Основной закон мифологического, а затем и фольклорного сюжетосложения заключается в том, что значимость, выраженная в имени персонажа и, следовательно, в его метафорической сущности, развертывается в действие, составляющее мотив; герой делает только то, что семантически сам означает. Божество дерева умирает и воскресает на дереве, божество воды тонет и спасается из воды, божество огня сгорает и возносится из огня, звериное божество борется со зверем и выходит победителем. Но почему оно делает именно это, а не что-нибудь иное? Потому, что персонажем является природа, она же тотем, в борьбе, в сменяющейся неизменности одного и того же, представляемого как жизненный процесс, заключены все состояния и действия первобытного персонажа. Таким образом в мифологическом сюжете (под которым нужно понимать не сюжет мифа, но сюжет, созданный мифотворческим мышлением, т.е. сюжет и персонажа, и вещи, и действия) мотивы не только связаны с персонажем, но являются его действенной формой, сюжет — это не связанная логической последовательностью система многостадиально-оформленных тождеств материального, социального (действующие лица) и действенного характера. Персонификационное мышление играет здесь решающую роль. Каждый образ воплощен; эти воплощения получают развернутые мотивы действий и состояний в обряде и мифе. Пока речь идет о зверином и растительном персонаже и сюжете, западная наука вскрывает его генезис довольно легко, но антропоморфная метафористика принимается, как правило, за реализм. Между тем олицетворенный мотив 'борьбы' — это воин, который может быть богатырем, героем, защитником родины, дерущимся со своим братом, сыном, отцом, врагом, — все равно, мотивы о нем сложатся из тех же разновидностей поединка, подвигов или сражений. Олицетворенный мотив "плавающего" или 'шествующего' солнца выразится в страннике, путнике, мореходе, но также и в спускающемся под землю или поднимающемся ввысь лице (акробате), здесь мотивы дадут путешествия, странствия на чужбине, уходы—приходы. Подобно этому и 'повар' — олицетворенный мотив еды, ' врач' — олицетворенный мотив жизни и т д. И персонаж и сюжет одинаково представляют собой метафоры, и потому они не только связаны друг с другом, но семантически совершенно тождественны, — хотя и являются двумя самостоятельными параллелями оформлений двух различных сторон тотемистического мышления, персонификационной и актуализационной. Но мифологический сюжет — это такой сюжет, в котором весь его состав без исключения семантически тождествен при внешних различиях форм, выражающих это тождество, — то есть в основе анти-причинно-следственный сюжет.
|
На: Мифологические сюжеты в живописи
И завершая свое вторжение в тихую обитель мифологической живописи применением этого своего живописно-мифологического инструмента вербально-визуальных схем , хочу согласиться со следующим утверждением и расширить его понимание:
Нельзя объять необъятное и глаз (а, следовательно, и сознание, и коммуникация) сканирует Целое, сопоставляя и синхронизируя между собой его Части
Если рамки ситуации ограничивают только лицо мощного старца, то мы воспринимаем мудрое озабоченное выражение его глаз, и понимаем что он занят важным и ответственным делом.
Переводя границы рамки вниз на его левую руку , видим как уверенно и крепко, даже нежно, удерживает он крыло Амура, еще недавно баловавшегося со своими стрелами и луком, теперь валяющимися у подножья возвышения, с которого он наблюдал за шалостями своего внучонка ...
И только обнаружив в правой руке предуготовленное орудие смерти начинаем восстанавливать целое и понимаем, и вспоминаем, что перед нами Кронос (Хронос - время), пожирающее соих детей. Создается впечатление, то так все оно и надо... Все так оно и должно быть... В НОРМЕ начало и конец замкнуты... То, что не замкнуто, то не существует... Хвала Кроносу! Это залог развития....
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
Уважаемый Владислав Иванович, благодарю Вас за это «вторжение» такое неожиданнее, необычное, но необыкновенно глубокое и поучительное…
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
А дальше как Вы сами пишете, появляется Герой и ....
"Означает" в двух смыслах в зависимости от того, является ли Я-Герой производителем или объектом чужого действия. Или он пассивно ОЗНАЧАЕТ, или он активно ОЗНАЧИВАЕТ ту область моих отношений, о которой речь шла выше
0. - мы же с Вами согласились и договорились о НАШЕМ, в желтых рамках ситуации этой ТЕМЫ, поэтому НАДО, так НАДО... О чем тут спорить?
1. - но СВОЕ собственное я непререкаемо удерживать ДОЛЖЕН. И кто на эту красную мою территорию коммуникации-сознания вступит, тот мне и моим нормам подчиняться ОБЯЗАН.
2. - а вот то синее, о чем мы с вами, Антонина Александровна не договорились, с тем "не-моим" я обязательно не соглашаться и спорить БУДУ. И конфликтовать... ЧУЖОЕ же... Ну, а там потом посмотрим...
3. - с пришедшей очень вовремя Людмилой Юрьевной у меня-Героя отношения еще не сложились... Я же только знаю, что она из Пскова, - значит, - Друг... Другая... Но мы с ней еще не выяснили наши взгляды на Медузу-Горгону и на роль щита Тезея как зеркала культуры и рефлексии, защищающего от мифов. В том числе, - визуальных... МОГУ так, а МОГУ и иначе с ней отношения строить..
4. - но могут появиться и ИНЫЕ, и так как меня ксенофобии, в отличии от некоторых, нет, то как я сам лично ЗАХОЧУ, так и построю с ними отношения.
5.- ну, и как и Вы я ВЕРЮ, то есть где-то непостижимое Не-СУЩЕЕ.
Вот такой инструмент-различалку я ДЛЯ СЕБЯ тут построил... А Вы как к нему отнесетесь? Потому что я сейчас начну этим живописным мифологическим инструментом пользоваться - ну и размахивать им налево-направо... И головы несогласных ненароком сносить буду... Даже нечаянно...
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
Потрясающе!!! Первое впечатление: да – герой, нет сомнений! Мой герой верит в Не –Сущее, чего хочет, пока мне непонятно, то, что может, нет сомнений!!! Будет… , а может это и мне надо?
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
Ну, раз так, то пора цвета гармонизировать в светописи и решение принимать только относительно ЦЕЛОГО... То, что не замкнуто - того не существуект - оно растворено в Не-СУЩЕМ... У всего есть начало и конец... И мы к нему приближаемся...
А начинается все с переживаний... И возникающих вместе с ними ПОБУЖДЕНИЙ - мотив, стимул, потребность, интерес, желание... Первая реакция всегда - это эмоции и переживания... В математике "алеф-нуль" - это множество мощности континуума. Мощнее не бывает...
Подлинные ОБРАЗЫ чувств оформляются в достоверные ЗНАКИ и СИМВОЛЫ веры языка и речи, из которых появляются Имена и рисуются мифы... Мифы субъективного сознания или ОБЪЕКТЫ сознания материалиста. Да, что там разглагольствовать, - Вы же имеете позитивный опыт внимательного "ползания" по схеме...
С истинного и подлинного Я0 все начинается, - им же все и заканчивается в непостижимом контексте "Не-СУЩЕГО" без Имени - "О-м-м-м-м-..." - более точно не скажешь...
Посмотрите, пожалуйста, внимательнее (может вопросы есть?) - мы же сейчас пользоваться этой схемой "восьмеричного пути" под эгидой Совести пользоваться начнем... Например, для разработки нового содержания образования... Только вот какая штука и загвоздка..
После желания поуправлять ситуацией появляется позиция(и ситуация 5) Демиурга, конструируюшего НОРМЫ власти ("На свете есть всего одно желание, - объясняет Мефистофель Фаусту, - собственность, власть и преобладанье") . Свободный человек со свободой воли и волей (своей или чужой) над своей свободой может сконстрироать (6 и "666") любую сеть диалектов языков пользуясь диалектической логикой и наплевав на фиолетовую Совесть (7) вследствие черного самоопределения (8). Соответствующий цвет этому - коричневый - цвет фашизма. Скажите, как мифологи-живописцы, почему коричневого цвета нет в спектре радуги?
И, если можно, - что же такого произошло со Странником в его путешствиях в приложенном файле текста, если он снова вернулся на круг Сантары? Что за орел клевал печень Прометея и за что?
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
Так и представляю реакцию некоторых возмущенных читателей, - "не нужно нам абстрактных теоретических рассуждений, - нам работать в школе надо, а не разглагольствовать!!!" Что ж, - пилите, Шура, пилите... Еще Маркс писал, что не решив общих вопросов будем постоянно сталкиваться с ними при попытках решения частных.
А что до школьной практики, то она на мой взгляд, связана с проблемами сетевого социального со-проектирования (СССП) под эгидой Совести как нового содержания образования. Посмотрите, пожалуйста, приложенный файл.
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
Если какой-то инструмент создан , то при пользовании он в руке трястись не должен и сомнений не вызывать. Идея должна быть непреодолимой силы... А я так и слышу голос еще одного читателя - "Мало ли там что-то у кого-то? "Восьмеричный путь дао", понимаешь... А я-то сам тут причем?"
Ладно... Тогда будьте так любезны, ответьте самим или попросите кого-то три раза МОЛЧА ткнуть пальцем в окружающее его пространтво и ответить жестом на вопрос, где для него находится прошлое, а где настоящее и будущее. Результаты дотточно большого количества экспериментов покажут следующее:
Ø – переживание ЗНАКОВ-СИМВОЛОВ при нахождении внутри проблемной "серой" ситуации "ежика в тумане" мульфильма Юрия Норштейна - "Ой, лошадь...", "Ай, сова..." Проявление эмоций...
0 - выбор вообще не востребован. И Я, и тот, и се, с кем я обсуждаю принятие решения (НАШ человек ) находимся в общем согласии с социальным мифом, который нами незаметно овладел, так как мы оба и все погружены в социокультурную НОРМУ, «просаливаясь» ею как огурцы в рассоле… Рыбы воды не видят...
1 - выбор один единственный и непреодолимый по каким-то причинам. Так встраивается вертикаль власти. Хоть в государстве и бизнесе, хоть в школе с авторитарным педагогом, хоть в семье, когда жена требует от мужа – «стань таким, как я хочу!». Потому что я - то для её Я это - СВОЙ (мой муж = моя собственность).
НОРМА в этой ситуации передается из сознания начальника в сознание СВОЕГО подчиненного напрямую. Возможно, через нормативно-правовые акты.
2 - это альтернативный выбор...ИЛИ-ИЛИ.. «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» . Конфликт по поводу ПРЕДМЕТА собственности. Логика «исключенного третьего» в дополнении предыдущих логик «исключенного второго» (1) и «исключенного первого» (0 - здравый смысл)
Чья НОРМА победит СВОЯ или ЧУЖАЯ, тот и прав. Или происходит возвращение в предыдущие ситуации... Рекурсия..
3 - логика включенного третьего, четвертого, пятого... многоальтернативный выбор из конечного множества. НОРМА не априорная, а - апостериорная, становящаяся (образовывающаяся) в процессе КОММУНИКАЦИИ. ДА-НЕТ, ВОЗМОЖНО... Идет кооперативное взаимодействие моего Я и ДРУГОГО (который может и ЧУЖИМ, и НАШИМ потом оказаться)
4 - бесконечнозначная логика свободного выбора, - все возможно... и шизофреническое (другого творчества не бывает :=) творчество и НОРМОТВОРЧЕСТВО… Все творцы относительно любого Не-Я - ИНЫЕ...
5 - наконец, замыканием контуром НОРМЫ все предыдущих ситуаций одновременно, "зазоранивание" и удержание их в памяти, но пользование новой социокультурной ( или пока не очень культурной, - время покажет, и если что сотрет) НОРМОЙ.
НОРМА замыкает ЦЕЛОЕ.... А то, разве смеси невозможны сознании у свободного человека? Кляк сознания и диалекты диалектической логики, породившей нынешний хаос - сколько хотите...
Однако в естественно-натуральной биологии с помощью селекции можно получать гибриды только родственных организмов, т.е. скрещивать картофель разных сортов можно, а получать, например, гибриды картофеля с яблоком или помидора с рыбой нельзя. В природе, за редким исключением, не происходит скрещивания между разными видами и, тем более, классами растений или животных.
Если все-таки такое скрещивание произошло, то потомство бесплодно, как, например, мул (или лошак) от скрещивания лошади с ослом, или потомство от скрещивания тигрицы и льва, тетерева и глухаря и так далее. Бесплодными являются и большинство трансгенных организмов.
С другой стороны - есть кишечно-полостные, размножающиеся обоими способами (например, - гидры), и есть в природе "партеногенез" и "педогенез" (как вам это нравится?) , а так же - эксперименты над кроликами Б.Л.Астаурова. Кем быть при генной модификации мышления - остаться собой или стать ментальной "гидрой" или "кроликом" - это вопрос самоопределения и ментальной ориентации? Ровно как и сексуальной... Так что вам самим решать складывать картинку в прямую перспективу или в обратную... Где точка схода? Где причина, а где следствие? Я или Не-Я? Самоопределяйтесь....
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
Самоопределяйтесь....
Жестко! У человека всегда есть выбор, главное, чтобы он был сделан по совести...
Владислав Иванович, а как можно человека в его душой, эмоциями, взлетами и падениями, увлечениями и слабостями загнать в жесткие схемы? И зачем?
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
Ответ на первый вопрос - НИКАК! Никак извне ни в какие НОРМЫ человека никто и никогда загнать не сможет... Не превратив его в бессмысленного зомби и быдло... Никто, кроме него самого... ЗАЧЕМ?
Ответ на второй вопрос - иначе взрыв информационного могообразия, при котоом объяем информации возрастает вдвое уже за два года и взмывает круче экспоненты, превратится новый всемирный потоп. Перестать множить число сущностей сверх меры может приказать себе остановиться только сам человек . Человек с Совестью... Сначала сказать себе, что он совсем не "мера всех вещей", и что сегодня "человек это уже не звучит гордо", а что он есть сопливый мальчуган в коротких штанишках с помочами крест накрест, в руки которого случайно попал коробок спичек андронного коллайдера, например... Придется отказаться от неуемных и неумных амбиций " антропного принципа". Иначе Вселенная ему по попе нахлопает... Больно... Возможно,- насмерть...
МЫ - РАЗНЫЕ.... Но сходство в том, что все мы - живые и чувствующие люди с восемью органами чувств поставляющими нам по восьми каналам информацию из внешнего непознанного, но познаваемого мира голографически самоподобной Вселенной. Но вот управлять "он-лайн" с обратной связью (линейной или нелинейной,- это потом) из этих восьми органов чувств, мы можем только ТРЕМЯ НЕРЯДОПОЛОЖЕННЫМИ каналами информации - "говорить-слышать", "рисовать-видеть", "перемещать" (-ться ) и ощущать это".
В нынешней катастрофе информационного взрыва четвертый управляемый канал (а с ним и третья сигнальная система) может может возникнуть, если я эти СЧИТАННЫЕ варианты ВЫБОРА от себя отчуждю:=)) в схемах МОЕЙ коммуникации-сознания, и отстраненно глядя на них, начну сам себя ИЗМЕНЯТЬ.
Это равносильно появлению когда-то наскальной живописи пещерного человека, породившей всю существующую ныне человеческую культуру. А "рисоватор" ВИР сродни тому хромому художнику, к которому подошел о костра центра пещеры вождь племени и глядя на изображенную сцену охоты, стукнул себя здоровенным кулачищем по лбу и воскликнул, - так вот почему мы не забили тогда на охоте мамонта, - я неправильно расставил охотников...
Тогда и так и возник очередной исторический отчужденный инструмент познания, позволивший нашему пращуру-кроманьенцу обойти в конкурентной борьбе борьбе за экологическую цивилизационную нишу другие виды человекоподобных, в том числе, - более физически совершенного неандертальца. Тогда возникло управление и современная культура.
И возникли они из милосердия к хромым, раненным, престарелым, болеющим... У тех свободное время для создания вербального языка и визуальной живописи появилось из Милосердия и Совести. Но тогда это было отчужденное описание внешнего мира. Теперь ВИР начинает писать-рисовать то же самое про отчужденный мир внутренний...
И я в это искреннее верю... Как и в то, что СИМВОЛ веры сегодня тоже сетево представлен в силу расщепления общественного сознания "пятью пальчиками" неумолимой руки мышления... Но, от чего заболел, - тем и лечись - собирай свое необузданное многообразие в кулак НОРМЫ. Сначала НОРМЫ для себя... Потом на двоих, на троих... И так далее по аксиомам Пеано теоретической арифметики...
Ну, и что? Это же МОЯ ЛИЧНАЯ вера, которую я никому не навязываю, но публично демонстрирую в поисках возможных единомышленников-партнеров, так же как и я, заинтересованных в поисках иного ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО содержания образования, основанного на социальном проектировании САМОГО СЕБЯ под эгидой Совести... А уж потом и следующий Совесть подскажет.. Не ранее. Бодливой корове Бог рогов не дает. Чтобы быть адекватным сложному совремнному миру, нужно самому быть не менее сложным... От ТРИАДЫ - к ТЕТРАДЕ
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
Про ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ содержание образования, которое основано на социальном проектировании САМОГО СЕБЯ под эгидой Совести... Это просто замечательно!
Но тогда еще вопрос, если позволите: удается ли Вам находить единомышленников-партнеров? Вам такому сложному среди не очень сложных людей (их все-таки большинство, как ни грустно...).
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
.
Ясно как пять пальцев: где-то вместе, где-то порознь, где-то противореча друг другу, а где-то просто не замечая этого. . Но никогда не преодолеем ни одну проблему, если будем мыслить точно так же как те, кто ее создал. ДОЛЖНОЕ не выводится из СУЩЕГО
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
Спасибо, очень интересно, но главное(!!!) - верят Вам большинство, значит уже единомышленники.
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
Мне-то самому, Антонина Александровна не ВЕРА нужна (она всегда с человеком связана), а логика (ЛОГОС как набор логик), который гарантирует, что идея непреодолимой силы раньше или позже, независимо от отдельного человека овладеет умами и будет неизбежно реализована.
Ели бы меня кто-то спросил, как связано все то, что я уже написал с сетевым социальным со-проектированием СССП, то, пропуская несколько логически выверенных шагов об эволюции зеркал сознания-коммуникации, об элементарных ментальных операциях, о связи многоуровнего сознания "восьмеричного пути" и вопросительных слов естественного языка (вопросах Ласуэллла) , я бы показал два симметричных конкурса (локус и фокус) сознания-коммуникации , описывающих всю совокупность компетенций (то есть полную "компетентность" как результат образования, - "образованность")
А потом бы перешел к частному случаю - к тому как обнаружить и устранить ПРОБЛЕМУ за счет социального проектирования "заплатки" а разрыв целостности - новой социокультурной НОРМЫ. стягивающей рамки прошлого, настоящего и будущего. Мы эту работу выполнили по заданию Грефа при реинжиниринге Минэкономразвития РФ в 2004-м году.
Пока учителя сегодня вовсю наслаждаются лицезрением действительно целостных и красивых живописных мифов древности, нынешние "титаны" и "кентавры" давно освоили технологии мифодизайна и вовсю насаждают через СМИ, ТВ и Интернет в выученной беспомощности сознания выпускников школы (а учителя те же ее выпускники) любых выгодных им мифов - от сериала "Школы" до ЕГЭ, НСОТ, закона о всеобуче или закона об автономизации бюджетных учреждений... Покруче Медузы Горгоны будет... А вот зеркало щита Тезея в виде рефлексии пылится в темных закоулках общественного сознания, задвинутое туда самой школой.
Поэтому каждому приходится начинать с себя самого и только на себя и рассчитывать.
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
Ладно.... Это в сторону.... На этом ОБЩЕГО не построишь... А мы же с Вами, Антонина Александровна, мы же про построение общих мифов и их рисование-поименование начинали говорить... Продолжим?
Сознание всегда плоское ... Это же светопись, а фотоны в своем полете неуловимы. Если вглядеться нам снова в свое сознание даже в одиночку, то там взгляд может "цепляться" за восемь "меток-крестиков". Как они Ø , 0, 1... у Вас называются? Что это за область, линия или точка? Потом и я скажу...
А потом....
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
Мы знаем, что стержнем сознания, способом его существования является знание.
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
Владислав Иванович, внимательно прочитала все! Не могу сказать, что меня это поразило. Мы живем в одном мире, поэтому проблемы, которые волнуют Вас, не чужды и другим людям. Признаюсь, мне близки Ваши идеи, Ваша тревога, высказываемая столь экстравагантным образом, думаю, и аллегории Ваши мне понятны…
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его, лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь, и живешь.
Ф. Тютчев
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
Спасибо, Антонина Александровна! Вы не ответили про причину несчастья хождения по кругу с ногой, прибитой к полу, Странника, а именно в этом на мой взгляд, как автора притчи-сказки лежит ответ на Ваши вопросы...
«Что делать?» - вопрос вечный, не знаю, кто может на него ответить в Сущем мире. Это так же, как искать ответ на вопрос «почему коричневого цвета нет в спектре радуги?», когда его нет в природе!
Странник - бессовестный! Железная логика "восьмеричного пути", основанная на топологии пространства и количестве ЗНАКОВ, недостаточна, чтобы услышать голос Совести. Существуют ТРИ способа кодирования сигнала при трансляции информации - метрически-амплитудный; частотный, основанный на резонансе чувств и фазовый (сейчас говорят - "цифровой"). ЦЕЛОЕ воспринимается через их синхронизацию...(помните Вы говорили о трехмерном пространстве?) Точные ЗНАКИ Науки , чувственные ОБРАЗЫ Искусства, СИМВОЛЫ религии и Вера, воплощенные в Имени, множащемся во всегда лгущих или обманывающих словах... НОРМА должна быть НОРМА самоопределения.
Тогда и ВЫБОР в СЕТИ совсем не такой как в логичнском каажрате Аристотеля или в заманивающей в катастрофу диалектической логике Гегеля., культивирующей дилекты "вавилонской башни". Про возможные модальности логики "пяти пальчиков" как РЕАЛЬНОЙ части "восьмеричного пути" - от чувств до Совести я выше рассказал
Но есть сложившаяся тысячелетиями символика цвета БЕЗ ВЫБОРА
, зафиксированная в мифологии цвкта
"прозрачный" - бог и Совесть, дух (Не-СУЩЕЕ)
"черный" - самоопределение.
"красный" -земля
"желтый" - огонь
"синий" - вода
красный + желтый = оранжевый. земля + огонь (энергия) = мир вещей (техносфера)
"синий" + "желтый" = "зеленый" вода + огонь (свет, энергия) = растения (природа)
"синий" + "красный" = "фиолетовый" вода + земля = человек (человек из глины сотворен)
"синий" + "белый" = "голубой" вода + дух = воздух
"белый" + "черный" = "серый" дух + совесть = душа
"красный"+"желтый"+"синий" = "коричневый" - искусство, искус, искушение, проектирование (поэтому его в природной натуральной радуге нет и без Совести проектирование ведет к разрушению.
Выбрана обратная перспектива... Двенадцать цветов как и тональностей в музыке.
"Просто сегодня каждый охотник желает знать где сидит фазан который будет честен"
Прозрачный - "ничто", а серый "нечто" "Не-серый" - это или "белый" или "черный" . Захоранивая её и замещаем другой тройкой - желтый, синий, красный. Вспоминаем белый и получаем попарные наложения остальных цветов и коричневый как тройку.
Можно учитывать в управлении настоящим (про проектировании будущего потом)
Ø. Серый - телесные ощущения, которыми не поуправляеь
0. Красный - выбор в мифе обывателем невостребован
1.Оранжевый - выбора на работе для должности специалиста предопределен
2. Желтый - выбор при конфликте развития профессионала альтернативен
3. Зеленый - выбор многозначен и возможен
4. Голубой - выборов столько необозримо много, что можно не колеблясь добавить свою творческую шизофреническую фантазию
5. Синий - выбор невообразим (для этого необходимо перестать быть управленцем и о ценностях начать рассуждать. А им сегодня некогда...)
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
Мифологические сюжеты в живописи
Openclass-ники, а, может, всё же про мифы в живописи?
Елена, Парис, Геракл, Прометей, и т.д.
Я уж не говорю о Горгонушке!!!
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Мифологические сюжеты в живописи
Пацифик - символ мира.
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
На: Мифологические сюжеты в живописи
А я так понял, - "Люблю водить машину"
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
Да, интересный вывод, Владислав Иванович! Вероятно, Вы страстный водитель !
А я бы сказала: "Люблю весь МИР"!!!
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
Значит ли это, что Вы мир на ТРИ части делите?
А вот с этим полностью и безоговорочно согласен:
А можно тогда, я Вас поспрашиваю, Антонина Александровна? Как аналитик, бесжалостно скальпелем вскрывающий конскрвню банку мифа... Миф - это колыбель человечества, но нельзя же всю жизнь прожить в колыбели?
1) Какие типы сюжетосложения Вы выделяете кроме мифологического и почему?
2)В чем еще может выражаться значимость сущности (смысл) кроме имени?
3) Что может еще побуждать активные действия кроме мотива?
Не сочтите это за экзамен, - это попытка прорваться к взаимопонимаю в мировидении. Для меня очень важная.
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
О-о-о, Владислав Иванович!!! Чтобы ответить на Ваши вопросы, надо написать целый трактат.
Да, в колыбели всю жизнь прожить нельзя, после нее мы попадаем в мир реальный и очень сложный, а здесь множество сюжетов и сюжетных линий. Не буду же я Вам перечислять все типы сюжетосложения начиная от автобиографического до хроникального (или ступенчатое построение, параллелизм, обрамление, нанизывание и т.д.). Об этом в книжках можно почитать и в Интернет, а то и правда экзамен получается.
На счет сущности и смысла - тоже вопрос философский. «Сущность как сущность не существует вне атрибутов, ее составляющих. Сущность, следовательно, различается в атрибутах, в которых она существует…».
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
«Сущность как сущность не существует вне атрибутов, ее составляющих. Сущность, следовательно, различается в атрибутах, в которых она существует…».
Замечательно, Антонина Александровна, мне это близко и понятно...
К главрачу одного из самых шикарных пансионатов в швейцарских Альпах приходит отдыхающий и жалуется на то, то не может дышать горным воздухом.
- Как, - удивляется доктор, - у нас самый чистый и прозрачный воздух в мире.
- В том-то и дело, - поясняет пациент, - я привык видеть, чем я дышу!
Я привык видеть то, что я пишу... что говорю, что думаю... Это позволяет избегнуть сумасшедшего многообразия, о котором Вы пишете , а Интернет всегда под рукой - все найдется И форма содержанием наполнится.
Но я - логик (как без этого физику-теоретику по первому образованию?) Поэтому понимю, что если есть СУЩЕЕ , то должно существовать и Не-СУЩЕЕ, с ним не совпадающиее и его "несущее" .
Построим наш, мы новый миф на двоих? Не против? Есть мотив?
Что такое это Не-СУЩЕЕ и каковы его характеристики? Только учтите, что ответов, тем более "правильных", я не знаю... Как договоримся,- так и будет.
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
Владислав Иванович, Вы упоминали про трехмерность мира, имея в виду, очевидно, понятия навь, явь и правь, как базовые понятия славянской Ведической веры (мифологии).
Из школьного, да и университетского курса математики или физики, мы знаем, что наше пространство трехмерно, если не вводить понятия времени. В классической механике Ньютона pассматpивается Евклидово пpостpанство с тремя координатами x, y, z; пpостpанство, время и материя независимы дpyг от дpyга.
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
Ох, как здорово, Антонина Александровна! Давайте вот туда направление и держать будем...Только потерпите пока чуток... И цвета, всегда попарно негармоничны (если не дополнительные) пусть ПОКА Вам глаз не режут... С Имен начнем... Ведь именно на Именах мифы строятся. Суть "быть" - есть Имя иметь.
Мы - разные и у каждого из нас с Вами есть свое СУЩЕЕ. Я называю свое СУЩЕЕ - МОЕ. Да и Вы, наверное , про свое точно так же? Но, если я - красный, а Вы - синяя, то есть же общее (НАШЕ? если Вы не возражаете?), в котором мы описываем СУЩЕЕ одинаково. Ну, а есть неописываемое рационально Не-СУЩЕЕ, которое я и называть побаиваюсь...
А вот как мы с Вами, договорившись, будем называть Не-СВОЕ, го СУЩЕЕ. Для меня это часть синего круга, а для Вас, наоборот, - это оставшаяся часть красного, то есть мое-СВОЕ.
0. НАШЕ
1. СВОЕ (мое)
2. ... ?
Потом еще один шаг и вперед, - к страрославянской ведической мифологии.
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
Это ужасно! Столько времени потратил, чтобы ответить подробно Антонине Александровне и Людмиле Юрьевне... Нажал сослепу чего-то не то... и все пропало... До слез обидно... Никакого мотива всю полуторачасовую работу заново начинать нет..
Могу только схему про РАМКИ привести...
И без объяснения итог и вывод... Обиделся на сайт и ушел...
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в живописи
Надеюсь, Вы обиделись только на сайт?
С уважением, Антонина Александровна
Мифологические сюжеты в жизни
Антонина Александровна, я точно так же как и Вы люблю мифы и считаю их основой культуры. И социокультры... И общественного сознания... Как возникают (создаются) мифы?
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Мифологические сюжеты в жизни
О чем этот современный миф?
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
Мифологические сюжеты в живописи
Хендрик ван Бален (антверпенский живописец). Суд Париса. 1599
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Мифологические сюжеты в живописи
Никлаус Мануэль. Суд Париса. Ок. 1520 Картина находится в Художественном музее в Базеле.
Никлаус Мануэль - самый значимый представитель Ренессанса в Швейцарии.
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Мифологические сюжеты в живописи
Джироламо ди Бенвенуто. Суд Париса. Ок. 1500 года.
Картина находится в Лувре. Она круглая по форме (тондо).
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Мифологические сюжеты в живописи
Якоб Йорданс «Выбор Париса»
Картина фламандского живописца Якоба Йорданса «Выбор Париса». Размер картины 96 x 118 см, холст, масло. Собственно, это полотно раннего периода творчества художника известно под другим классическим названием «Суд Париса».
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Мифологические сюжеты в живописи
Суд Париса. Лукас Кранах - старший.
Картины на античные сюжеты. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков.
Известным итальянским искусствоведом Федерико Дзери об этой картине написана книга "Кранах. Суд Париса" . В электронном варианте я её не нашла, но многие книжные интернет - магазины предлагают купить эту книгу.
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Мифологические сюжеты в живописи
Питер Пауль Рубенс "Суд Париса".
Картина находится в Мадриде в Прадо.
Направление - барокко
Картина Рубенса "Суд Париса" может считаться эталоном живописи барокко.
Перед богинями сидит на камне Парис в пастушеской одежде. Рядом с ним - пытающийся помочь ему сделать выбор Гермес (или Меркурий) со своим, обвитым змеей, жезлом. Парис, в раздумье протягивающий яблоко, явно не знает, которая из богинь более его достойна. Кажется, что ничто не может возмутить покой этого уравновешенного, разумного мира. Вот только в небе над головами богинь можно различить силуэт богини раздора, желающей посеять смуту...
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
На: Мифологические сюжеты в живописи
Лукас Кранах - старший ("Венера и амур")
На: Мифологические сюжеты в живописи
Лукас Кранах - старший ("Аполлон и Диана")
На: Мифологические сюжеты в живописи
Лукас Кранах - старший ("Лежащая нимфа источника")
На: Мифологические сюжеты в живописи
Франс Флорис ("Аполлон и пан")
Состязание Пана с Аполлоном. Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, неясно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон, замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, yдалился в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.
Мифологические сюжеты в живописи
Суд Париса - известный сюжет греческой мифологии. Этот сюжет пользовался популярностью в живописи и пластике (Л. Кранах Старший, Джорджоне, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Ватто, О. Ренуар, П. Гоген, Джулио Романо и др.).
Уильям Блейк "Суд Париса". 1811
Акварель. 38,5 х 46
Британский музей, Лондон
Направление - романтизм
Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что ее не пригласили на свадебный пир Пелея, решила отомстить богам и тихонько подбросила на стол золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, богиней любви Афродитой и воительницей Афиной — возник спор: кому по праву принадлежит золотое яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьей. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трех богинь. Смутился Парис и не мог решить, которая из богинь прекраснейшая. Тогда каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Парис отдал яблоко Афродите, которая пообещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин — Елену, дочь Зевса и Леды. Впоследствии Афродита помогла Парису похитить Елену, которая была женой Менелая, царя Спарты, что и явилось причиной похода греков против Трои.
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Мифологические сюжеты в живописи
Афина и единорог. Моро Гюстав (Moreau Gustave).
Направление - символизм.
Данные образы, возможно, символизируют целомудрие. Афина - дева и единорог - мифическое существо, символизирующее целомудрие.
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Мифологические сюжеты в живописи
Многие художники писали картины на мифологический сюжет о Пане и нимфе Сиринге.
Никола Пуссен "Пан и Сиринга".
Холст, масло. 106 x 82
Картинная галерея, Дрезден
Стиль, направление - классицизм.
Полюбил Пан прекрасную нимфу Сирингу. Но гордая нимфа отвергла его любовь. Однажды Пан увидел Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь нимфе пересекла река. Куда бежать? Простерла Сиринга руки к реке и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал Пан несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель. В память нимфы назвал Пан свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.
Якоб Йорданс "Пан и Сиринга".
Около 1625 Холст, масло.
Музей старинного искусства, Брюссель
Стиль, направление - барокко
Франсуа Буше "Пан и Сиринга"
Размер картины 80 x 110 см, холст, масло.
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Мифологические сюжеты в живописи
Пан. М.А. Врубель
1899г, холст, масло, 124х106
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»).
Пан - персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел», и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир».
Пан написан на фоне типично русского пейзажа — поля, чарующего своей неброской красотой, речушки и берез, словно уснувших в ночной тишине. Сам бог в этом контексте как будто вырастает у нас на глазах из замшелого пня.
Свирель перекочевала в эту работу из греческой мифологии. Согласно мифам, она является постоянным атрибутом Пана—он выступает судьей в пастушеских состязаниях в игре на свирели.
Лицо Пана обладает какой-то странной притягательностью. Особенно поражают его бездонные голубые глаза, светящиеся из глазниц.
Полурог луны заполняет пространство картины фантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества.
"Свирель"
Апполон Майков
Вот тростник сухой и звонкой...
Добрый Пан! перевяжи
Осторожно нитью тонкой
И в свирель его сложи!
Поделись со мной искусством
Трели в ней перебирать,
Оживлять их мыслью, чувством,
Понижать и повышать,
Чтоб мне в зной полдня златого
Рощи, горы усыпить
И из волн ручья лесного
В грот наяду приманить.
Пан (Фавн) - бог лесов, полей, стад. Сын Гермеса и нимфы Дриопы. Родился с рогами, бородой, хвостом и козлиными копытами, весь в волосах. Увидев ребёнка, мать ужаснулась и бросила его, а Гермес отнес Пана на Олимп. Боги умилились мальчиком и назвали его Паном (т.е. "понравившийся всем"). Пан входил в свиту Диониса, веселился, бродил по лесам и горам, играл на изобретённой им свирели, страстно влюблялся и преследовал нимф.
Пан вызвал Аполлона состязаться в игре на свирели. Мидас присудил победу Пану и был наказан за это разгневанным Аполлоном: у него выросли ослиные уши.
Как божество стихийных сил Пан мог нагонять на людей сильный, без явных причин, страх (т.е. панический страх).
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Мифологические сюжеты в живописи
Лаокоон, Эль Греко. 1604-1614, Собрание де Орлеан Санлукар, Кадис
Лаокоон - жрец Аполлона в Трое. Возражал и старался помешать троянцам втащить в город, оставленного ахейцами деревянного коня, так как предвидел таящуюся в нём опасность. "Боюсь данайцев, дары приносящих!"- воскликнул Лаокоон. Боги наслали по морю двух огромных змей, которые задушили его вместе с двумя сыновьями Антифантом и Фимбреем.
Софокл написал трагедию «Лаокоонт». Родосские ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор создали знаменитую группу "Лаокоон". Сейчас эта работа находится в Ватикане в музее Пия - Климента.
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
На: Мифологические сюжеты в живописи
Марс и Венера
БОТТИЧЕ́ЛЛИ Сандро
Еще одну картину из мифологической «серии» Боттичелли — «Марса и Венеру» (Лондон, Национальная галерея) — возможно, заказало художнику семейство Веспуччи, близкое Медичи, пoскольку на самом краю справа видны несколько ос («vespa» по-итальянски — оса, она — геральдический символ семейства). Сюжет торжества любви часто обыгрывался в искусстве, и подобные картины часто дарили по случаю обручения. Пока Марс отдыхает, маленькие сатиры играют с его оружием и доспехами,— теперь оно совершенно безопасно. Возможно, и эта картина украшала изголовье брачного ложа или украшала стенку свадебного кассоне. В картине можно усмотреть и аллегорию: Венера (гуманистическая мысль) благотворно действует на распри и безудержную стихию, усмиряя грубую природу (Марс). Помимо того, в соответствии с гуманистическими воззрениями, от союза Венеры и Марса — любви и борьбы — рождается Гармония.
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
Весна
БОТТИЧЕ́ЛЛИ Сандро
Точный замысел «Весны» (около 1482) Боттичелли всегда был предметом для бесконечного числа гипотез, хотя действующие лица здесь вполне опознаваемы: справа — Зефир (теплый западный ветер) преследует нимфу, богиня цветов Флора разбрасывает цветы по всей земле; слева три Грации, сплетя руки, начинают танец; Меркурий своим крылатым жезлом разгоняет облака; в центре картины — Венера и Купидон наблюдают за происходящим. Тонкий символический подтекст в картине отчасти прочитывается: здесь вновь встречаются апельсиновые деревья на фоне (символ брака), Флора — образ цветения и плодоношения природы, Меркурий — бог одноименной планеты, видной на небе в весенние месяцы, Грации — нимфы гармонии, красоты, женских добродетелей, Венера — подлинная царица мира, закон которого сама любовь (стрелы любви мечет Купидон).
Возможно, картину следует интерпретировать в свете неоплатонической философии. В этом ключе Венеру можно рассматривать как олицетворение гуманистической мысли, которая отличает любовь чувственную (Зефир, настойчиво преследующий нимфу) от духовной, представленной Грациями и Меркурием.
С уважением, Антонина Александровна
На: Мифологические сюжеты в живописи
Рождение Венеры
БОТТИЧЕ́ЛЛИ (Botticelli) Сандро (наст. Алессандро Филипепи, Filipepi) (1445-1510), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения
Прекрасная, как древнегреческое мраморное изваяние и с ликом Мадонны, Венера кисти Боттичелли — символ идеальной и одухотворенной красоты. Она вышла из моря и ее на большой раковине несет к берегу дуновение Зефира и Хлои, в то время как Ора, олицетворение весны, приближается к ней, чтобы окутать покровом, расшитым цветами. Как отмечалось некоторыми исследователями, соотношение поз и жестов богини и Оры отсылает нас к иконографии крещения Христа Иоанном Крестителем и придает мифологическому сюжету символическое значение. Таким образом, Боттичелли показывает, что он близко знаком с культурной средой своей эпохи и, в частности, c неоплатонизмом, видевшим в античных мифах предвозвестие идей христианства. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы. Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Дж. Боккаччо «Настаджо дельи Онести» (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.
С одной рукой, чуть прикрывающей грудь, и другой — на лоне, поза Венеры напоминает античную статую Венеры Пудики (с лат.— скромная, целомудренная, стыдливая), которая также известна, как статуя Венеры Медичи (Медицейской), так как происходит из собрания Медичи. Белое платье Оры — нимфы, олицетворяющей здесь весну, пору цветения и обновления,— покрыто живыми и украшено шитыми лилиями, с поясом из роз, как у Флоры в «Весне»; на шее у нее гирлянда из мирта, посвященного Венере символа вечной любви. Справа на картине — апельсиновые деревья в цвету (апельсин — символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). На картине еще один атрибут Венеры — бледно-розовые цветы, которые летят по ветру: согласно мифу, белые розы окрасились в красный цвет каплями крови богини, поранившей ноги во время поисков своего погибшего возлюбленного Адониса.
Хотя картина и называется традиционно «Рождение Венеры», самого рождения она не показывает. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской, образовавшейся от падения в море отсеченного Зевсом детородного органа Урана. Скорее всего, Боттичелли вдохновлялся здесь современной ему поэмой А. Полициано «Cтанцы на турнир», в которой говорится, что Венера приплыла к берегу на большой раковине.
С уважением, Антонина Александровна