Цель урока:
- анализ первой части;
- роль пейзажа в повести;
-закрепить знания об изображении пейзажа;
- учить самостоятельности в работе, воспитание интереса к предмету
Оборудование урока:портрет Н. В. Гоголя,
Эпиграф:
« Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. Всё это так необыкновенно в нашей теперешней литературе, что я доселе не образумился»
А. С. Пушкин
План
- О писателе Н. В. Гоголе.
- Создание сборника « Вечера на хуторе близ Диканьки». Отношение А. С. Пушкина к сборнику.
- О празднике Рождество.
- Анализ повести
- Иллюстрации к повести в исполнении детей
Ход урока
- Опрос домашнего задания.
- Рассказать о Н. В. Гоголе. ( Зачитать в учебнике)
« Почтейнешая маменька, мой добрый ангел – хранитель, теперь я Вас прошу в свою очередь сделать для меня величайшее из одолжений. Вы имеете тонкий. Наблюдательный ум, Вы много знаете обычай и нравы малороссиян наших, и поэтому, я знаю, Вы не откажитесь сообщить мне их в нашей переписке…»
- Что можно сказать по письму Н. В. Гоголя? А как вы относитесь к своим мамам?
- Рассказать о создании сборника « Вечера на хуторе близ Диканьки». Отношение А. С. Пушкина к сборнику.
- Новый материал.
Сегодня мы начинаем работать над 1 – ой частью повести «Ночь перед Рождеством».
« Ночь перед рождеством - особенная ночь накануне величайшего христианского праздника – Рождение Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь есть злые силы – чёрт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело стараются выместить своё зло на добрых людей.
Вот и верхом на метле и немец спереди, сзади губернский стряпчий в мундире на самом деле просто чёрт»
- Ребята, а когда мы празднуем Рождество? (7 января)
- О Рождестве Христове расскажет учитель технологии Гончарова Г. П.
Учитель рассказывает о том. Когда люди начали праздновать Рождество Христово. Рассказывая об истории этого праздника, учитель говорит о его традициях. В ночь перед Рождеством люди колядуют, поют песни, а учтивые хозяева подают, что могут.
На праздничном столе должно быть 12 блюд, в том числе и Рождественский пирог. В пирог запекается монета, и тот, кто её найдёт, будет счастлив.
- Ребята, а что готовят ваши родители на праздник?
- Анализ повести.
Слово учителя русского языка и литературы
Краткоесодержание 1-ой части повести. О чём она?
В повести есть описание пейзажа.
- Что называется пейзажем?
( Пейзаж –(от французского, страна, местность) – картина природы в художественном произведении.
- Выразительное чтение. Описание Рождественской ночи стр. 88.
Слово учителя
В повести есть непонятные слова. Что они обозначают?
Колядовать –петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда бросают в мешок, хозяйка или хозяин, или кто остаётся дома колбасу. Или хлеб, или медный грош, чем кто богат.
Стряпчий –в дореволюционной России название некоторых должностных лиц. В 19 веке чиновник по судебному надзору.
Писарь – выборное должностное лицо, занимающийся перепиской и составлением канцелярских бумаг.
Заседатель – выборное должностное лицо, участвует в работе какого- нибудь учреждения.
Чёрт – в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо. Олицетворяющее злое начало в образе человека с рогами, копытами и хвостом.
Чудная девка - ведьма – в сказках народных поверьях злая волшебница.
Вопросы классу
- Зачем чёрт украл месяц с неба и как ему удалось это сделать? (зачитать стр. 89 – 90)
-Какие герои повести встречаются вам в народных сказках?
(Чёрт, ведьма)
Слово учителя
В повести есть иллюстрации.
- Ребята, а как вы представляете ночь перед Рождеством?
Слово учителя изо Чепраковой О.И.
Беседа учителя с классом
- Что такое пейзаж?
( Пейзаж – в художественном произведении - описание природы, которое не только даёт возможность увидеть, где происходили события, но помогает им понять и сопереживать)
-Назовите виды пейзажа.
(Сельский, городской, индустриальный)
-Какая тема урока?
( Рождественский пейзаж)
- Какой вид пейзажа?
( Сельский)
- С чего начинается изображение пейзажа?
( С линии горизонта) Самостоятельная работа учащихся.
- Вспомните описание рождественского пейзажа. ( Учащиеся находят описание в учебнике).
- А теперь посмотрите на моё изображение такого пейзажа и найдите ошибки.
( Месяц вместо луны, небо звёздное, дома не деревянные, а мозаики, покрытые соломой)
-Попробуйте изобразить рождественский пейзаж. Каким вы его представляете?
( Учащиеся начинают изображать на рисунке Рождественскую ночь)
- Подведение итогов
Выставление оценок и их комментирование.
- Задание на дом чтение 2 – ой части повести Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством» выучить наизусть описание Рождественской ночи.
Подготовить рассказ о таких героях:
- Казак Чуб.
- Дочка чуба – красавица Оксана.
- Мать кузнеца Вакулы
|