Уважаемые коллеги! Недавно прочитала высказывание:
Дети рождаются практиками: дай им возможность - они на винтики разберут машинку, часы, или папин компьютер. Мое глубокое убеждение, что на уроке дети сами должны измерять, взвешивать, смотреть в микроскоп, выращивать фасоль из семени. В этом суть деятельностного метода. А мы на уроках превращаем их в созерцателей, виртуализируя невиртуализируемое. (Смирнова Мария Алексеевна)
http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=5028&ThreadId=235886&page=1
Возможно, что кому-то из вас эта тема для обсуждения покажется неожиданной:
для ИКТ-безграмотных путь в "ОК" закрыт, по определению. И все же...
ИКТ в обучении "во благо" и (или) "во зло"? - вот в чем вопрос.
Здравствуйте коллеги! Деятельностный метод обучения, согласна с Марией Алексеевной, в начальной школе просто необходим. Но как всё же выручает ИКТ составляющая (быстро привыкли). А "во благо" ИКТ в обучении, или "во зло", мне кажется, зависит от нас! Во всём должна быть мера и хороший учитель должен эту меру чувствовать!
Мне кажется, чтобы диалог состоялся, необходимо определиться в терминах: что понимаем под ИКТ? В приведенной выше цитате я говорила об учительских презентациях.
Оправданное применение ИКТ на уроке учительские презентации исключает или сводит к минимуму.
Ирина Ивановна, нет никакого противоречия между деятельностным методом и применением ИКТ. Вот только акцент смещается, потому что не учитель, а дети должны создавать цифровые продукты, отражающие результаты их деятельности на уроке: видеозаписи, карты ума, диаграммы и схемы. И презентации, если очень хочется :)
Здравствуйте, Мария Алексеевна. Прочитав Ваше высказывание и ознакомившись с сылкой на цитату в "Сети творческих учителей", я поняла, что речь ведётся о презентациях созданных руками учителя "во благо" ученикам. И презентация должна лаконично вливаться в конву урока, иначе уже будет "во зло". Мария Алексеевна, я совершенно не пыталась найти противоречие между методом и технологией, а вот научить детей самостоятельно создавать цифровые продукты очень бы хотелось(подскажите куда обратиться?)! И на уроках хватит ли времени нучить детей и этому? Мне кажется, могли бы в этом помочь часы на внеурочную деятельность, но... С уважением, Ирина.
Ирина Ивановна, я не то чтобы с Вами спорю, это мой вечный спор с самой собой :) Золотую середину действительно трудно найти.
Сначала я своих детей учила во внеурочной деятельности, конечно. Чуть ли не на переменках. Об этом довольно подробно здесь: ИКТ в начальной школе как условие совместного творчества учителя и ученика. Но на этом этапе мы создавали цифровые ресурсы к урокам. Это было интересно, но интерес приходилось все время как-то "подогревать".
А потом мы изрядно "подсели" на сетевые проекты в той же "Началке". (В следующем году запланировала детей в "Летописи" вывести, уже и проект выбран). И вот тогда случился прорыв. Теперь творчество приходится немного сдерживать: ребята требуют нового быстрее, чем я сама успеваю научиться.
Что касается "куда обратиться", то можно сюда: Игрушечных дел мастера, Маленькие секреты успешной презентации. Мастерские начинают работу 16 июня.
Интересный вопрос: что мы понимаем под ИКТ? Вспомнила, как на курсах я все допытывалась у преподавателей, ИКТ - "что бы это значило"? То, что информационные - сразу ассоциировалось с компьютерными (курсы по информатике). А коммуникационные почему? Или коммуникативные? Коллега посмотрела на меня с удивлением: все уже поняли - это же для общения!
Посмотрела "с пристрастием" в Википедии: "В широком понимании ИТ (информационные технологии) охватывает все области передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии.При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело. При этом основой ИТ являются технологии обработки, хранения и восприятия информации".
О коммуникативных технологиях:
"Целью обучения с применением коммуникативнойтехнологии является формирование у детей коммуникативной компетенции – способности решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения."
Фрагмент урока математики (по ссылке) иллюстрирует эти две взаимосвязанные стороны ИКТ: предметная деятельность, различные виды обработки полученной информации, в т.ч. с использованием компьютера. Здесь же и различные способы коммуникации: работа в группах, комментирование.
Спасибо за ссылку, Мария Алексеевна! Это движение вперед в моем понимании.
Оправданное применение ИКТ на уроке учительские презентации исключает или сводит к минимуму.(М.А.)
Пробую перечислить конкретные моменты, когда без них не обойдусь: если они позволяют смоделировать процесс (н-р, по теме "Круговорот воды в природе" - есть замечательные презентации); для других демонстрации, н-р, написания букв, цифр; проверки выполнения задания и т.д. ... можно продолжать. Конечно, могу припомнить и примеры презентаций, когда добросовестный учитель прописывает в презентации и этапы урока, и цели и задачи... Детям это вряд ли нужно... А кому нужно?
ВОТ! ИКТ - это не только презентации, тем более, не только учительские презентации. Если только позволить детям быть соавторами урока, они и кластер сваяют, и слайд-шоу подготовят, и даже кроссворд (например, по творчеству писателя) могут осилить.
Доброго здоровья Вам, коллеги! Если позволите, тоже присоединюсь к Вашему обсуждению.
Все начинается с осознания учителем целей своей деятельности, а только потом - осуществляется подбор средств для ее воплощения. А не наоборот: презентация ради презентации, потому что модно и современно. Иногда в погоне за инновациями упускается самое главное - обеспечение условий для развития самого ребенка.
Часто презентация, созданная учителем к уроку, и рядом не стояла с ИКТ, если выполняет функцию только наглядности. Мы часто забываем о том, что все гениальное - просто. Так ли необходимо тратить уйму времени и сил создавая объемные, часто перенасыщенные, по большому счету, презентации, а результ ее использования мало отражается на продвижении ученика в образовательном плане. Самый простой способ сделать ее не только информационной, но и коммуникативной - использовать инструменты в левом нижнем углу слайда (ручка, фломастер, выделение) и попросить детей внести свои изменения, переработав предложенную информацию, например, зачеркнуть лишнее или выделить ключевые слова, соотнести понятия, соединив их линиями. Все о них знают, но почему-то забывают использовать на уроке.
Уважаемые коллеги! Недавно прочитала высказывание:
Дети рождаются практиками: дай им возможность - они на винтики разберут машинку, часы, или папин компьютер. Мое глубокое убеждение, что на уроке дети сами должны измерять, взвешивать, смотреть в микроскоп, выращивать фасоль из семени. В этом суть деятельностного метода. А мы на уроках превращаем их в созерцателей, виртуализируя невиртуализируемое. (Смирнова Мария Алексеевна)
http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=5028&ThreadId=235886&page=1
Возможно, что кому-то из вас эта тема для обсуждения покажется неожиданной:
для ИКТ-безграмотных путь в "ОК" закрыт, по определению. И все же...
ИКТ в обучении "во благо" и (или) "во зло"? - вот в чем вопрос.