Опыт использования мультимедийных электронных учебников
Выберите действие:
Ответов - 20
Tue, 23/08/2011 - 14:57
Владимир Владимирович Анненков
На сайте с: 15/02/2009
Баллы: 6359
Этот форум - для энтузиастов Новой Школы. Школы, оснащённой и устроенной так, что
школьникам интересно учиться,
учителям комфортно вести учебный процесс,
администраторам разных уровней увлекательно формировать плодотворную образовательную среду,
родителям школьников гордиться участием в строительстве общества, основанного на знаниях.
В сетевом сотрудничестве участников апробации ИМЭУ этот форум акцентирует внимание на тактических и стратегических вопросах внедрения мультимедийных учебников и мобильных электронных устройств в школьную жизнь. В жизнь школы уже вошли мультимедийные проекторы, компакт-диски с мультимедийными учебниками, ЭОРы... На повестке дня - переход от бумажных учебников к электронным, от настольных компьютеров в специальных классных комнатах к мобильным электронным устройствам (МЭУ). Приглашаем рассказать о проявлениях этой стратегии в разных школах, разных предметах, на разных ступенях образования.
Учителя расскажут о конкретном опыте использования разных типов э-учебников на уроках в школе. Директора школ, сотрудники региональных и муниципальных департаментов образования поделятся опытом перестройки традиционных систем обучения; если нужно - откроют в подшивке новые проблемно-тематические ветки. Все вместе размышляем о перпективах мобильных электронных устройств с новыми поколениями ЭОР в Новой Школе.
С огорчением скажу, что у меня с электронными учебниками на уроке подружиться не получилось.
Пять лет назад в классе появились компьютер и проектор. С энтузиазмом начала искать цифровые материалы. Первый диск, попавший в руки, показался новой эрой в процессе обучения. Это был базовый курс химии 8-9 класса - с многоуровневой иерархической структурой теории, тестами, анимацией. Месяца два использовала его очень часто и радовалась, что могу сделать процесс обучения таким наглядным. А потом заметила, что дети хуже усваивают как раз тот материал, который увидели на диске. Убедилась - голос за кадром они вообще не воспринимают. Было ощущение, что мыслительный процесс у ребят в классе просто отключается на это время.
Теперь дисков со всевозможными курсами в кабинете уже куча, но использую их очень редко. Пригодились, во-первых, видеоопыты, дети помогли их вырезать из курса-репетитора. Удобно использовать на уроке - быстро, доступно, наглядно. Правда, тоже не всегда эффективно. Когда есть возможность показать эксперимент - показываю не виртуальный.
Во-вторых, даю детям индивидуально. Заболел ребенок, сидит дома скучает. Пусть поработает - все же интереснее, чем просто учебник читать. Некоторые ученики сами, без подсказок, заглядывают, например, в энциклопедии.
И еще одна полезная форма, встречающаяся на диске - 3D-иллюстрации. Иногда очень трудно представить, как выглядит эта молекула или еще какой-то объект. Как объяснить это детям? Показать иллюстрацию из электронного учебника.
Так что электронный учебник - это хорошо, но живое общение с учителем - лучше.
Спасибо, Елена Александровна, за конкретику. Согласны ли с такими выводами из Вашего опыта:
1. Простой перевод учебника на компакт-диск полезен менее, чем сборка на диске мультимедиа иллюстраций и задач по курсу для лучшего восприятия и самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и дома.
2. Живое объяснение учителя воспринимают лучше, чем голос за кадром на диске. Озвучивание текста учебника менее эффективно, чем краткие текстовые пояснения к иллюстрациям (для самостоятельной проработки учащимися).
3. Учебник на CD - не замена учителю, а дополнение для домашнего освоения теми, кто пропустил урок в школе или хочет самостоятельно изучить более обширный (по сравнению с возможностями урока в классе) материал.
4. Учебник на CD должен быть не столько информативен (это - задача учителя), сколько ИНТЕРАКТИВЕН (т.е. содержать тесты, в том числе из массива КИМов для ЕГЭ).
Спасибо, Владимир Владимирович, что переложили на четкий пунктуальный язык мои эмоции.
Первые три пункта - точно, в четвертом поясню: учебник может быть и энциклопедией, и даже углубленным курсом предмета. Только на уроке его тогда использовать , конечно, проблематично. А дополнительно - почему нет?
В Открытом Классе известны учебники на компакт-дисках. Между тем они теперь - не единственный носитель "электронных учебников" (См. Эксперимент использования в школах электронных планшетов). В стандарт описания электронного учебника придётся ввести указание на носитель.
Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Wed, 31/08/2011 - 16:46).
Согласна во многом с Еленой Александровной. Диск, на который просто переписан учебник неинтересен и неэффективен. Использую из него только аудиотексты или их фрагменты на уроках( преподаю русский язык и литературу). Много лет уже использую в работе диск "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку", можно пройти тренинг, получить подсказку сдать тест на время. Это детям нравится. То есть, нам необходима дополнительная информация, а не копия бумажного учебника. Например, очень хорошо воспринимается на уроках чтение стихотворений самими авторами ( сохранившиеся записи тех лет).
Комментарий был изменен с момента создания (Светлана Тилина, чт, 08/09/2011 - 14:53).
Светлана Геннадьевна, а Вам приходилось использовать в школе (или дома для подготовки урока) плееры, электронные книги, э-планшеты, другие мобильные электронные устройства?
Владимир Владимирович, мне не приходилось использовать на уроках и при подготовке к ним вышеперечисленные эл. устройства, но у некоторых детей в школе есть эл. книги. Они успешно ими пользуются. Например, не далее как вчера на урок необходимо было принести тексты стихотворений Пушкина. У одного мальчика эти тексты были в эл. книге. А я по-старинке работаю на компьютере и дома, и в школе. Правда, в школе в моём кабинете уже лет 7 есть и компьютер, и принтер(сканер, копир), и мультимедийная система. Мы уже привыкли.
Главный редактор издательства «Просвещение» В.П.Дронов рассказал о концепции современного учебника с набором электронных мультимедийных приложений:
"Теперь учебник в сжатом виде содержит то, что мы называем научной основой предмета. Он становится более компактным, четко и жестко структурированным, и в нем появляются элементы навигации. Всё, что ориентировано на системно-деятельностный подход, на формирование универсальных учебных действий, реализуется другими компонентами УМК: тетрадями, тренажерами, электронной поддержкой.
Поэтому и тенденции развития учебного книгоиздания, по сути, являются тенденциями формирования информационно-образовательных сред.... (подробнее)
Ну, не знаю. Лично я под электронным учебником понимаю электронное устройство для просмотра текстов и другого контента в образовательных целях, как и написал выше.
Тут, похоже, путаница.
Под Ваше определение электронного учебника и обычный компьютер вполне подходит. И даже смартфон. :)
Все-таки учебник - это не бумага и не е-ридер, а то, что на бумаге напечатано, а в ридер - вложено.
А вложено электронные ридеры в российских условиях только:
1) тексты классиков - вполне легально.
2) все остальное - вполне НЕлегально.
Ну нет у нас рынка легального контента для еридеров...
Поэтому в наших конкретных условиях нет никаких надежд на то, что вменяемые издатели бумажных учебников захотят конвертировать свои издания в форматы ебуков. НИ МАЛЕЙШИХ!
Я уже не говорю о проблемах цвета (учебникам он примерно в 80% случаев нужен), малого размера экранов, недостаточной для детских глаз контрастности экранов ебуков...
А на что есть надежда? На то, что к традиционным бумажным учебникам будут в обязательном порядке (!) прилагаться реально полезные (сделанные не для "галочки", как большей частью сейчас) электронные издания (тренажеры, экзаменаторы, коллекции интерактивных моделей и т..д. тут у каждого предмета - своя сильная специфика).
Как это будет? Мультимедийный (частично электронный) учебник по истории мы видим таким:http://www.history.ru/content/view/1928/118/.
И это уже не прожект, а реальный учебник из федерального перечня на будущий год.
Этот форум - для энтузиастов Новой Школы. Школы, оснащённой и устроенной так, что
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)