Пластическое начало любого живописного произведения - мелос - это форма: как воплощен сюжет.
Для западного искусства характерна экспрессивная пластика. Это лишь отражение западного строя жизни. Во время молитвы человек Запада испытывает экстаз. «Не так человек русский. Моляся в церкви, он не кричит от восторга, не бьет себя в грудь, не падает без чувств от умиления; напротив, во время подвига молитвенного он особенно старается сохранить трезвый ум и цельность духа… Слезы его льются незаметно, и никакое страстное движение не смущает тишины его внутреннего состояния. (Киреевский И.В. О характере просвещения Европы. // Киреевский И.В. Критика и эстетика. – М.: 1979.)
Сравните православную икону и католическую живопись, изображающие Благовещение.

Русская иконопись следовала греческой традиции. Для греческой античности характерны спокойные, лаконичные жесты. Они – объяснение смысла слова, а не выражение страсти.

Благоговейная сдержанность движений в жестах на иконах не уменьшает, а усиливает их выразительность. Ведь на них запечатлен не момент, вырванный из череды других моментов, в них отразилась Вечность. Предстояние – это внутреннее движение, отсюда лаконичный характер жестов.
Анна Ахматова когда-то написала в своих стихах:
Магдалина билась и рыдала.
Ученик любимый каменел.
А туда, где молча Мать стояла,
так никто взглянуть и не посмел.
«Билась и рыдала» - это созвучно западному художественному образу. «Ученик любимый каменел» - образ, родственный нашей иконе. О Богоматери: «туда… так никто взглянуть и не посмел». Это совершенно особый образ возвышенного страдания, как будто даже лишенный материальной плоти. Однако в иконе этот образ становится видимым и абсолютно реальным.
Иконный жест не может быть произвольным, он – символ. Чаще всего на иконах изображены жесты благословения, молитвы, принятия вести, послушания. Жест святых мучеников – движение правой руки с крестом и открытой левой – символ утверждения верности Христу.
Судия в композициях страшного суда всегда рисовался по канону с поднятой вверх правой рукой и опущенной вниз левой: рай - для стоящих справа и ад - для оказавшихся по левую сторону.

|