Любое живописное произведение (кроме, разве, творений абстракционистов) начинается с сюжета. В живописи различают два вида сюжетов: СЮЖЕТ-ДИАЛОГ и СЮЖЕТ-ЯВЛЕНИЕ.
Иконография использует их оба. Диалог - это действие в развитии, остановленное движение. Явление - не неподвижность, а воплощение сокровенного смысла.
Давайте посмотрим внимательно на икону «Троица», написанную в XV веке преподобным Андреем Рублевым. Что изображено на ней?
Жил старый кочевник Авраам, и давно было ему дано обетование, что станет он родоначальником целого народа. Проходили годы, состарились и он и его жена, и уже по законам естества не могло быть у них потомства. И вот однажды, когда сидел он на пороге своего дома в Мамврийской дубраве, в полуденный зной явился ему Сам Бог. Невидимое, непостижимое Божество, принявшее образ трех путников.
Издревле христианское искусство изображало это таинственное явление. Три мужа в одеждах путников с посохами подошли к шатру гостеприимного старца. Он пригласил их за трапезу. Хозяева подают к столу угощение. До Андрея Рублева так и писали, изображая все эти подробности. Получался сюжет-диалог.
Значение этого события: в образах трех ангелов была явлена миру тайна Троического Божественного Единства – «Троица единосущная и нераздельная». Это явление и написал преподобный Андрей. На иконе преподобного Андрея нет ни Авраама, ни Сарры, ни бытовых подробностей. Только самое главное: образ единства и жертвенной любви. На столе стоит Чаша. Это не просто символ угощения. Это Чаша Святого Причастия. Чаша, из которой вкушают причастники под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Но посмотрите внимательно: на картине есть еще один образ Чаши. Он образован очертаниями ангелов. В этой Чаше - Ангел, что находится в центре. Он, Сын Божий, принес Себя в жертву за падшее человечество. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да вся веруяй вонь не погибнет, но имать живот вечный». (Ин, 3-16). Самопожертвование – проявление Божественной любви. Самопожертвование – высочайшее состояние человеческого духа.
Лица Троицы нераздельны, но у Каждого из Них свое действие в деле созидания мира. Левый ангел – образ Отца. Его волей начинается устроение Вселенной. И палаты позади Него не просто дом, а образ «домостроительства» - Промысла Божьего о мире. За средним ангелом древо, навевающее мысли и о древе крестном, и о «древе жизни». Ангел благословляет чашу – образ смерти, стадания. «Смертную чашу испиша…» Третий ангел – Дух-Утешитель, и гора за ним – образ возвышенного, высокого – «Горе имеем сердца!»… Но это и гора Фавор, где увидели ученики Господа Свет нетварный, ослепительно сиявший, и гора Синай, где через Моисея получил богоизбранный народ Заповеди.
Часто СЮЖЕТ-ДИАЛОГ и СЮЖЕТ-ЯВЛЕНИЕ сосуществуют в одной композиции. Например, иконы с клеймами жития вокруг неподвижно стоящего в среднике святого, изображенного крупным планом. Клеймы при этом расположены в хронологическом порядке не по кругу, а построчно. Их надо читать, как книгу: слева направо, строчками.
|