Место работы:
МОУ СОШ №3 (г. Петушки) Владимирской области
Специфика медиапроекта по литературе
Педагогическая сущность профилизации старшей школы заключается в расширении свободы выбора и индивидуализации обучения.
А. Пинский
Современный образовательный процесс немыслим без внедрения компьютерных технологий обучения. Необходимость осуществления инновационного подхода к процессу обучения обусловила возможность внедрения новой формы итоговой аттестации в виде защиты медиапроекта по литературе.
Как известно, медиа-коммуникативные средства в виде символа, изображения, речи, оттиска, фильма, радио, TV , магнитофонной записи, пластинки и пр., используемые для передачи информации. По мнению Президента Канадской Ассоциации медиаобразования Кристофера Ворснопа, медиа необходимо изучать не только для того, чтобы дать школьникам знания по предмету, но и потому, что медиа сегодня – наша окружающая среда, которую неразумно игнорировать.
Кристофер Ворсноп сформулировал принципы создания медиаурока, которые, на наш взгляд, могут служить и принципами создания медиапроекта, поскольку мы имеем дело с медиаматериалом:
• медиаматериал – это средство достижения поставленной образовательной цели;
• медиаматериал содержит только достоверную информацию;
• медиаматериал ориентирован на определённую социальную группу (в нашем случае – на учеников определённого возраста);
• медиаматериал ориентирован на соответствие эстетическим нормам;
• медиаматериал не противоречит идеологическим и ценностным критериям.
Приоритетной целью медиапроекта является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде, формирование целостного мировоззрения, понятия о единстве научного пространства.
Мультимедийная технология, обеспечивая комбинированное воздействие на ребёнка через зрение, слух, моторику, через интеллектуальную работу с текстом, побуждает школьника к активной деятельности.
Мультимедиапроект способствует развитию творческой инициативы школьника, создаёт мотив к разработке новой области знаний, углублению в структуру избранного для анализа текста, выявляет степень сформированности общеучебных (надпредметных) умений. Полученные знания усваиваются более глубоко и прочно, легче восстанавливаются для применения на практике.
Создание медиапроекта позволяет учителю решать не только образовательные задачи по предмету, но и способствует формированию у школьников компонентов информационной культуры, что соответствует основным направлениям «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и « Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» в условиях общеобразовательной школы. Набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и других сферах – это основной результат образования на современном этапе. Для достижения этого результата необходимо решение конкретных задач средствами предмета, среди которых приоритетными, на наш взгляд, являются следующие:
• развитие у учащихся способности самостоятельно добывать необходимые им знания и формировать нужные им навыки, знакомить их с различными способами и технологиями получения информации;
• увеличение времени на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательскую работу);
• оптимизация процесса обучения на основе базовой подготовки учеников по основным направлениям применения ИКТ.
Медиапроект как результат деятельности ученика на определённом этапе овладения предметным материалом позволяет решить поставленные задачи и осуществить компетентностный подход к процессу обучения. Медиапроект как форма итоговой аттестации выпускника выявляет сформированность его ключевых компетенций средствами литературы. Защита медиапроекта имеет общие черты с защитой реферата, но отличается от этой формы итоговой аттестации в силу определённой специфики.
Как и реферат, медиапроект предполагает организацию научно-исследовательской деятельности учащихся на основе выбранной ими темы, глубокое изучение определённой проблемы, адекватной школьному уровню по объёму и степени научности. Выбор данной формы итоговой аттестации позволяет ученику проявить личностную позицию и продемонстрировать собственную зрелость суждений. Такой подход повышает роль проектно-исследовательской деятельности в осуществлении процесса профилизации в старшей школе.
Этапы работы над медиапроектом совпадают с известными этапами работы над рефератом. Ученик продумывает последовательность операций, формы и способы подачи информации на экран, создаёт связный, логичный, «концентрированный» текст, отражающий проблему, выстраивает адекватный визуальный ряд. Учитель при необходимости помогает ребёнку на всех этапах работы: консультирует, организует, координирует познавательную деятельность, становясь участником субъект-субъектных отношений в процессе обучения.
Основные требования к медиапроекту:
• в названии проекта должны быть определены чёткие рамки проблемы (темы), которые не должны быть широкими или узкими;
• медиапроект должен содержать необходимый и достаточный материал, отобранный учеником для рассмотрения проблемы;
• оптимальный объём – 20-30 слайдов (в зависимости от темы проекта);
• среди источников (библиография в реферате) должны быть указаны и электронные материалы.
Необходимо приучать школьников делать ссылки на использованные материалы с целью соблюдения этических норм, обязательных при создании научно-исследовательской работы.
В работе над медиапроектом могут быть использованы различные типы средств:
• материалы на бумажных носителях (тексты, схемы, рисунки, иллюстрации и т. д.);
• Интернет (поиск информации на образовательных или тематических сайтах);
• CD -диски;
• программное обеспечение WINDOWS (дает возможность дополнить медиапроект иллюстрациями, графикой, анимацией, цветом, звуком);
• PowerPoint (программа для создания презентаций).
Медиапроект должен быть сдан для рецензирования научному руководителю (учителю) за две недели до аттестации. Учитель рассматривает работу, даёт ей письменную оценку в виде рецензии.
Итоговая презентация проекта предполагает соблюдение требований защиты реферата в устной форме в сочетании с демонстрацией слайдов на экране с помощью медиапроектора. Выпускник рассказывает об актуальности проекта, поставленных целях и задачах, о структуре работы, о сделанных выводах, об использованных источниках и т. д.
При выставлении отметки за экзамен учитывается соблюдение учеником формальных требований к медиапроекту: глубокое и логичное раскрытие темы; уместное использование средств визуализации; грамотная, соответствующая нормам русского литературного языка речь; способность выпускника адекватно реагировать на вопросы, понимать их суть, формулировать точные ответы на них.
Традиционно при выборе реферата в качестве формы итоговой аттестации учитывается «проявленный школьником интерес к научным исследованиям в избранной области знаний». На практике это выглядит так: к защите реферата допускаются «отличники» и (реже) «хорошисты». Всё зависит от воли и предпочтений учителя. На наш взгляд, это является некой дискриминацией по отношению к учащимся. Школьники могут не проявлять высокого прилежания в определённой предметной области, да и современная ориентация на профилизацию обучения их оправдывает. При этом ученики могут оставаться творческими, инициативными людьми, способными к исследованию, к выработке собственного мышления. Кроме того, большинство современных школьников обладает достаточными знаниями в области информатики и может работать на компьютере, поэтому данная форма аттестации, на наш взгляд, универсальна.
Широкий изобразительный ряд, активное включение образного мышления в образовательный процесс помогает ученику целостно воспринимать изучаемый материал и наглядно предъявлять уровень этого восприятия в процессе создания медиапроекта. Презентация проекта на экзамене создаёт и более комфортные условия для выпускника, позволяя снять психологическое напряжение за счёт совмещения изложения теоретических сведений с показом демонстрационного материала в виде символа-опоры.
По сравнению с традиционными работа над медиапроектом имеет определенные преимущества:
• повышение мотивации к изучению предмета через использование привлекательности (современности) компьютера, которая возрастает за счёт мультимедийных эффектов;
• создание условий для организации самостоятельной работы учеников, развития их познавательной активности, мыслительных способностей, креативности, инициативности;
• формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, систематизацию материала по теме, выстраивать логические связи и т.д.), что способствует развитию информационной культуры в целом;
• применение компьютера как адаптивного средства, способствующего профилизации процесса обучения литературе в современных условиях;
• освоение новых способов технической обработки информации; формирование практических умений по её компьютерной обработке;
• повышение эффективности презентации учеником результатов своей работы за счёт одновременного сообщения теоретических сведений и демонстрации материала с высокой степенью наглядности.
Интернет-технологии – один из инструментов исследования, источник дополнительной информации по предмету, способ самоорганизации труда и расширения зоны индивидуальной активности ученика.
Результаты учебной деятельности выпускника приобретают не только дидактико-практическую значимость, но и социальную, так как по своей сути медиапроект является цифровым (электронным) образовательным продуктом (ЦОР, ЭОР), который учитель может использовать в качестве наглядного или аналитического, дискуссионного материала на уроках литературы. Рефераты на бумажных носителях в силу своей специфики (объёма текста, способа подачи материала т. д.) обычно пополняют архив педагога, поскольку трудно оперативно продемонстрировать опыт работы школьника в условиях классно-урочной системы, зачастую это возможно только во внеурочной деятельности с ограниченным числом учащихся. Медиапроект за относительно короткий временной промежуток позволяет привлечь к проектно-исследовательской деятельности большее количество учащихся.
В условиях общеобразовательной школы профильное обучение трактуется как необходимость удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и интересы старшеклассников. Используя в своей практике ИКТ, учитель имеет возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с учащимися
Важно и то, что создание медиапроекта предполагает овладение учителем-словесником компьютерными и коммуникационными технологиями. Интерес самого преподавателя к новым формам обучения как пример самообразования повышает его авторитет, способствует не только модернизации и оптимизации процесса обучения, но и установлению доверительных отношений со старшеклассниками, созданию комфортных условий учебной деятельности.
|