Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Звук [Ц] и его обозначение буквой Ц

Submitted by Лариса Валентиновна Валикова on Fri, 08/10/2010 - 12:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Валикова Лариса Валентиновна
Место работы, должность: 
МОУ Прогимназия "Сказка" г. Мичуринск, учитель начальных классов
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Научить выделять звук [ц] в словах и правильно его произносить (кратко, как один звук, не разделяя на [т] и [с]). Познакомить с буквой «ц», научить читать с ней слоги, слова, предложения.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

Обучение грамоте по азбуке Н. М. Бетеньковой

Используемая методическая литература: 
  1. Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин "Игры и занимательные упражненияна уроках русского языка", АСТ Астрель. Москва 2006
  2. И.И. Постникова "Фонетика -это интересно" Москва 1992

 

Используемое оборудование: 

карта для игры «звуковой тир», карта для игры «Музыкальная распевка», плакат «АБВГдейка», плакат «Куст розы», набор букв, карты «Страницы из толкового словаря», карточки звуковых схем слов, для каждого: карточка с изображением розы для звуко-буквенного анализа слов, слоговая таблица.

Краткое описание: 
Обзор "звуко-буквенного городка". Звуковая разминка, обзор гласных букв, звуков. Согласные непарные звонкие, парные согласные по глухости, звонкости.Нахождение домика с буквой "х". Работа со звуком [ц], буквой ц. Наблюдение за написанием и произношением слов с буквой ц

 

Ход урока:
     1. Вступительное слово:
     - Сегодня урок я хочу начать с обзора нашего волшебного городка, где живут буквы и звуки, вспомним секреты известных нам жителей, раскроем звуковую тайну новой буквы и узнаем место ее проживания в нашей АБВГдейке.
    2 Обзор гласных букв звуков.
       Звуковая разминка:
     -Итак, сначала заглянем в домик, где живут гласные буквы. Давайте назовем их имена.
     -Сколько гласных букв? (10).
     -А сколько гласных звуков живет вместе с ними? (6: а о ы и э у).
     -Я предлагаю вам вместе с этими звуками провести звуковую разминку в тире. Стрелять будем голосом, так что не волнуйтесь, ни одна буква не пострадает.
Я показываю вам цель, т.е. какую-то букву, а вы звуком ее обозначающим в нее стреляете.
     3 Согласные непарные звонкие.
     - Теперь проведаем жильцов этого домика, где живут буквы Й Р Н М Л.
     - Какие звуки они обозначают? (Не имеющие пары по глухости, но парные по твердости и мягкости, за исключением буквы Й, она всегда обозначается согласным звонким мягким          звуком [й]).
Так как эти буквы обозначаются только звонкими согласными звуками,   их гласные звуки приглашают на распевку.
НЭ НО НУ НЫ НИ НА       -читать увеличивая громкость голоса;
МЭ МО МУ МЫ МИ МА   -читать уменьшая громкость голоса;
ЛЭ ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛА        -читать с вопросительной интонацией;
РЭ РО РУ РЫ РИ РА           -читать «как дождик по крыше капает».    
4 Парные согласные по глухости и звонкости.
 
Ш-Ж
П-Б
Ф-В
Т-Д
К-Г
С-З
    Эти буквы обозначаются парными звуками по звонкости и глухости и по твердости и мягкости  За исключением звуков [ш] и [ж] – они всегда твердые
   Прослушивание скороговорок со звуками [ж] [ш], которые задавались на дом наизусть
 
 
 
 
   Не живут ужи, где живут ежи.
   Шапки на столе, шишки на сосне.
   Смешные шутки у Саши и Мишутки.
   Шашкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб.
     - Ребята, а что нового вы узнали про сочетания ЖИ-ШИ на прошлом уроке?
(Слоги ЖИ-ШИ с ударным гласным звуком – это «опасное место» при письме, нужно знать правило «ЖИ-ШИ под ударением пиши только с И».
     5 Нахождение домика с буквой «Х».
     -Наконец, заглянем в последний домик, где живет буква Х со своими соседями.
     -Какими звуками обозначается буква Х? (Согласными глухими непарными, но парными по твердости и мягкости)
     -Очевидно в этом домике живут буквы, обозначающиеся согласными глухими непарными звуками.
     -Итак, сегодня мы познакомимся с одной буквой, живущей в этом доме и звуком ее обозначающим.
     6 Работа со звуком [ц] и буквой Ц.
Отгадывание загадки.
     Явился в желтой шубке:
     прощайте две скорлупки. (цыпленок)
     Рассматривание рис. на с. 100, выделение из звуковых схем слов ЦЫПЛЯТА КУРИЦА звука [ц] (Детям показываются схемы с ошибками, которые они должны найти и исправить)
Ребята характеризуют звук [ц] (Согласный всегда твердый глухой)/
    7 Физминутка.
    8 Показ буквы Ц, объявление ее именинницей. Чтение слов с буквой Ц и буквами гласных (а о у и ы е ) по слоговой таблице
ЦА ЦО ЦУ ЦИ ЦЫ ЦЕ
Наблюдение за произнесением звука [ц] во всех слогах.
Дополнение слогов до целых слов.
               
        ЦАрь
    яйЦО
        ЦУкаты
        ЦИфра
огурЦЫ
       Цена
 
ВЫВОД: Буква Ц обозначает звук всегда твердый глухой. Звук [ц] не имеет мягкой и звонкой пары это, непарный звук.
Обращение к толковому словарю.
Страничка « В ГОСТЯХ У СЛОВА»
ЦУКАТ – сваренный в сахарном сиропе и подсушенный плод или часть его (обычно цитрус или его кожура).
ЦИТРУС – плодовое дерево или кустарник с крупными сочными плодами, покрытыми толстой кожурой; плод такого дерева кустарника (апельсин, грейпфрут, лимон, мандарин)   
    9 Наблюдение за написанием и произнесением слов с буквой Ц. Работа по с. 100
Чтение слов по цепочке. Выяснение, что буква Ц перед любыми буквами гласных читается твердо.
Постановка ударения и выделение «опасных мест» в словах ЦЕНА ЦАРАПИНА.
Наблюдение за написанием и произношением в них безударных гласных.
ОБОБЩЕНИЕ: иногда буква безударного гласного совпадает с его звучанием, а иногда – нет, поэтому место безударного гласного «ОПАСНО» при письме.
Выполнить звуко-буквенный анализ слов ЦЕНА, ЦАРАПИНА.
    10 Работа с текстом на с. 101.
Чтение и отгадывание загадок (солнце, роза).
Самостоятельное описание розы.
Обращение к толковому словарю.
РОЗА – декоративный кустарник с крупными ароматными цветками, разнообразной окраски и со стеблями, покрытыми шипами; цветки этого растения.
    Предварительное чтение трудных слов рассказа с доски.
РОЗОВЫЕ    ПРЯМЫЕ     КОРИЧНЕВЫЙ
РОЗОВЫЙ    ДЛИННЫЕ ПУНЦОВЫЙ
    Чтение текста «Царица цветов».
Соотнесение изображения розы на с. 101 с ее словесным описанием.
Чтение вопросов к тексту и ответов
    -Где как растет роза?
   - Какие корни у розового куста?
   - Чем покрыты ствол и побеги?
   -Какого цвета бывают кусты розы?
   - Почему розу называют царицей цветов?
Прочитайте вопрос после текста
   - Какие цветы вам знакомы? (тюльпан, купальница, ландыш, астра, ромашка, мак)
У каждого на партах лежит цветок розы, сделанный из цветной бумаги.
На обратной стороне цветка написано слово – название цветка; выполнить звуко-буквенный анализ этого слова. После этого, каждый ученик прикрепляет свой цветок к плакату «Куст розы».
11. Итог урока:
     -С какой буквой познакомились на уроке, что нового узнали о ней? (Познакомились с буквой Ц. Эта буква обозначается согласным твердым непарным, глухим звуком [ц].
 

 



На: Звук [Ц] и его обозначение буквой Ц


Спасибо за материал 



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн