Свет, непостижимый, бесконечный, пронизывающих собой всю структуру мироздания, доходящий из глубин Вселенной, представляет совершенно особое явление в жизни самой природы. Свет приносит радость красоты. Собственно он и есть красота. Радуга и полярное сияние издревле почитались одними из самых прекрасных явлений.
В искусстве свет предстает в двух категориях: как освещение с реальным источником света, и как явление духовной энергии.
С наибольшей силой наполняются светом византийская мозаика и витраж. Витраж выполняется из цветного стекла, введенного в архитектуру и освещенного извне солнцем (цветные оконца). Свет как бы растворяет материальность стены, все кажется ажурным и невесомым. Это чудо особенно известно искусству Запада. В Европе сохранились сотни тысяч витражей, украшающих знаменитые храмы.
Но помимо такого, физического, света существует понятие Света Нетварного. «Неприступный свет Божества,.. сверхсветлый, сверхсияющий, нестерпимый для всякого творения». (Преподобный Симеон Новый Богослов).
Такой характер приобретает свет в мозаике. Мозаика как бы излучает свет, что достигается действием золота и смальты. Использовались некоторые камни, которые имеют свойство отражать. Все сияет, создавая особое световое пространство, в которое включаются и паникадила, лампады, зажженные свечи… Все это соответствует православному пониманию света – света без тени. Мозаику русские зодчие переняли от византийских мастеров. Самые древние мозаики сохранились в храме святой Софии в Киеве. Искусствоведы насчитали здесь 177 оттенков. Для их создания существовала мастерская, в которой выплавлялись цветные стекла. Потом их аккуратно распиливали на сантиметровые кубики. Золотые кусочки смальты получали, покрывая кубики золотой фольгой и наплавляя сверху стекло для прочности. Шедевры древних мастеров много веков радуют глаз, не тускнея, не разрушаясь, не выцветая.
В иконе свет изобразить труднее, но и здесь русские мастера находили свои приемы. Вокруг глав святых всегда изображаются нимбы, символизирующие сияние Божественной благодати, почивающей на святых. Но и само пространство иконы пронизано светом.
Один из двунадесятых праздников называется «Преображение». Спаситель, взяв трех ближайших учеников, взошел на гору Фавор. И здесь Он открыл им Свою Божественную Славу: лицо Его просияло, как солнце, одежды стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. Свет был такой яркий, что испуганные ученики пали ниц. Как написать такой свет?
Феофан Грек, например, изобразил лучи, исходящие от Господа в иконе «Преображение Господне», в виде копий, пронизывающих пространство и сбивающих с ног учеников.
В других случаях свет являлся в сияющих сквозь мрак пробелах: белый цвет всегда воспринимался символом нематериального света. У Феофана он соседствует с красным: красный цвет – это тоже символ огня.
Художник Запада изображал свет, исходящий от реального источника. Иконописец рисовал Свет Нетварный. Это свет, дарующий душе человека тишину, мир, радость и теплоту.
Митрополит Вениамин (Федченков) в «Записках» об Оптинском старце Нектарии вспоминал: «Помню изумительный вечер. Он сам заговорил о Фаворском свете: - Это такой свет, когда он появляется, все в комнате им полно, - и за зеркалом светло, и под диваном, и на столе каждая трещинка изнутри светится. В этом свете нет никакой тени; где (должна быть) тень – там смягченный свет». Наблюдения старца Нектария помогают объяснить особенности иконописи и русской живописи. Иконописец никогда не рисовал тень.
Леонардо да Винчи утверждал, что живопись начинается с тени. Контрасты света и тени были положены в основу живописи ренессанса. Но древнерусский художник не писал тени. Он строил форму при помощи пробелов. Это особая техника последовательного наложения друг на друга высветляющихся слоев краски, когда самой светлой оказывалась самая выпуклая точка.
Свет – образ блистающего огня, но и образ Божественной благодати и славы Христа: «Свете тихий святыя славы…» Подобное понимание света находит выражение в московской иконописи XIV-XV столетий. Обращает внимание светоносность ликов, но не за счет контрастных пробелов. Создается эффект разлития света с тончайшими переходами прозрачных теплых охристых тонов. Спокойное сияние, порой даже мерцание света. В самое тяжелое время в истории русской культуры возникает эта тема света.
Образы святых мучеников в древнерусской живописи всегда были реальным олицетворением сияния света. Нематериальность, пронизанность красок светом объясняется пониманием русскими мастерами духовной темы храма как образа Царства Небесного.
|