«Звуки [с] и [с’]. Буква С ». 1-ый этап. Занятие № 26
Submitted by Татьяна Ивановна Тирон on Fri, 26/03/2010 - 20:34
Посмотрите на ленту букв. Отыщите букву С.
Ход занятия:
1.Орг. момент. Здравствуйте! Чтобы нам легче было работать, проверьте, лежат перед вами листы с заданиями для работы, ленты букв, карандаши.
2.Вы хорошо проверили готовность к уроку. Можно приступать к занятию.
3.Тема занятия.
·Начало зимы. Всё вокруг нарядное, белое, чистое. Скоро Новый год. Весёлый праздник. Мы будем ставить ёлку и украшать её. Чем мы её будем украшать? На ёлке обычно бывают гости. Гости пожаловали и к нам. Отыщите их названия среди букв. В каждой строчке одно слово.
(4) п р ш л е у н с о в а х шaы н в й п р о л д ж э сaк
(6)з щ ш г н е к л а п и с о р о к а н е ю в д х з щ ш г н
(6)к ш н е к у в а п р н л ю б ь п р в а с и н и ц а ш л о
Какие слова у вас получились? Эти птицы остались у нас жить зимой. (Это все птицы зимующие). А чем похожи слова по написанию? (Все слова начинаются с буквы С).
·Мы будем сегодня правильно писать букву С, работать со звуками [с] и [с’], слушать их и читать в слогах, словах и предложениях.
Работа с зеркалом.Почистите язычком нижние зубки. Верхние зубки. Снова нижние зубки.
Как работают наши органы речи? Губы растянуты в улыбку, а кончик языка находится за нижними зубами. Наденьте «наушники». Скажите звук с-с-с. Работают голосовые связки? Какой звук? (глухой). Аналогично с’-с’-с’.
Посмотрите на ленту букв. Отыщите букву С.
Дайте характеристику звуков [с] и [с’]. Д.отвечает. Все внимательно слушают.
Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.
Звук [с’] –cогласный, глухой, мягкий.
·А на улице зима, стужа, холод. Разогреем наши ладошки и пальчики: упражнение «Кулачок-ладошка», «Гранёный карандашик».
·Скопируйте любую букву С, начиная от красной точки. Заштрихуйте по образцу. Оля, какого цвета букву нарисовала? Какой звук оно обозначает? Дай хар-ку этого звука.
·На что похожа буква С? На скрепки, на скобки, на месяц! Конечно! А ещё, когда буква стоит в начале слова, она смотрит на всё своё слово.
·Хорошо ли вы запомнили, как печатается буква С. Зачеркните неправильно написанные буквы С. Посмотрите и сосчитайте, сколько правильных?
·Давайте напечатаем теперь названия птиц, которые мы отыскали в строчках: сова, сорока, синица. Печатайте слова от чёрной точки под синей буквой С. Давайте разделим слова на слоги. Какое правило вы помните? Поставим ударение. Мы знаем приём троекратного повторения слова.
·Что такое слог? Кирпичик, из которого строятся слова. Нам их надо сейчас будет прочитать. Они трудные. В них много согласных. Каждый согласный читайте очень чётко, соблюдая последовательность от 1 до 12. Затем прочитайте слоги в обратной последовательности.
Сну 1
Сло 5
Ству 3
Ста 7
Стви 2
Сан 8
Ска 12
Стро 10
Всти 6
Спи 9
Всто 4
Стра 11
·А сейчас давайте почитаем слова и отыщем мягкие [с’]и твёрдые [с].
Стужа, высокие сугробы, красивые искры, весёлый снеговик.
А теперь скороговорка. Но с ней случилась беда. От лютой стужи слова съёжились и промежутки между ними пропали.
УСонисанкиедутсами.
А в этом предложении от ветерка все слоги в словах перепутались. Помогите словам! Поставьте слоги правильно.
гиреБе нос в тыйлю розмо.
Физкультминутка.
·Давайте немножко отдохнём. Давайте проверим, как работают наши ручки и ножки. Не замёрзли они? Ритмы: II II II I III I I II I II
·Пусть поработают наши ручки и ножки. В ладоши хлопаем только тогда, когда слышим звуки С или С’.
·
Сапоги, зима, позёмка, посылка, кольцо, овёс, Максим, место, узел.
- Вы были очень внимательными. Не было ни одной ошибки.
·А сейчас давайте прочитаем рассказ по цепочке. Только в нашем рассказе не все слова есть. Нам надо догадаться, какие слова пропущены.
…
Перед первым снегом летят к нам _______________ . Люди заметили: появились ________________ - жди снега. Птиц этих можно видеть в саду, в лесу, в парке. Стоят сильные холода. Птицам нечего есть. Школьники делают для них кормушки.
Вот на кормушку сел _______________ . Это очень красивая птица. Грудка у ________________ крас-нень-ка-я. Головка и крылышки чёр-нень-ки-е. Спинка се-рень-ка-я.
Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе?
О каком времени года идёт речь?
Что же это за птица? В её названии есть звук [С].
Можете ли вы представить себе картинку, которая описывается в рассказе? Расскажите нам о ней.
Напечатайте букву С на листочках.
Как можно озаглавить рассказ? Помните: заголовок должен быть кратким и точным. Рассказ назывался СНЕГИРЬ. А можно: Красногрудый гость.
Подведение итога занятия.
Над какой буквой работали? Какие звуки может она обозначать? Что понравилось на занятии?
Встаньте в круг и скажите, что каждый из вас сделал хорошо.