Цель занятия: социально-психологическая реабилитация отверженных детей и оптимизация межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе
Ожидаемые результаты занятия:
метапредметные:
Оптимизация межличностного общения учащихся
Формирование у школьников навыков коллективного интернет-взаимодействия
Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме
предметные:
Ознакомление школьников с приемами психологического анализа проблемы ситуации, поведения человека в ней и составление на основе этого характеристики личности
Повышение интереса подростков к чтению художественной литературы
Расширение знаний учащихся по использованию различных интернет - сервисов и получение навыков работы с сервисом WikiWall
Получение новых знания и умений по работе с бумагой в технике оригами
личностные:
Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему
Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников
Развитие у подростков навыков саморефлексии и адекватной самооценки
Тип занятия: интегрированное занятие
Учащихся в аудитории: по количеству учащихся в классе
Продолжительность занятия: 1 час
Используемые учебники и учебные пособия: нет
Используемая методическая литература и ресурсы:
В.Железняков "Чучело", М. : Дет. лит., 1988.
А. Чуричков, В. Снегирев "Копилка для тренера", С-Пб. :"Речь", 2006.
Б. Слуцкий "Величие души", ж-л «Слово\Word» 2005, №46
2. Диагностика межличностных отношений в классе через анкетирование на сервисе Анкетер
Актуальность занятия:
Подростковый возраст — трудное время для ребенка. Этот период не зря считается самым конфликтным. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. При этом ни в одном возрасте не возникает такого количества проблем, связанных со сверстниками. Одни проводят с ними почти все личное время, чем вызывают неудовольствие родителей, другие сторонятся сверстников, не знают, как найти с ними общий язык, подвергается насмешкам. У третьих часто случаются конфликты, ссоры, которые подростки глубоко переживают. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение: лидера, хорошего товарища, авторитета в каком-то деле. Часто именно невозможность добиться желаемого положения является причиной недисциплинированности и мятежного поведения подростков.
Если у подростка конфликт со сверстниками, или в классе его часто задевают одноклассники, ему не помогут утешения: «Не обращай внимания», «Не принимай близко к сердцу». Он не может не обращать внимания, и ему плохо от сложившейся ситуации. Не стоит искать в ситуации виноватого. Если обвинить в ней ребенка, то у него создастся ощущение, что его не понимают, и ситуация только усугубиться. Если же обвинить во всем сверстников, их невоспитанность и бесконтрольность, то ребенок отдалиться от них, замкнется на себе и своих переживаниях, то есть ситуация снова не будет разрешена.
Чтобы разрешить проблему взаимодействия со сверстниками, нужно дать возможность подростку самому подумать над разными вариантами, попробовать увидеть их последствия. С этой целью и проводится предлагаемое занятие.
Технологическая карта занятия
№
Этап занятия, его содержание
Задачи этапа
Ожидаемые результаты
Время
I этап. Начало занятия (4 минуты)
1.
Введение учащихся в аудиторию, в которой на экране выведен эпиграф к занятию
Концентрация внимания учащихся за счет активизации зрительного восприятия
Эмоциональный настрой на занятие. Быстрая включенность в деятельность
2 мин
2.
Чтение стихотворения Б.Слуцкого "Величие души"
Стимуляция интереса учащихся и обеспечение принятия ими цели деятельности
Мотивационная готовность к занятию. Понимание актуальности обсуждаемой темы.
2 мин
II . Основной этап. Коррекционная часть занятия (42-50 минут)
1.
Презентация "Фильм о фильме" с комментариями учителя
Видеоролик из фильма Р.Быкова "Чучело"
Введение учащихся в сюжетную ситуацию, понимание ее неадекватности, а также "вклад" каждого героя в организацию проблемных отношений в классе
Понимание подростками сути проблемы, "неправильности" ситуации общения в классе(по фильму) и поведения в ней каждого из героев фильма.
15-18 мин
2.
Упражнение "Портрет героя фильма" :
Деление учащихся на 6 групп
Работа в мини-группах: составление портрета героя по схеме
Выступление с результатами
Обсуждение, добавление характеристик
Установление осознанности материала, выявление неверных представлений и их коррекция
Обучение приемам анализа личности и ее деятельности: в частности, учим анализировать черты характера и негативные поведенческие реакции, как окружающих, так и свои
Актуализация знаний детей о возможных способах решения конфликтных ситуаций
Самостоятельное выполнение задания; активная и продуктивная деятельность, требующая применения знаний в знакомой и изменённой ситуации;
Определение путей разрешения проблем во взаимоотношениях с помощью выделенных самими детьми СОВЕТОВ ГЕРОЯМ.
Формирование эмпатии (данное упражнение воздействует на эмоции подростков и помогает им глубже понять,а соответственно, и проанализировать поведение другого и исправить его ошибки.
10 мин
3
Двигательная разминка.
Упражнение "Однажды в автобусе"
Cнятие напряжения, эмоциональных зажимов, повышение групповой динамики.
Сброс накопившейся усталости.
Разрядка негативных эмоций.
Коллективное взаимодействие учащихся
2-3 мин.
4.
Методика "Правила общения в классе".
Мини-беседа, на выявление проблем класса и подведения учащихся к выводу о целесообразности применения правил
Расшифровка правил общения в предложенной мозаике из слов
Вывод варианта ответа на страницу вики - газеты "Мы вместе!"
Предложение учащимися своих правил общения в классе
Инструктаж учителя по основным правилам работы с сервисом WikiWall
Творческая работа над созданием совместной вики-газеты
Уточнение наличия проблем взаимодействия в классе, осознание их подростками и активизация понимания учащимися необходимости общаться, соблюдая определенные правила.
Закрепление у учащихся желания общаться в классе по другому сценарию, отличному от рассмотренного на занятии сценария произведения "Чучело"
Профилактика нарушений общения
Коррекция взаимоотношений школьников.
Выработка подростками собственных правил регуляции взаимодействия в классе.
Понимание учащимися принципов и приемов саморегуляции и сотрудничества.
Устранение барьеров в общении.
Сплоченность учащихся в групповой работе
10-14 мин.
5.
Изготовление символа - поддержки "Сердечко"
Вывод на экран инструкционной карты
Изготовление сувенира"Сердечко" в технике оригами
Добавление к сувениру подписей в виде комплимента, пожелания....
Актуализация стремления учащегося позитивно относиться к сверстнику
Закрепление положительного отношения к одноклассникам.
Стимуляция нравственнох качеств-толерантности (желания быть терпимее, добрее), эмпатии (уметь представить ощущения другого человека от совершенного тобой положительного поступка)
Упражнение на рефлексию: "Сегодня на занятии я...."
Создание атмосферы доверия и понимания в группе
Рефлексия своего отношения к результатам занятия
Развитие навыков саморефлексии и самооценки.
Анализ внутреннего состояния и отношения подростка к проведенному мероприятию
5-6 мин
2.
Окончание занятия.
Представление на экране коллективной работы на WikiWall.
Вручение друг другу сувениров "Сердечко"
Активизация позитивных эмоций.
Закрепление желания активно общаться со сверстниками в новой, оптимальной форме.
Эмоциональная раскрепощенность учащихся, положительные эмоции от процесса дарения и принятия одноклассником подарка.
Создание атмосферы дружелюбия и открытого взаимодействия
нет временного ограничения
План-конспект занятия:
Ход занятия:
Педагог вводит учащихся в аудиторию, где на экране размещен Поэтический калейдоскоп "Эпиграф" на основе стихотворения Бориса Слуцкого. Внимание детей мобилизуется, происходит неосознанный настрой на занятие с помощью слайдов Калейдоскопа.
ImageChef.com
Примечание: Калейдоскоп демонстрируется только перед занятием, со звонком - выключается...
1. Начало занятия, "завязка"(2-3 минуты)
Ведущий зачитывает стихотворение Б. Слуцкого "Величие души":
А как у вас с величием души?
Все остальное, кажется, в порядке,
но, не играя поддавки и прятки,
скажите, как с величием души?
Я знаю, это нелегко, непросто.
Ответить легче, чем осуществить.
Железные канаты проще вить.
Но как там в отношеньи благородства?
А как там с доблестью, геройством,
славой?
А как там внутренний лучится свет?
Умен ли сильный,
угнетен ли слабый?
Прошу ответ.
Сегодня мы поговорим, подумаем с Вами о каждом из нас, о нашем поведении, отношении друг к другу, и попробуем ответить- А КАК У НАС С ВЕЛИЧИЕМ ДУШИ? Мне хотелось бы начать разговор с беседы о фильме "Чучело", недавно просмотренном вами.Для этого давайте вспомним сам фильм и его главных героев.
2. Презентация "Фильм о фильме"Чучело" (15 - 20 минут), включающая в себя краткое описание сюжета фильма и акцент на характеристику героев, их поведение.
Презентация завершается показом видеоролика - отрывка из фильма, в котором четко прослеживается характерные черты всех участников. Кроме того, представляемый отрывок позволит подростком увидеть со стороны и несколько даже прочувствовать "момент травли", осознать, насколько это тяжело противостоять одному против всего класса.
Примечание: Очень важно в этой части занятия не проводить никаких заключительных бесед-обсуждений всего происходящего в фильме, с учащимися. То есть, данный этап носит исключительно ознакомительный характер и подготавливает подростков к следующему этапу-обсуждению.
3. Упражнение в мини-группах "Портрет героя фильма" (10 минут)
Подростки делятся на группы (по количеству рассматриваемых героев - групп 6). Каждой из групп дается задание по составлению "портрета" того или иного героя фильма (предлагает педагог). Портрет составляется по следующей схеме:
схема портрет героя
После составления портрета-характеристики, каждая группа выносит свой портрет на обсуждение в классе. Созданный портрет корректируется, дополняется участниками других групп.
Примечание: В данном задании дети составляют портретные характеристики 6 персонажей: Железной Кнопки, Васильева, Лохматого, Вальки, Димы Сомова, Шмаковой. Очень важно не делать явного акцента на главной героине. Образ Лены Бессольцевой рассматривается в моменты обсуждения отношения к ней каждого из перечисленных персонажей. Это делается с целью предупреждения негативных чувств и избегания психологически некомфортных ситуаций для отвергаемого подростка, присутствующего на занятии.
Ценность представленного упражнения в том, что в процессе его выполнения дети учатся анализировать поведение своих одноклассников, свое поведение, а также видят негативную оценку одноклассниками таких проявлений.
4. Двигательная разминка (2-3 минуты)
Цель: снятие напряжения, эмоциональных зажимов, повышение групповой динамики.
Например: Упражнение "Однажды в автобусе". Ведущий делит участников на 2 группы и просит стать их в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и внутренний круги.
"Внутренний круг - это "билетики", а наружный - "пассажиры". Каждый пассажир имеет только свой билетик, стоящий напротив него. В центре стоит "заяц" - безбилетник". По команде "поехали" круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде "Контролер!" пассажиры начинают искать свои билетики, а "заяц" имеет право поймать любой "билетик". Пассажир, оставшийся без билетика, становится "зайцем".
5. Методика "Правила общения в нашем классе" (10-15 минут)
Педагог зачитывает учащимся фразу одной из героинь фильма: "Мы детки из клетки, вот кто мы! Нас в зверинце, за деньги показывать надо!" .Подводим детей к пониманию того, что классы, в которых такое происходит, на самом деле напоминают зверинец, и они все одинаковы по своему содержанию: в каждом из них есть зачинщики травли, прилипалы, шуты, преследователи, равнодушные, изгои..
В этом разделе занятия целесообразнее представить и результаты анкетирования "Ты и твой класс"
Подросткам задается вопрос: "Что же нужно сделать, чтобы класс не превратился в такой "зверинец" и чтобы после окончания школы , став взрослым человеком, ни одному из вас не было бы стыдно смотреть в глаза своим одноклассникам?". Учащимися даются ответы, педагог обобщает: "Чтобы класс был вашей опорой, защитой,нужно научиться правильно общаться друг с другом. А сделать это можно будет с помощью вами же составленных "Правил КЛАССного общения". Далее учащимся (можно по группам- у каждой группы свой компьютер) предоставляются готовые, но зашифрованные, например, ПРАВИЛАУСПЕШНОГООБЩЕНИЯДРУГ с ДРУГОМв КЛАССЕ:
Запрещается оскорбление и унижение другого человека!
Обращайся к другому по имени. Никогда не используй кличек!
Не пытайся переделывать другого. Позволь ему быть самим собой!
Поставь себя на место другого и пойми его точку зрения!
Не критикуй другого при всех. Выскажи ему свое мнение наедине
Будь доброжелателен, приветлив.Улыбайся и проявляй искренний интерес к другому!
Учащиеся разгадывают зашифрованное в каждой картинке-мозаике слов правило и записывают его в вики-газете, т.е создают WikiWall. По окончанию работы можно предложить учащимся добавить полученный список своими правилами.
6..Изготовление символа - поддержки "Сердечко" (7-10 минут)
Педагог предлагает учащимся изготовить маленький подарочек - бумажное сердечко соседу по парте. На экран выводится схема изготовления сердечка-оригами.
Оригами "Сердечко"
7.Рефлексия. Окончание занятия (5-7 минут)
Упражнение на рефлексию : "Сегодня на занятии я...."
Окончание занятия. Педагог благодарит подростков за активность на занятии, за выражение своих мыслей, высказывание своей точки зрения, понимание проблемы и желание ее изменить. В этот момент педагог выводит на экран коллективную работу WikiWall с правилами общения. Пример:
Детям предлагается обменяться изготовленными бумажными сердечками - комплиментами, включается песня "Мальчишки-девчонки"
Примечание: В качестве альтернативы предлагаем вариант плейкаста, который также может быть использован для окончания занятия...
Дружба одноклассников
Автор плэйкаста: losshk25 Создан: 30 августа 2011 19:38
Размещено Tue, 23/08/2011 - 23:51 пользователем Елена Юрьевна Лось.
Прикрепляю аудиозаписи, которые нашла в Муз. поисковике http://poiskm.ru/, но 1 глава обрывается на полуслове.... В контакте нашла запись 1 гл. полностью, но оттуда файл не скачивается...
Слайд 2 В провинциальную школу, в 6 класс, приходит новая ученица Лена Бессольцева
Слайд 3 Лена приехала жить к своему деду Николаю Николаевичу, бывшему военному, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни.Николая Николаевича в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями.
Слайд 4В новом классе чувствуется, что среди школьников отсутствует сплоченность, взаимопонимание, уважение. Друг к другу они обращаются не иначе, как по кличкам или по фамилии.Одноклассники, хоть и улыбаются новенькой в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её.Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда.Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и поэтому ей дают кличку «Чучело».
Слайд 5 Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» -неформальный лидер и идеолог класса, как бы девичий вариант легендарного Павлика Морозова; девочка, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели.
Слайд 6 Васильев-самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной.В классе он сам по себе, его никто не воспринимает всерьез: "Что за сумасшедший! А это – Васильев! Наш чудик".Васильев - типичный ботаник,физически слабый, однако порой находит силы не идти за всеми и бороться, поэтому производит приятное впечатление. …
Слайд 7Шмакова-первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё не выгодно. Шмакова-типичный потребитель, считающая высшей целью жизни получение комфорта, удовольствия и удовлетворение своих желаний.
Слайд 8 Попов, подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот; «Лохматый» -силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила; Валька -мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег. Одна из черт Вальки-склонность к садизму, а также моральному и физическому унижению других.
Слайд 9 Марина, неудовлетворённая провинциальным бытованием и мечтающая вырваться из-под опеки матери (отношения с которой-конфликтные) и уехать к отцу в Москву
Слайд 10 И только Дима Сомов, мальчик из обеспеченной семьи, всеобщий любимец, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Но впоследствии их дружба, переросшая во влюблённость, даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы, который говорит о том что Дима, не смотря на всю его миролюбивость и дружелюбие оказывается трусом и предателем...
Слайд 11Свидетелями этого поступка были еще двое- Попов и Шмакова, но они предпочитают не вмешиваться и не рассказывать остальным о поступке Димы, а понаблюдать, чтобудет происходить дальше и как будет мучаться Сомов
Слайд 12Когда ребята, во главе с Железной Кнопкой решают найти и наказать виновного, Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают.
Слайд 13 Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине, но тот всё не решается. Отчасти, потому что боится потерять авторитет, отчасти — считает, что одноклассники решат, будто он защищает Лену, и не поверят ему. И Лена начинает понимать, что в этом классе у нее нет друзей..
Слайд 14 Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего Лену.Видя, что дело зашло слишком далеко, Диму выдает Попов.
Слайд 15Мнение одноклассников меняется, однако Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе. В заключительной сцене дети пишут на школьной доске: «Чучело, прости нас!».Лена с дедушкой уезжают из города..
Комментарий был изменен с момента создания (ksana 77, вс, 28/08/2011 - 20:40).
Нина Викторовна, я включила в наше занятие не четверостишие, а полную версию предложенного Вами стихотворения (надеюсь, вы не против?) Единственное "но"- было бы лучше найти mp3 версию этого стиха,однако я не нашла..
Елена Юрьевна, Нина Викторовна, я рада, что Вы одобрили презентацию. Теперь о Васильеве. Дело в том, что прежде, чем составлять презентацию, я детально изучила все произведение "Чучело", делая акцент на психологическом анализе этой повести. И слова Васильева, цитированные мною в презентации, а также диалог между дедушкой и Леной о Васильеве-взяты из текста произведения.
Фраза : "Я тоже против предательства! - пытался им объяснить Васильев. - Но зачем же ее бить?.. Она же девчонка. Мы даже не выслушали ее." действительно звучит от Васильева в 8 главе. И там же,в этой же главе, приводится ситуация нападания одноклассников на Лену : "- Заходи с разных сторон! - и они двинулись на Ленку.Ленка тоже заметила ребят и бросилась было обратно. Только поздно:дорога отступления уже была перерезана - Рыжий стоял, облокотившись одверной косяк парикмахерской, лущил семечки и лениво поплевывал себе под ноги.Ребята подкрадывались к ней не спеша. Понимали, что ей некуда бежать, и не торопились. Один Васильев растерянно стоял в стороне". Здесь видно, что Васильев не выступал открыто в роли защитника, возможно, его желание делать это, в итоге было подавлено одноклассниками.А вот эти слова : "— Озверели вы!... — Дикари! — не унимался он. — До добра это вас не доведет!", он говорит не в защиту Лены, а когда, в начале произведения, его самого бьет Лохматый.
Но, справедливости и обективности ради, я предлагаю изменить в презентации первую фразу Васильева на его же фразу, предложенную Еленой Юрьевной, а вот разговор о Васильеве между Леной и ее дедушкой все же оставить-ведь в нем происходит оценка главной героини данного персонажа. Сейчас поправлю.. а вот с кратким описанием портрета Васильева, необходимого к презентации, давайте подумаем вместе..
Комментарий был изменен с момента создания (ksana 77, вс, 28/08/2011 - 18:01).
"Шапка" занятия, впрочем и сам конспект готовы. Вносим коррективы?Дополняем?Елена Юрьевна, как Вы считаете, созвучно ли начало занятия с последующими компонентами конспекта? Оставим так? Или Вы придумали что-то свое?
И еще момент- конец занятия. Оригами оставляем? Или берем что-либо другое?
Комментарий был изменен с момента создания (ksana 77, вс, 28/08/2011 - 16:20).
Размещено вс, 28/08/2011 - 18:59 пользователем Елена Юрьевна Лось.
Может еще пригодятся для представления образов описания из И-нет и фразы из книги:
Миронова по прозвищу Железная Кнопка, неформальный лидер и идеолог класса, как бы девичий вариант легендарного Павлика Морозова3; не оправдавший высоких надежд Димка Сомов; потребительски и гедонистически настроенная Шмакова; неудовлетворённая провинциальным бытованием и мечтающая вырваться к отцу в Москву Марина (Марина совершает почти все те же действия, что совершает Рыжий в книге...); откровенный садист и воинствующий конформист Валька; флегматичный силач Лохматый; физически слабый, но смелый Васильев – все образы восходят до типических... ( http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=4711 )
По началу Васильев вместе со всеми при первом знакомстве с Бессольцевой издевается над ней:
Валька закричал: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей!» Васильев засунул пальцы в рот, растянул губы, корчил страшные рожи и кричал: «Я тоже так могу»
В классе он сам по себе, его никто не воспринимает всерьез: "Что за сумасшедший! А это – Васильев! Наш чудик."
Физически слабый, но все-таки смелый Васильев, действительно находит в себе силы бороться:
"У меня ко всем один счет, — Железная Кнопка вскочила, глаза ее загорелись неподдельным пламенем негодования. — Живешь не по правде — расплата! Никто не должен оставаться безнаказанным. И никто не уйдет от ответа. Ни-ког-да! — И тихо, почти шепотом закончила: — К кому бы это ни относилось, даже к родным... — Я тоже против предательства! — пытался им объяснить Васильев. — Но зачем же ее бить?.. Она же девчонка. Мы даже не выслушали ее...
Еще:
..."Бей их!" - Валька бросился на Димку. От страха я закрыла глаза. Васильев разорвал круг и схватил Вальку, прежде чем он налетел на нас. ....«Девчонок не бить!» — вырвал Ленку из рук ребят...
И вот еще:
"... И тут они увидели Васильева — худенького мальчишку в очках. — А меня ждать не надо, — сказал Васильев...— Лохматый развернулся и ударил Васильева. Удар был сильный — Васильев упал... — Озверели вы! — Дикари! — не унимался он. — До добра это вас не доведет!"
Васильев - типичный ботаник, однако порой находит силы не идти за всеми и поэтому производит приятное впечатление. …
( http://www.livelib.ru/book/1000160411 )
Комментарий был изменен с момента создания (losshk25, вс, 28/08/2011 - 18:59).
Коррективы в презентацию внесла и вот теперь, на мой взгляд, она выглядит готовой к занятию.Еще раз спасибо, Елена Юрьевна, за помощь в расширении образов героев повести.
Комментарий был изменен с момента создания (ksana 77, вс, 28/08/2011 - 18:53).
Аудиозаписи
Прикрепляю аудиозаписи, которые нашла в Муз. поисковике http://poiskm.ru/, но 1 глава обрывается на полуслове.... В контакте нашла запись 1 гл. полностью, но оттуда файл не скачивается...
Монолог с костром не знаю пригодится ли....
Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Краткое описание слайдов презентации "Чучело"
Слайд 2 В провинциальную школу, в 6 класс, приходит новая ученица Лена Бессольцева
Слайд 3 Лена приехала жить к своему деду Николаю Николаевичу, бывшему военному, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни.Николая Николаевича в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями.
Слайд 4 В новом классе чувствуется, что среди школьников отсутствует сплоченность, взаимопонимание, уважение. Друг к другу они обращаются не иначе, как по кличкам или по фамилии.Одноклассники, хоть и улыбаются новенькой в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её.Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда.Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и поэтому ей дают кличку «Чучело».
Слайд 5 Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» -неформальный лидер и идеолог класса, как бы девичий вариант легендарного Павлика Морозова; девочка, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели.
Слайд 6 Васильев-самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной. В классе он сам по себе, его никто не воспринимает всерьез: "Что за сумасшедший! А это – Васильев! Наш чудик".Васильев - типичный ботаник,физически слабый, однако порой находит силы не идти за всеми и бороться, поэтому производит приятное впечатление. …
Слайд 7 Шмакова-первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё не выгодно. Шмакова-типичный потребитель, считающая высшей целью жизни получение комфорта, удовольствия и удовлетворение своих желаний.
Слайд 8 Попов, подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот; «Лохматый» -силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила; Валька -мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег. Одна из черт Вальки-склонность к садизму, а также моральному и физическому унижению других.
Слайд 9 Марина, неудовлетворённая провинциальным бытованием и мечтающая вырваться из-под опеки матери (отношения с которой-конфликтные) и уехать к отцу в Москву
Слайд 10 И только Дима Сомов, мальчик из обеспеченной семьи, всеобщий любимец, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Но впоследствии их дружба, переросшая во влюблённость, даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы, который говорит о том что Дима, не смотря на всю его миролюбивость и дружелюбие оказывается трусом и предателем...
Слайд 11 Свидетелями этого поступка были еще двое- Попов и Шмакова, но они предпочитают не вмешиваться и не рассказывать остальным о поступке Димы, а понаблюдать, чтобудет происходить дальше и как будет мучаться Сомов
Слайд 12 Когда ребята, во главе с Железной Кнопкой решают найти и наказать виновного, Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают.
Слайд 13 Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине, но тот всё не решается. Отчасти, потому что боится потерять авторитет, отчасти — считает, что одноклассники решат, будто он защищает Лену, и не поверят ему. И Лена начинает понимать, что в этом классе у нее нет друзей..
Слайд 14 Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего Лену.Видя, что дело зашло слишком далеко, Диму выдает Попов.
Слайд 15 Мнение одноклассников меняется, однако Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе. В заключительной сцене дети пишут на школьной доске: «Чучело, прости нас!».Лена с дедушкой уезжают из города..
Обсуждаем презентацию
Спасибо, смотрю презентацию... Мне нравится...
Пока есть один недочет: 6 слайд Васильев не мог говорить про сжигание на костре (это Рыжий, а в фильме его кажется нет вообще)
Васильев - "интелегент", сомневающийся наблюдатель, который хочет понять правду, и "интелегентными " методами пытается защитить Ленку...
Вот, бегло просмотрев, отобрала текст с ним (посмотрите, на что заменить...):
— Я тоже против предательства! — пытался им объяснить Васильев. — Но зачем же ее бить?.. Она же девчонка. Мы даже не выслушали ее.
- Вы говорите... "Честь дороже присяги"..., а почему же она уезжает...
В сущности, ты неплохой парень… Но какой-то… прокурор, что ли.
— Озверели вы!... — Дикари! — не унимался он. — До добра это вас не доведет!
Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород
На: Обсуждаем презентацию
Посмотрела презентацию. Очень хорошо сочетаются фото и текст, образы хорошо рисуются.
На: Обсуждаем презентацию
Нина Викторовна, я включила в наше занятие не четверостишие, а полную версию предложенного Вами стихотворения (надеюсь, вы не против?) Единственное "но"- было бы лучше найти mp3 версию этого стиха,однако я не нашла..
На: Обсуждаем презентацию
Елена Юрьевна, Нина Викторовна, я рада, что Вы одобрили презентацию. Теперь о Васильеве. Дело в том, что прежде, чем составлять презентацию, я детально изучила все произведение "Чучело", делая акцент на психологическом анализе этой повести. И слова Васильева, цитированные мною в презентации, а также диалог между дедушкой и Леной о Васильеве-взяты из текста произведения.
Фраза : "Я тоже против предательства! - пытался им объяснить Васильев. - Но зачем же ее бить?.. Она же девчонка. Мы даже не выслушали ее." действительно звучит от Васильева в 8 главе. И там же,в этой же главе, приводится ситуация нападания одноклассников на Лену : "- Заходи с разных сторон! - и они двинулись на Ленку.Ленка тоже заметила ребят и бросилась было обратно. Только поздно:дорога отступления уже была перерезана - Рыжий стоял, облокотившись одверной косяк парикмахерской, лущил семечки и лениво поплевывал себе под ноги.Ребята подкрадывались к ней не спеша. Понимали, что ей некуда бежать, и не торопились. Один Васильев растерянно стоял в стороне". Здесь видно, что Васильев не выступал открыто в роли защитника, возможно, его желание делать это, в итоге было подавлено одноклассниками.А вот эти слова : "— Озверели вы!... — Дикари! — не унимался он. — До добра это вас не доведет!", он говорит не в защиту Лены, а когда, в начале произведения, его самого бьет Лохматый.
Но, справедливости и обективности ради, я предлагаю изменить в презентации первую фразу Васильева на его же фразу, предложенную Еленой Юрьевной, а вот разговор о Васильеве между Леной и ее дедушкой все же оставить-ведь в нем происходит оценка главной героини данного персонажа. Сейчас поправлю.. а вот с кратким описанием портрета Васильева, необходимого к презентации, давайте подумаем вместе..
На: Обсуждаем презентацию
"Шапка" занятия, впрочем и сам конспект готовы. Вносим коррективы?Дополняем?Елена Юрьевна, как Вы считаете, созвучно ли начало занятия с последующими компонентами конспекта? Оставим так? Или Вы придумали что-то свое?
И еще момент- конец занятия. Оригами оставляем? Или берем что-либо другое?
На: Обсуждаем презентацию
Может еще пригодятся для представления образов описания из И-нет и фразы из книги:
Миронова по прозвищу Железная Кнопка, неформальный лидер и идеолог класса, как бы девичий вариант легендарного Павлика Морозова3; не оправдавший высоких надежд Димка Сомов; потребительски и гедонистически настроенная Шмакова; неудовлетворённая провинциальным бытованием и мечтающая вырваться к отцу в Москву Марина (Марина совершает почти все те же действия, что совершает Рыжий в книге...); откровенный садист и воинствующий конформист Валька; флегматичный силач Лохматый; физически слабый, но смелый Васильев – все образы восходят до типических... ( http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=4711 )
По началу Васильев вместе со всеми при первом знакомстве с Бессольцевой издевается над ней:
Валька закричал: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей!» Васильев засунул пальцы в рот, растянул губы, корчил страшные рожи и кричал: «Я тоже так могу»
В классе он сам по себе, его никто не воспринимает всерьез: "Что за сумасшедший! А это – Васильев! Наш чудик."
Физически слабый, но все-таки смелый Васильев, действительно находит в себе силы бороться:
"У меня ко всем один счет, — Железная Кнопка вскочила, глаза ее загорелись неподдельным пламенем негодования. — Живешь не по правде — расплата! Никто не должен оставаться безнаказанным. И никто не уйдет от ответа. Ни-ког-да! — И тихо, почти шепотом закончила: — К кому бы это ни относилось, даже к родным... — Я тоже против предательства! — пытался им объяснить Васильев. — Но зачем же ее бить?.. Она же девчонка. Мы даже не выслушали ее...
И вот еще:
"... И тут они увидели Васильева — худенького мальчишку в очках. — А меня ждать не надо, — сказал Васильев...— Лохматый развернулся и ударил Васильева. Удар был сильный — Васильев упал... — Озверели вы! — Дикари! — не унимался он. — До добра это вас не доведет!"
Васильев - типичный ботаник, однако порой находит силы не идти за всеми и поэтому производит приятное впечатление. …
( http://www.livelib.ru/book/1000160411 )
Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород
На: Обсуждаем презентацию
Здорово, Елена Юрьевна! Отличные дополнения к характеристикам героев! я сейчас внесу поправки в описание перзентации. Спасибо
На: Обсуждаем презентацию
Коррективы в презентацию внесла и вот теперь, на мой взгляд, она выглядит готовой к занятию.Еще раз спасибо, Елена Юрьевна, за помощь в расширении образов героев повести.