Свет – это формообразующая энергия, а цвет является действием света. Сияет на небе радуга, переливаются на солнце капельки росы, играют разными цветами драгоценные камни, так точно названные предками самоцветами.
Русское искусство формировалось на основе византийских традиций. Византийский мастер отказывался от полутонов, цветовых переходов, отражения одного цвета в другом. Красный плащ всегда писался киноварью, а желтая горка – желтой охрой. При этом основные цвета имели символическое значение, изложенное в трактате VI века «О небесной иерархии». В нем сообщалось, что «белый цвет изображает светлость, красный – пламенность, желтый – златовидность, зеленый – юность и бодрость». Белый и красный цвета занимали исключительное положение: белый символизировал чистоту Христа и сияние Его Божественной Славы, а красный был знаком императорского сана, цветом багряницы, в которую облекли Христа при поругании, и крови мучеников.
В русской иконописи существовало два подхода к цветовому решению: цветовой контраст и слияние тонов. Славяне с древнейших времен тяготели к чистым, несмешанным краскам, и особенно к красному цвету. Не случайно слово «красный» означало красивый. Этот вкус к цвету был усвоен мастерами Новгорода и Русского Севера.
В отношении одного цвета к другому возникает образ движения. Способностью движения вперед, от плоскости на зрителя, обладают теплые тона, например, красная киноварь. Напротив, холодные голубые и зеленые как будто уходят в глубину. При помощи цвета можно что-то выдвинуть вперед или, наоборот, отодвинуть.
Например, изображение летящего Судии из Успенского собора во Владимире. Он написан теплыми охристыми тонами и золотом на контрастном фоне темно синей сферы. Теплые тона выдвигали вперед композиционный центр, а фоновый цвет становился символом беспредельности пространства.
Другой подход - соподчинение, сближение и даже слияние цветовых тонов, чем достигается их внутреннее единство. Непостижимая умом гармония явлена в «Троице» преподобного Андрея Рублева. Левый ангел – образ Бога-Отца. И сам цвет одежд, «удаляющаяся» прозрачность небесно-лазурного хитона (нижняя одежда), легко светящаяся блекло-багряным, светло-зеленым, сине-голубым риза раскрывают «начальность», энергийность первой творящей ипостаси. Это Его волей начинается устроение Вселенной.
Во всем облике среднего ангела согласие из любви к человеку Самому стать спасительной жертвой. В Его лике и решимость на подвиг любви, и тень размышления о грядущих страданиях. Иконописец изобразил Его в одеждах, в каких многие столетия писали Иисуса Христа – в темном, багряном хитоне с золотистой полосой на правом плече и лазурном гиматии (плаще). Обратите внимание, даже и цвет Его одежды перекликается с Чашей на столе. А сама Чаша всегда изображалась как потир или дискос – священные сосуды, в которых готовятся Святые Дары для Таинства Причастия – Тело и Кровь Христовы.
И склонился с отблеском тихой печали на лице третий ангел – Дух-Утешитель в одеждах лазоревых и светло-зеленых, цвет которых выразит Его неотделимость от двух других. В Церкви зеленый цвет символизирует эту ипостась Святой Троицы. В зеленые одежды облачается священник в праздники, связанные со Святым Духом.
Пастельные, нежные тона этой иконы светятся тихой радостью, навевают умиротворение. Преподобный Андрей с гениальным совершенством воплотил мысль, что любовь и единство святы, что они являются основой всего бытия, идеалом жизни. Всегда, везде и во всем. Он постиг небесную лазурь, невозмутимый, неотмирный мир, струящийся в недра вечной совершенной любви, как предмет созерцания и заповедь воплощения во всей жизни, как основу строительства и церковного, и личного, и государственного, и общественного.
Важно, что создана икона в эпоху княжеских раздоров, в эпоху, когда слабая, раздробленная Святая Русь находилась под тяжким гнетом ненавистного татарского ига. Создана, чтобы по завещанию преподобного Сергия «Воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего».
Западный мастер воспринимал цвет, прежде всего как цвет самого предмета: тела, ткани, того или иного материала. И при помощи светотени усиливал эффект. В русской живописи цвет всегда сохранял значение символа. Мы и сейчас одеваем невесту в белое – символ чистоты, а голубой считаем цветом надежды. В Церкви символика цветов сохранена более полно. Когда вы заходили в храм, видели, что облачение у священника во время службы бывает разным – иногда голубым, зеленым, чаще желтым.
Поскольку цвет – символ, то цвет облачения зависит от того, какой праздник установлен в этот день. Белый цвет посвящен Богу. В белые ризы облачаются священники в Господские праздники – Рождество, Преображение, Крещение Господне… Голубой – цвет Богородицы. Это Она всегда связывалась для христиан с надеждой: «Ты – наша Надежа, Ты – наше упование» - обращались к Ней. Не случайно, Ее называют и Покровительницей Руси. Если, зайдя в храм, вы увидели, что священники одеты в голубое, знайте, сегодня праздник в честь Пресвятой Богородицы – Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм – или одной из Ее наиболее почитаемых икон – Казанской, Владимирской и др. Зеленый – цвет самой жизни – связан со Святым духом. Это Дух Святой оживотворяет все. Зеленые одежды – Троица, Духов день, или праздник, посвященный преподобным (святым из монахов), ведь для монаха – главная цель в жизни – стяжание Духа Святого. Цвет фиолетовый в светском мире считается вообще цветом религиозности, в Церкви же фиолетовые облачения надевают в праздники, посвященные Кресту – Воздвижение Креста, Неделю Крестопоклонную… Красный – это цвет мучеников за веру Христову, желтый (царский) – посвящен Святителям (святым из епископов). Также в желтом служат в те дни, когда нет больших праздников. Во время Великого поста можно увидеть священников в черных облачениях. Это не траур, это символ того, что во время поста надо отрешиться от суеты мира и углубиться в себя: ничто не должно отвлекать.
В портретной живописи западной Европы в XVIII-XIX веках получает распространение темный фон. Порой цвет как бы уходит, вытесняется тенью. Иногда этот западный образец принимали и русские художники, например, Перов, Крамской. В искусстве исконно русском фон неизменно высветлялся, насыщался воздухом. Предпочтение отдавалось чистым, светоносным тонам. На иконе чаще всего фон был золотистым – ведь это символ Божественного Света. И святой смотрит на нас с иконы из Духовного мира.
|