Submitted by Лариса Валентиновна Валикова on Fri, 08/10/2010 - 12:02
Ход урока:
1. Вступительное слово:
- Сегодня урок я хочу начать с обзора нашего волшебного городка, где живут буквы и звуки, вспомним секреты известных нам жителей, раскроем звуковую тайну новой буквы и узнаем место ее проживания в нашей АБВГдейке.
2 Обзор гласных букв звуков.
Звуковая разминка:
-Итак, сначала заглянем в домик, где живут гласные буквы. Давайте назовем их имена.
-Сколько гласных букв? (10).
-А сколько гласных звуков живет вместе с ними? (6: а о ы и э у).
-Я предлагаю вам вместе с этими звуками провести звуковую разминку в тире. Стрелять будем голосом, так что не волнуйтесь, ни одна буква не пострадает.
Я показываю вам цель, т.е. какую-то букву, а вы звуком ее обозначающим в нее стреляете.
3 Согласные непарные звонкие.
- Теперь проведаем жильцов этого домика, где живут буквы Й Р Н М Л.
- Какие звуки они обозначают? (Не имеющие пары по глухости, но парные по твердости и мягкости, за исключением буквы Й, она всегда обозначается согласным звонким мягким звуком [й]).
Так как эти буквы обозначаются только звонкими согласными звуками, их гласные звуки приглашают на распевку.
НЭ НО НУ НЫ НИ НА -читать увеличивая громкость голоса;
МЭ МО МУ МЫ МИ МА -читать уменьшая громкость голоса;
ЛЭ ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛА -читать с вопросительной интонацией;
Эти буквы обозначаются парными звуками по звонкости и глухости и по твердости и мягкости За исключением звуков [ш] и [ж] – они всегда твердые
Прослушивание скороговорок со звуками [ж] [ш], которые задавались на дом наизусть
Не живут ужи, где живут ежи.
Шапки на столе, шишки на сосне.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Шашкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб.
- Ребята, а что нового вы узнали про сочетания ЖИ-ШИ на прошлом уроке?
(Слоги ЖИ-ШИ с ударным гласным звуком – это «опасное место» при письме, нужно знать правило «ЖИ-ШИ под ударением пиши только с И».
5 Нахождение домика с буквой «Х».
-Наконец, заглянем в последний домик, где живет буква Х со своими соседями.
-Какими звуками обозначается буква Х? (Согласными глухими непарными, но парными по твердости и мягкости)
-Очевидно в этом домике живут буквы, обозначающиеся согласными глухими непарными звуками.
-Итак, сегодня мы познакомимся с одной буквой, живущей в этом доме и звуком ее обозначающим.
6 Работа со звуком [ц] и буквой Ц.
Отгадывание загадки.
Явился в желтой шубке:
прощайте две скорлупки. (цыпленок)
Рассматривание рис. на с. 100, выделение из звуковых схем слов ЦЫПЛЯТА КУРИЦА звука [ц] (Детям показываются схемы с ошибками, которые они должны найти и исправить)
Ребята характеризуют звук [ц] (Согласный всегда твердый глухой)/
7 Физминутка.
8 Показ буквы Ц, объявление ее именинницей. Чтение слов с буквой Ц и буквами гласных (а о у и ы е ) по слоговой таблице
ЦА ЦО ЦУ ЦИ ЦЫ ЦЕ
Наблюдение за произнесением звука [ц] во всех слогах.
Дополнение слогов до целых слов.
ЦАрь
яйЦО
ЦУкаты
ЦИфра
огурЦЫ
Цена
ВЫВОД: Буква Ц обозначает звук всегда твердый глухой. Звук [ц] не имеет мягкой и звонкой пары это, непарный звук.
Обращение к толковому словарю.
Страничка « В ГОСТЯХ У СЛОВА»
ЦУКАТ – сваренный в сахарном сиропе и подсушенный плод или часть его (обычно цитрус или его кожура).
ЦИТРУС – плодовое дерево или кустарник с крупными сочными плодами, покрытыми толстой кожурой; плод такого дерева кустарника (апельсин, грейпфрут, лимон, мандарин)
9 Наблюдение за написанием и произнесением слов с буквой Ц. Работа по с. 100
Чтение слов по цепочке. Выяснение, что буква Ц перед любыми буквами гласных читается твердо.
Постановка ударения и выделение «опасных мест» в словах ЦЕНА ЦАРАПИНА.
Наблюдение за написанием и произношением в них безударных гласных.
ОБОБЩЕНИЕ: иногда буква безударного гласного совпадает с его звучанием, а иногда – нет, поэтому место безударного гласного «ОПАСНО» при письме.
Выполнить звуко-буквенный анализ слов ЦЕНА, ЦАРАПИНА.
10 Работа с текстом на с. 101.
Чтение и отгадывание загадок (солнце, роза).
Самостоятельное описание розы.
Обращение к толковому словарю.
РОЗА – декоративный кустарник с крупными ароматными цветками, разнообразной окраски и со стеблями, покрытыми шипами; цветки этого растения.
Предварительное чтение трудных слов рассказа с доски.
У каждого на партах лежит цветок розы, сделанный из цветной бумаги.
На обратной стороне цветка написано слово – название цветка; выполнить звуко-буквенный анализ этого слова. После этого, каждый ученик прикрепляет свой цветок к плакату «Куст розы».
11. Итог урока:
-С какой буквой познакомились на уроке, что нового узнали о ней? (Познакомились с буквой Ц. Эта буква обозначается согласным твердым непарным, глухим звуком [ц].
На: Звук [Ц] и его обозначение буквой Ц
Спасибо за материал