Время в художественном изображении может быть моментальным или, напротив, длящимся, движущимся или неподвижным. И, наконец, существует понятие вневременного бытия – Вечность. События Ветхого Завета, Нового Завета, образы Откровения Иоанна Богослова мыслятся в категории Вечности.
Формой объединения временного и вечного стала житийная икона с клеймами. Святой, предстоящий молящемуся, находится в ином мире, вне времени. Но сюжеты его земной жизни разворачиваются, конечно, во времени и пространстве. В житийных иконах показано рождение святого, его крещение, обучение, путешествие, страдания, чудеса, погребение, перенесение мощей…
Однако даже земные пространство и время на иконе достаточно условны: например, палач поднял меч над мучеником, а рядом уже - отрубленная и лежащая на земле голова. Более важные персонажи нередко оказываются крупнее остальных и несколько раз повторяются в пределах одного изображения. Например, на иконе "Встреча Иоакима и Анны" изображено сразу три момента: вот ангел принес добрую весть Иоакиму, вот он сообщает ее Анне, а в центре - уже сорадующаяся благочестивая чета.
В монументальной живописи древней Руси (фрески, мозаики) все пронизано ощущением вечности. Фрески вписываются в архитектурное построение храма, который является образом небесной Церкви, пребывающей вне времени.
Вечность - «Круговая черта по лицу бездны» (Пр. 8, 27). Круг – символ вечности. Отсюда – купольные формы. Церковные росписи под куполом храма, построенные на сужающихся и расширяющихся концентрических окружностях. Ритмические повторы, отблески света, пробелы создают образ длящегося времени, его бесконечной протяженности. Круг как символ Вечности есть и на иконах. Такую же символику имеют колокол, свеча.
|