Древнерусская икона - явление удивительное, сокровенное, но далекое от современного человека, объясняющего (о ужас!) уплощенность форм и нарушение пропорций неумением мастера, незнанием им закона перспективы. На деле же, здесь такая глубина философского осмысления, что каждая деталь совершенна и совершенно обоснована. Но чтобы научить детей понимать и ценить уникальное наследие, учитель должен немножко сам стать искусствоведом.
Предлагаю начать разговор о древнерусской иконе.
"Икона" - слово греческое, означает "образ". На иконе обязательно должно быть подписано, чей это образ.
Почему так отличаются иконы Восточной Церкви от религиозных картин Запада? Потому что их создатели ставили перед собой разные цели, вытекающие из различного понимания художественной правды. Западный художник старалса как можно реалистичнее изобразить видимый, физический мир, ставил во главу угла натурализм плоти. Католическое распятие подчеркивает муки смертной казни: тяжесть тела, провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещивающиеся ступни, пригвожденные одним гвоздем. Мы видим страдающего Человека. Для православного изографа важнее была другая природа Христа – Божественная. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает свои объятия всем, кто к Нему обращается.
Величавый покой и красочная стройность композиций отличают старинные шитые плащаницы и иконы, запечатлевшие оплакивание Иисуса Христа. В них ничего от подавляющего ужаса смерти. Достоверность здесь находится в согласии с красотой и гармонией мироздания.
Если православный иконописец создавал образ, в котором духовное начало было главным, и святые казались бестелесными, то для западного живописца важно было написать как можно более жизненно то, что он видит – плоть. Отсюда – точное соблюдение пропорций человеческого тела, анатомические подробности, порой страшные, если речь идет, например, о смерти.
Даже краски, которыми пользовались мастера, находятся в согласии с их пониманием правды: масляная живопись – заземленная и навязчиво-материальная – на Западе и темпера – в Восточной Церкви. Темпера – минеральные пигменты, растертые на яичном желтке, ровным слоем ложившиеся на загрунтованную доску. Сама доска при этом словно полностью растворялась: для зрителя существовал лишь ускользающе тонкий слой живописного пространства, в котором являлись образы святых.
Достоверность проявляется и в бережном отношении к мельчайшим деталям, подробностям повествования, что было свойственно и древнерусским летописям. Для русского художника характерно очень бережное отношение к слову. Осмысливая писание, он не решался ничего подменять, выдумывать. Он изображал событие таким, как оно представало в слове, ничего не добавляя от себя.
Поэтому иконы, даже посвященные конкретным событиям, изображают не момент, а целостный образ. Посмотрите на икону "Рождества". Здесь и Вифлеемская звезда, и путешествующие волхвы, и пастыри, и ясли с Младенцем, и вообще, праздничный образ всей земли, которой Рождество Христово несет обновление. И все это не распадается на отдельные фрагменты, а являет гармонию единого целого.
Художник же Запада брал конкретный фрагмент и истолковывал его на основе своей фантазии, своего понимания, вводя в изображение различные аллегорические символы.
Здесь и далее использованы источники:
- Н.Н. Третьяков Образ в искусстве. Основы композиции. – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001. – 264 с.
- Св. Павел Флоренский. Иконостас. //Чудотворные иконы Божией Матери в истории России. – Издание Сретенского монастыря, 2000. с.181-285.
- В. Сергеев. Андрей Рублев. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. – 336 с.
- Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. – М., 1993.
- Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – М.: Аванта+. – с.172-219.
- Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. – М.: Аванта+. – с.278-290, 363-397, 458-499, 523 -631.
- Основы духовной культуры. Рабочая тетрадь для 5-9 классов. // «Шаг за шагом». М., 1997.
- Искусство. Рабочая тетрадь для 10-11 классов. // «Шаг за шагом». М., 1997.
- Как выбрать нательный крест. – М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Ковчег», 2002. – 48 с.
|
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемая Елена Александровна!
Поздравляю Вас с праздником Весны!
Будьте счастливы, красивы, любимы!
Пусть Вам всегда улыбается Солнце!
8 Марта всегда ассоциируется с тюльпанами и мимозами.
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемые коллеги,
предлагаю Вашему вниманию ресурс с очень качественным изображением икон:
http://iconrussia.ru/icon/by_subject/
И.В.Канторович
На: К тайнам древнерусской иконы
Спасибо, Ирина Витальевна, за полезную ссылку!
С уважением, Л.Пятко.
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемая Елена Алексадровна!
Поздравляю Вас с праздником – Днём семьи, любви и верности.
Пусть каждый день будет согрет любовью близких людей!
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Спасибо, дорогая Анна Юрьевна! Взаимно! http://www.openclass.ru/node/305955
Дорогу осилит идущий!
На: К тайнам древнерусской иконы
Счастливого Рождества!
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Дорогая Елена Александровна!
Со светлым праздником Вас и всех гостей Вашего блога!
С уважением, Л.Пятко.
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемая Елена Александровна!
Поздравляю Вас с Новым годом!
Благополучия, душевного тепла и взаимопонимания Вам и Вашим близким!
С уважением, Л.Пятко.
На: К тайнам древнерусской иконы
Спасибо, дорогие друзья!
И всех Вас с Новым годом и Рождеством Христовым!
Дорогу осилит идущий!
На: К тайнам древнерусской иконы
Дорогая Елена Александровна и гости блога!
Поздравляю с наступающим Новым годом!
Будьте здоровы и счастливы!
Всех благ и всего самого доброго!
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемые Елена Александровна и гости блога, посмотрите, пожалуйста, новый альбом "Православные места Вологодской области".
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Коллеги, добрый вечер.
Елена Александровна, извините, что вопрос несколько не по теме блога.
Есть под Вологдой деревня Чашниково – место массового захоронения жертв политических репрессий 1937 г. Сначала на этом месте появился поклонный крест, а потом часовня. Она названа в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Скажите, пожалуйста, а как определяют, чье имя будут носить вновь построенное культовое сооружение? Прочитала о мученическом подвиге святой Анастасии, есть некоторая параллель, но ведь не это является определяющим?
P.S. Коллеги, если какие-то слова использовала "неграмотно", поправьте, пожалуйста, буду благодарна!
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемая Елена Александровна, уважаемые гости блога, приглашаю Вас на небольшую виртуальную экскурсию по Спасо-Прилуцкому монастырю, что под Вологдой. Альбом можно посмотреть здесь.
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Какое чудесное место! Столько света, величия, тишины!
Право, в который раз убеждаюсь, что Вы очень талантливый фотограф! Спасибо!
Дорогу осилит идущий!
На: К тайнам древнерусской иконы
Спасибо, Елена Александровна, за добрый отклик. Я очень рада, что по душе Вам пришлись Вологодские святые места.
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Анна Юрьевна! Фотоэкскурсия удалась на славу! Спасибо большое!!!
С уважением, Л.Пятко.
На: К тайнам древнерусской иконы
Спасибо, Лариса Александровна. Я рада, что Вам понравилась экскурсия по Спасо-Прилуцкому монастырю.
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Есть у меня к Вам, милые коллеги, ещё один вопрос. Вот этот фрагмент, сохранившийся до наших дней, может быть частью данного иконостаса? Извините за нескромность.
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемая Анна Юрьевна!
Простите за очень "учительский" подход, но предлагаю Вам следующее. Пожалуйста, познакомьтесь с традицонным порядком расположения икон в иконостасе, например, здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EA%EE%ED%EE%F1%F2%E0%F1#.D0.9D.D0.B8.D0.B6.D0.BD.D0.B8.D0.B9_.D1.80.D1.8F.D0.B4_.28.D0.B8.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D0.BE-.D0.B4.D1.80.D1.83.D0.B3.D0.BE.D0.BC.D1.83_.C2.AB.D1.87.D0.B8.D0.BD.C2.BB.29.C2.A0.E2.80.94_.D0.BC.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B9
А затем распишите свои предположения в этом форуме (согласно фотографиям). И это мы уже обсудим.
Как Вам такое предложение?
С уважением, И.В.
И.В.Канторович
На: К тайнам древнерусской иконы
...По ссылке следует обратить особое внимание на раздел "Иконографический состав высокого иконостаса".
И.В.Канторович
На: К тайнам древнерусской иконы
Ирина Витальевна, Вы своим предложением, если честно, меня просто напугали! Разве кухарка может управлять государством? За ссылку огромное спасибо. Этой информации вполне достаточно. На примерно такой её объем я и расчитывала. Мне её (информацию) теперь изучать и изучать!
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Анна Юрьевна, не бойтесь ошибиться. Священная история (представленная образами иконостаса) - такая область знаний, которую хоть в малой мере должен знать каждый. И если Вы хоть немного к ней прикоснетесь, благодаря конкретной задаче, хуже не будет. А мы, скромные "управители государством", всегда рады Вам помочь. Право, поверьте, задача далеко не самая сложная;
Правильно ли я поняла, что Вы согласны и через какое-то время представите свои соображения?
С уважением, И.В.
И.В.Канторович
На: К тайнам древнерусской иконы
Как сказала Елена Александровна: "Давайте попробуем!". Только боюсь, что "мои соображения" будут не так скоро! Вероятно, как большинство учителей, страдаю комплексом отличника! Спасибо за добрые слова и поддержку, Ирина Витальевна.
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
В нашем крае существовал великолепный храмовый комплекс. Сейчас он полностью разрушен. В архиве сохранились черно-белые фотографии его иконостаса. Если можно хоть что-то раскажите о нём. Понимаю, что задача очень сложная, потому что фотографии конца 40-х низкого качества.
Спасибо.
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемые Елена Александровна и Ирина Витальевна, добрый вечер. А можно ещё раз обратиться к Вам за помощью. Мне очень понравилось, как легко Вы решили мою первую проблему и в то же время крайне ответственно к ней отнеслись. Спасибо!
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Анна Юрьевна, давайте еще раз подведем итог, поскольку за процессом обсуждения пронаблюдать достаточно трудно.
Первая створка:
Сюжеты посвящены Богородичным праздникам. Расположены хронологически, но снизу вверх. Можно сказать, что это - восхождение. Как по лестнице.
Левый нижний - Рождество Пресвятой Богородицы.
Правый нижний - Введение во храм.
Левый верхний - Благовещение.
Правый верхний - Рождество Христово.
Венчает композицию Распятие. Это тоже сюжет, непосредственно связанный с Богородицей. И самый трудный момент Ее жизни, о котором предсказал Ей святой Симеон Богоприимец: "И Тебе Самой оружие пройдет душу".
Вторая створка:
Сюжеты, связанные с Господскими праздниками. Хронология - сверху вниз, Бог спускается к людям.
Левый верхний - Сретение Господне.
Правый верхний - Крещение.
Левый нижний - Преображение.
Правый нижний - вход Господень в Иерусалим.
Венчает композицию икона Троица-Сопрестолие.
Третья створка:
Продолжаются сюжеты праздников опять в хронологическом порядке.
Слева вверху - Воскресение Христово (икона - Сошествие во ад).
Справа вверху - Вознесение.
Слева внизу - Троица.
Справа внизу - Успение Пресвятой Богородицы.
Венчает композицию икона Воздвижения креста Господня.
Четвертая створка:
Богородичные иконы. На мой взгляд, выборка сюжетов и их расположение отражает прославление Богородицы, распространение Ее почитания (а равно как и христианства). Читается композиция - снизу вверх.
Левая нижняя икона - Одигитрия. Ведет свое происхождение из Иерусалима, по преданию написана евангелистом Лукой.
Правая нижняя - Знамение. Образ восходит к римским изображениям Богоматери, датируемым 4 веком.
Левая верхняя - Муромская. Это один из списков Иверской иконы, почитание которой распространилось со святой горы Афон. Дата появления иконы не известна, исторические хроники ее описания начинаются с Никеи, 9 век, когда образ был проткнут копьем одним из воинов, и со щеки Пречистой Девы закапала кровь. Потом чудесным образом он попал в Иверский монастырь на Афон. А в 17 веке сделан список иконы для Москвы.
Правая верхняя - Владимирская икона, привезенная в 12 веке из Византии на Русь.
И, наконец, венчает композицию икона "О Тебе радуется", символизирующая вселенское почитание Божией Матери.
С уважением, Елена Александровна.
Дорогу осилит идущий!
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемые Елена Александровна и Анна Юрьевна!
В продолжение разговора про складень размещаю здесь ответ моего ученика Кремкова Игоря (я, признаться, завела у себя на курсе форум "Мы - эксперты", где , в частности, предложила ученикам и разгадать сюжеты складня). Думаю, ответ Игоря достоин Вашего внимания:
Здравствуйте, Ирина Витальевна. Я хочу добавить по сюжетам на 4-х створчатом складне. 1) В килевидном навершии 3-ей створки помещён сюжет - "Воздвижение Креста"; 2) В килевидном навершии 4-ой створки помещён сюжет - "Похвала Богородицы"; Теперь подробнее о четвёртой створке: В 4-ой створке помещены сюжеты обретения четырёх чудотворных икон , почитавшихся в Русской церкви. 3) В 4-ой створке слева вверху - "Обретение Смоленской иконы Божьей Матери с избранными святыми"; 4) В 4-ой створке справа вверху - "Сретение Владимирской иконы с почитаемыми московскими чудотворцами"; 5) В ч-ой створке слева внизу - "Явление Тихвинской иконы с избранными святыми; 6) В 4-ой створке справа внизу -"Образ Божией Матери Знамение с новгородскими святыми". Может быть, у меня ошибки, но источников я прочитал уже много и просмотрел складней. Осталось узнать про 3-ий створ и про часть первого створа подробнее. И ещё, напишу поподробнее например, о воплощении сюжета Воздвижения Креста Господня. В центре изображается Патриарх Макарий, поднимающий (воздвизающий) найденный при раскопках подлинный Крест Христов. Руки Патриарха поддерживают два диакона. Слева от Патриарха - равноапостольный император Константин Великий, справа - его мать, императрица Елена, организовавшая поиски Креста. О воплощении некоторых сюжетов мы знаем, а про другие ещё надо узнавать. Игорь.
______
С уважением, И.В.
И.В.Канторович
На: К тайнам древнерусской иконы
Вот это "Да"! Как же всё просто пулучается у тех, кто в чем-то очень хорошо разбирается! Спасибо, Елена Александровна, за этот краткий итог. Но всё остальные мысли и "споры" на страницах блога тоже очень интересны. Удачи!
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемые Елена Александровна и Ирина Витальевна, от всего сердца благодарю Вас за помощь.
Вы оказали мне неоценимую услуга.
Всех Вам благ!!!
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
У нас осталось основание. В основе всего - Крест Христов. В истории христианской традиции крест изображали по-разному.
Многие из них используются и сейчас.
Но на Вашем складне Крест изображен каноническим способом с самой полной символикой.
Буквы на нем обозначают:
Верхняя строка - надпись, которая прикреплялась к кресту на дощечке (верхняя маленькая перекладинка креста), здесь обычно указывали вину распинаемого. Здесь написано: "Иисус Назорей Царь Иудейский". Ему поставили в вину, что Он якобы так называл Себя. Следующая строчка - кто Он фактически - "Царь Славы". Далее - "Иисус Христос". "Ника" - "Победитель". Потом подписаны предметы, стоящие рядом: К - копье, которым ударил в бок умершего Христа один из воинов, чтобы убедиться, что Он действительно мертв, Т - трость, на которую прикрепляли губку, чтобы дать Ему пить. Далее написано: "Место Лобное", "Распят Бысть", "Гора Голгофа" и "Глава Адама". По преданию здесь, на Голгофе, был похоронен первый человек - Адам. Кровь Божественного Страдальца, распятого на Кресте, капала на землю и освятила останки прародителя человечества, искупив его грех, а в его лице и все человечество. Так что в этом изображении - суть Православного вероучения.
С уважением, Елена Александровна.
Дорогу осилит идущий!
На: К тайнам древнерусской иконы
Спасибо!!!
Елена Александрорвна, можно тогда ещё один вопрос?
Ирина Витальевна сделала ссылку на подобный складень. Мой очень похож. я бы даже сказала, что они практически одинаковые. Только эмаль разного цвета, и у моего нет сколов по краям. А теперь вопрос: где и как их изготавливали? Много ли таких "близнецов" получалось?
Вопрос получился не один, а несколько.
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Анна Юрьевна, к сожалению, я не знаю ответа на эти вопросы. Но на сайте, где размещен складень-близнец, на который Вы ссылались, написано: ХХ век. Ссылка.
С уважением, Елена Александровна.
Дорогу осилит идущий!
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемые коллеги, думаю, складень "ХХ века" - копия какого-то более раннего оригинала (работа "под старину). Тоже ничего не знаю, но, думаю, навскидку, что Ваш, Анна Юрьевна, складень века 18-19.
Путь выяснения, думаю, таков: обратиться в отдел экспертизы Третьяковки или м.б. Музеев Кремля. Или начать с областного художественно-краеведческого музея.
С уважением, И.В.
И.В.Канторович
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемая Ирина Витальевна, спасибо. Я обязательно воспользуюсь Вашим советом, тем более, что знакомые среди сотрудников Областного краеведческого музея есть! Всего доброго!
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемые коллеги!Преклоняюсь перед вашими глубкокими познаниями в области,которая для меня полна белых пятен, так,например,будучи в Гродно(Беларусь) ,обнаружила,что распятие находится в правой части храма (там даже, и отпевание проходило), а не в левой как у нас в России.Почему?Самостоятельные поиски не дали результатов,одна надежда на вас.Заранее благодарю.
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемая Елена Александровна!
В московском храме, прихожанкой которого я являюсь, распятие - справа (если ты стоишь лицом к алтарю), в южной части храма, недалеко от Царских врат. Не знаю, есть ли тут единые правила.
С уважением, И.В.
И.В.Канторович
На: К тайнам древнерусской иконы
...Хотя распятие с кануном у нас слева - видимо, Вы это имели в виду?
И.В.Канторович
На: К тайнам древнерусской иконы
Да,Ирина Витальевна, именно это,теперь узнала как это называется,спасибо!
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемая Елена Александровна, здравствуйте. Никаких общих правил по этому поводу нет. В нашем Казанском храме города Воронежа, например, и распятие, и канун долгое время находились в левом приделе, а после реконструкции - его поместили в правый придел. И последние несколько лет они находятся там. Это настоятель храма решает сам. Я знаю храмы, где распятие и канун - в притворе, там так удобнее.
С уважением - Елена Александровна Пономарева.
Дорогу осилит идущий!
На: К тайнам древнерусской иконы
Ясно! и удивительно,что хотя все в православной церкве так канонизировано и регламентировано, а вот, оказывается, есть выбор!
На: К тайнам древнерусской иконы
Ирина Витальевна, доброе утро! Посылаю фрагмент 1-й створки, его ли Вы имели ввиду? Надпись опять же плохо просматривается.
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Анна Юрьевна, это не тот сюжет, который мы обсуждали. Последняя фотография - икона Рождества Христова.
С уважением, Елена Александровна.
Дорогу осилит идущий!
На: К тайнам древнерусской иконы
Елена Алексанровна!
Из-за путаницы с различными ответвлениями форума произошло некоторое недопопонимание друг друга.
По-моему всё же последний присланный фрагмент (в первой створке - справа вверху) именно Рождество Богородицы, похожая композиция, например, здесь:
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/64/284/64284760_1285014076_Rozhdestvo_Bogoroditsy_3.jpg
А слева внизу (наш спорный сюжет) - именно Рождество Христово.
Это подтверждается и ходом церковного календаря:
Благовещение 7 апреля (слева вверху)
Рождество Богородицы 8 сентября (справа вверху)
Рождество Христово 7 января (слева внизу)
Сретение - 15 февраля (справа внизу).
Согласны?
С уважением, И.В.
И.В.Канторович
На: К тайнам древнерусской иконы
Ирина Витальевна, я ответила, но видимо прикрепила к другой веточке. Не сочтите за труд, посмотрите, пожалуйста. Ссылка 1. Ссылка 2.
уважением, Елена.
Дорогу осилит идущий!
На: К тайнам древнерусской иконы
Уважаемая Елена Александровна!
Вы абсолютно правы, я с Вами полностью согласна (написала об этом сразу, но почему-то сегодня не обнаружила той своей записи в этом форуме (видимо, не сохранилась). Слева внизу - Рождество Пресвятой Богородицы (в чем более всего убеждает подпись). Справа наверху - Рождество Христово.
Всего Вам самого доброго, с уважением, И.В.И.В.Канторович
На: К тайнам древнерусской иконы
Елена Александровна, очень внимательно слежу за Ваши с Ириной Витальевной научным диалогом, стараюсь вникать, но пока трудно. Коллеги, пожалуйста, посоветуете книгу, с которой можно начать знакомство с русской иконой. Есть ли такая, которая написана доступным языком. Я записана в библиотеку при нашей церкви, но там ничего не советуют, говорят:"Выбирайте, смотрите...". А может быть есть какой-то сайт для начинающих? Спасибо.
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Если речь идет об иконописи:
Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: «Сатисъ», 2004. – 335 с. - подробно, четко структурировано, интересно и доступно.
А моя любимая книга:
Н.Н. Третьяков. Образ в искусстве. Основы композиции. – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001. – 264 с.
Не знаю, насколько ее можно найти в библиотеке, я купила в Троице-Сергиевой Лавре. Из этой книги я, в основном, и брала материал для блога. Там об изобразительном искусстве вообще, но очень много и об иконах. И с удивлением обнаруживаешь, как созвучны оказываются творения русских классиков живописи - Сурикова, Васнецова, Левитана и т.д. - иконописным традициям. Буквально, художники держали перед глазами икону. Потрясающе интересно.
С уважением - Елена.
Дорогу осилит идущий!
На: К тайнам древнерусской иконы
Елена Александровна! Я полностью Вас поддерживаю по поводу Рождества Христова. А вот Рождество Богородицы остается, по всей вероятности, - неопознанный ранне мною сюжет из нижней левой части первой створки. Хотя, ложе Анны там не определить, а оно должно быть.
С уважением, Л.Пятко.
На: К тайнам древнерусской иконы
Елена Александровна, трудно такие серьезные вещи читать с экрана, вот и ошиблась с сюжетом. В понедельник пойду на работу, всё распечатаю, сяду в спокойной обстановке и всё разложу "по полочкам". Спасибо за уточнение.
С уважением Анна Юрьевна
На: К тайнам древнерусской иконы
Спасибо за изоражение, Анна Юрьевна! Но, как я уже написала утром, вопрос снят: это Рождество Пресвятой Богородицы.
С уважением, И.В.
И.В.Канторович