоке, слишком много соблазнов, перед которыми трудно устоять, поэтому у наших детей всё чаще звучит философия: "бери от жизни все, пока молодой!", потребительская. Это печально, но нынешнее поколение всё чаще называют "потерянным".

Не утомила? Но на примере своих детей вижу и хорошее: дочь имеет два высших, сын из деревни никуда, возится на двух гектарах земли. С уважением И.И. Бубнова.




На: Мастер-класс группы 2


Уважаемая Татьяна Николаевна! Большое спасибо Вам за восточную мудрость, которая является для каждого человека живым источником жизненного опыта.

Фраза " он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины" меня не удивила, а скорее заставила задуматься. Над чем? А разве не страшно осознавать то, что человек ради своей истины ( глупое занятие- поиски истины ; вспомните слова Иешуа , обращенные к Понтию Пилату: " А истина в том, что у тебя очень сильно болит голова")готов на самое страшное?

Ассоциации к слову " человек"- " кузнец", творец своего счастья.

Тема притчи " А какой бы ты хотел увидеть бабочку у себя на ладони?" ( пища для ума ребенка) .



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн