|
Эксперимент использования в школах электронных планшетов
|
|
|
|
|
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on пн, 29/08/2011 - 06:22 |
Перед началом нового учебного года СМИ облетела новость об эксперименте в школах разных регионов по замене бумажных учебников т.н. "электронными книгами". На сайте Минобразования Калининградской области читаем "Электронный учебник представляет собой тонкий и легкий планшет с большим сенсорным экраном диагональю 9-11 дюймов. несколько сотен электронных учебников в порядке эксперимента будут опробованы 300 учениками 6-7 классов пяти школ региона".
В обзоре Ю Ревича читаем: "Эксперименты по внедрению электронных учебников уже проводятся в различных странах мира — например, в Южной Корее и на Тайване. С 1 сентября он проходит в восьми школах и гимназиях Белоруссии. В Польше уже на протяжении нескольких лет гуманитарные учебники издаются в цифровом формате. С 1 января по 11 мая 2011 года проводилось экспериментальное испытание ридеров производства PocketBook в пяти общеобразовательных учебных заведениях Украины. В США в 2009 году была даже озвучена грандиозная программа демократической партии по оснащению всех школьников электронными ридерами под названием A Kindle in Every Backpack («Kindle — в каждый портфель»)
Так что к учебникам на компакт-дисках добавляется новое средство. Посмотрим, что покажет эксперимент.
Будем благодарны учителям, которые в комментах расскажут о своём опыте использования электронных читалок в школе.
|
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
ИМЭУ в спецвыпуске Российской газеты
6 октября РГ посвятила спецвыпуск № 5599 новинкам в школьном образовании. Ниже - аннотированные ссылки и рефераты статей об ИМЭУ.
В ранце сменка, циркуль, ридер М.Заболотный кратко характеризует мобильные электронные устройства, рекомендованные для апробации в школах
"Пилоту" нужен срок - Любовь Текшева из Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук: "Мы разработали четкие гигиенические требования к предъявлению учебной информации на экранах компьютеров. Расстояние от глаза до экрана компьютера - не менее 60 см. Это защита от электромагнитных полей. Нельзя просто переносить информацию с листа бумаги на экран один к одному. Есть рекомендации по цветовым сочетаниям фона и шрифтов, по их размерам и начертанию... Нормативы работы с компьютером - по времени, продолжительности перерывов и т.п. - есть в СанПиНах. Они доступны на сайте Роспотребнадзора... В зависимости от возраста школьников мы регламентируем вес учебников от 300 до 600 граммов... Полагаем, что с массовым введением ридеров в школе не стоит спешить. Нужно провести пилотные исследования в разных возрастных группах.
Полкило знаний - о первых впечатлениях школьников и учителей в регионах апробации ИМЭУ - Кемеровской и Калининградской областях, республике Татарстан. "В лицее имени Лобачевского при Казанском федеральном университете... букридеры появились сразу после нового года. В математическом классе по закладкам в ридере быстро находят нужные материалы. Электронные учебники получили и учителя, которые работают с математическим классом. Ребята помогают им освоить электронные новинки..."
Отмечают и некоторые недостатки PocketBook: книги иногда зависают, а кнопки электронных учебников западают. Но это технические мелочи, которые поправимы. А вот с начинкой букридеров дела обстоят посложнее.
- Далеко не все учебники можно скачать на том сайте, где мы должны брать информацию. Часть заданий можно найти только в Интернете, но скачать необходимое лицензионное издание, сами понимаете, школьнику не по карману, - отмечает недостатки старшеклассник Дамир Шафигуллин. - А выкачивать его бесплатно - это уже пиратство"
С 1 сентября в Татарстане электронные учебники должны были получить 53 школы республики, из них три - в Казани. Однако сейчас ридеры есть только в портфелях старшеклассников лицея имени Лобачевского. До других школ гаджеты так и не дошли.
Опыты в Сети и наяву - апробация ИМЭУ в контексте долгосрочного эксперимента по включению электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Сравнение 4-х ИМЭУ, отобранных для апробации в школах
Вот картинка из деловой газеты "Маркёр" за 26 сентября 2011 г.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Сравнение 4-х ИМЭУ, отобранных для апробации в школах
Я работаю с ИМЭУ Plastik Logic 100 модель PLR003 с января 2012 года в 6 "А" классе МБОУ СОШ № 5 г. Светлого Калининградской области. Использую, например, такие виды работына уроках русского языка: 1. Дети впечатывают слова «Новые заметки», возле каждого слова пишут объяснения, типа: -ин, -ан,-ян, или искл., или проверочное слово (тема: "Имя прилагательное").. Затем меняются ИМЭУ на парте с другим вариантом.Сверяют правильность выполнения с подготовленным учителем текстом на слайде презентации и выставляют в ИМЭУ друг другу оценки, которые затем озвучивают учителю. 2. Разбиваю детей на 3 команды.Работаем с погонами, (я так называю закладки):1 к. - погон с галочкой - Н;2 к. – погон с крестиком - НН;3 к. – погон со звёздочкой - Н входит в состав корня. И дети каждой из команд ставят эти погоны над своими словами. В итоге в команде проверяется оптимальное число погонов. Учитель оценивает: правильно или нет выбрано количество погонов, символизирующее тот или иной пункт правила заданной темы. Или подчёркиваем в правиле, упражнении нужную информацию, рисуем галочки и т.д.
По литературе работа может такой: 1. При работе с текстом произведения или с биографией автора на заданные вопросы ответы подчёркиваем или отмечаем специальными значками, закладками, предлагаемыми ИМЭУ. Несколько человек показывают учителю ИМЭУ для оценивания правильности подчёркнутой или выделенной информации, которая потом проверяется фронтально. 2. Над определёнными частями текста, в любои произведении, дети должны надписать свои заголовки, которые составят композицию план текста. Эти пункты плана несколько человек (или все) впечатывают в "Новые заметки" для последующей проверки. 3. При анализе стихотворений работаем по группам или вариантам: выписываем строки и подписываем художественные средства выражения в «Новых заметках». Или я предлагаю строки, а ученики в «Новых заметках» пишут названия художественных средств выражения. Или, работая с этими же художественными средствами выражения, договариваемся с детьми заранее, что метафора - это погон с крестиком, эпитет - погон со звёздочкой, гипербола - погон с галочкой и. т.д., ученики расставляют эти обозначения в тексте, затем проверяем или фронтально, или индивидуально.
Удобно, что в ИМЭУ представлены учебники разных авторов, и при подготовке к урокам обязательно просматриваю соответствующие темы, правила, упражнения и задания, и использую что-то интересное на уроках.
Светлана Судакова
От предметных к метапредметным умениям действий с ИМЭУ
Спасибо, Светлана Рудольфовна, за обмен опытом использования ридера на уроке русского языка. На летних каникулах есть возможность посмотреть на проблемы ИМЭУ в школе более широко. Что даёт библиотека учебников на устройстве персонального пользования? Как и где эффективнее работать с мобильным устройством: на уроке в цейтноте выполнения учебной программы по предмету и/или дома, где можно путём проб обнаружить новые полезные свойства, а на уроке поделиться домашними находками? Эти и многие другие методические вопросы внедрения мобильных устройств в учебный процесс уже поставлены в Сетевой лаборатории, но ещё не нашли своего апробатора. Продолжим поиск?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
А в чем преимущества планшета?
Тогда мне не понятно: а в чем его преимущество? Только в том, что он "тонкий и легкий"? Важно, конечно. Ранец у ребенка начальной школы, ох, какой тяжелый! А в старшем звене детки часто не приносят учебники - в дамскую сумочку не помещаются, а девчонкам хочется с сумочкой в школу ходить. А тут вроде учебник будет всегда. Так другие факторы появятся: разрядятся аккумуляторы, например.
А здоровье? Ведь у нас сейчас строгие нормы санпина, сколько часов можно школьнику пользоваться компьютером в разных возрастных группах. А здесь - такой же экран. Для него тоже время лимитировано?
И про набор учебников я тоже не очень поняла. Там будут помещены производителем ВСЕ учебники, входящие в федеральный перечень, или учителя лишают права выбора?
Дорогу осилит идущий!
эксперимент апробации планшетов в школах
В "рыночном" образовании новое внедряется не только (а может быть и не столько) ради выгоды участников образовательного процесса, но и потому, что это кому-то принесёт прибыль.
Эксперимент использования планшетов с учебниками в школах и предназначен для того, чтобы ученики и учителя могли попробовать новое средство информатизации и дать заключение, чем оно сподручнее традиционных средств учёбы, а в чём недостатки.
Попутно ставил вопрос: что учителя ожидают от планшетников с учебниками. Т.е. желаемые аппаратные (железо:), программные (читалки, текстовые и графические редакторы и пр...), дидактические (лёгкость освоения и работы...) и другие качества,
Пока круг участников диалога очень узок (научный сотрудник ФИРО, преподавательница кафедры ИКТ университета, учительница средней школы). Приглашайте коллег из школ и из Открытого Класса шире участвовать в форуме "Опыт использования мультимедийных электронных учебников"
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Эксперимент использования в школах электронных планшетов
Прочитала все по Вашей ссылке.
Непонятно. Монохром. Закачивать нельзя. Просто читалка. и 12 тысяч. Мой китайский клон 8 тысяч и все можно. Непонятно и неинтересно. Чтобы дети не играли что-ли?
"Контент подготовили издательства, которые работают с образовательной литературой. Естественно, это только официальные учебники, утвержденные Минобром. Наш ридер только дополнительно адаптирует контент с учетом параметров устройства, — поясняет Чубайс. — В программном обеспечении соблюдены главные требования специалистов по школьному образованию — школьники не могут удалить или изменить учебники, устанавливать дополнительные программы, скачивать фильмы, музыку и игры. Этот ридер предназначен только для учебы".
Ну как же так. Мы радуемся мультимедийному богатству Web2 и возможностям применения их в учебном процессе, а тут ничего нельзя. Странно. Вместо книжек с живыми картинками Буратино получит скучный монохром? Мир же вокруг живой и цветной. А тут. Физические и химические опыты посмотреть нельзя, как делится клетка посмотреть нельзя. Как планеты вращаются вокруг Солнца нельзя. Как слоны ходят по саванне и как ревет Ниагара нельзя. Как играют Моцарта послушать нельзя. Непонятно. Монохромная "инновация". И это в 21-то веке!
Да-а-а. Видимо, это вопросы экономики, а не образования.
На: Эксперимент использования в школах электронных планшетов
Владимир Владимирович, добрый день!
Могу поделиться личным опытом использования планшета.
Как "читалка" довольно сносно, хотя двигать текст пальцем в нужном объеме надо еще приспособиться.
Как "считалка" на калькуляторе и "смотрелка" видео с флэшки и камеры вещь очень удобная.
Как "слушалка" очень средне.
А вот как "писалка" совсем не очень. На встроенной клавиатуре быстро писать не получается.
Хотя, может быть, кому как.
Купила себе 10-дюймовый недорогой ePad - китайский клон iPаd для оперативной работы вне дома. Так не очень годится, для игры нормально. И зарядки хватает ненадолго. Надо у розетки с зарядником сидеть. Или, может, просто я не очень умею им пользоваться.
Конечно, если есть возможность приобрести, - лишняя новая игрушка не помешает.
Массовые "читалки" и школьные интерактивные учебники
Спасибо, Наталья Александровна, за отклик. Пока мало знаю о электронных планшетах как носителях школьных учебников. По сведениям из СМИ для эксперимента предложен планшет с пластиковым сенсорным экраном. По словам А.Чубайса, планшет "вандалоустойчив". Зарядки хватит в среднем на неделю.
Но проблема не только в особенностях планшета для школ (кстати, одна ли модель планшета должна быть для начальной, средней и старшей школы?). Важна usability для школьников и учителей применительно к урокам и внеклассной работе. Какие учебники закачивает в планшет изготовитель, и соответствует ли эта "начинка" программам, привычным учителям-предметникам, и новым ФГОСам?
До прояснения деталей эксперимента с э-планшетами в школе приглашаю учителей (и методистов, работающих с учителями) обсудить, какие возможности ждём от планшетов для совершенствования учебного процесса в урочное и внеурочное время. Чем э-учебники на планшетах предпочтительнее учебников на компакт-дисках?
Какие ещё вопросы вызывает эксперимент? Обсуждаем в форуме
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Массовые "читалки" и школьные интерактивные учебники
"Какие учебники закачивает в планшет изготовитель, и соответствует ли эта "начинка" программам, привычным учителям-предметникам, и новым ФГОСам?"
РАзве пользователь сам не может закачивать в этот планшет учебники?
И, может быть, ничего и не надо закачивать, а просто выдавать вместе с планшетом флэшку с учебниками? А на флэшку можно скачивать из единого централизованного источника?
Интересно было бы подержать такой планшет в руках. Это многофункциональная машина или просто электронная книга?
Интересно, есть они в свободной продаже и сколько стоят, или только выдаются бесплатно в рамках эксперимента?
Вопросов больше, чем ответов
ИНА: "РАзве пользователь сам не может закачивать в этот планшет учебники?"
АВВ: Пока не знаю: в руках не держал. Планшет, вроде, призван заменить школьнику ранец с набором учебников.
Один из вопросов: влияет ли предустановленная "начинка" на цену планшета? Другой вопрос: если можно закачивать дополнительные ЭОР, то доступно ли это учителю и школьнику, использующим учебник?
ИНА: "Интересно, есть они в свободной продаже и сколько стоят?"
АВВ: По словам А.Чубайса, стоит порядка 12 000 руб. О свободной продаже не слышал. Пока, вероятно, госзаказ для эксперимента в школах (судя по представлению А.Чубайсом планшета В.Путину)
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)