Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Мухотдинова Е.Н. Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)

Выберите действие:

Автор: 
Мухотдинова Е.Н.
Место работы: 
МОУ СОШ №18 (о. Муром) Владимирской области

Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)

 

В современной школе необходимо использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности. Это и определяет актуальность представленного опыта работы.

Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность учащихся осуществляется в учебной и внеурочной деятельности, предполагает работу по использованию ИКТ, способствует самореализации школьников и их социализации. Эти аспекты рассматриваются в данной статье, а также приводятся модели проектно-ориентированного обучения, описываются некоторые приёмы работы с научным текстом, анализируются результаты деятельности.

Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.

Для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска. Профильное обучение предоставляет новые возможности для организации проектно-исследовательской деятельности школьников.

В работе представлена система работы по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности учащихся. Этапы формирования исследовательских навыков отражены в следующей схеме:

Начальный этап – диагностика мотивационный сферы личности, которая проводится по известным в психологии методикам. В приложении содержатся диагностики креативности, методики изучения творческих и исследовательских способностей школьника.

Большую роль в создании мотивационной среды учащихся играет предпрофильная подготовка, предполагающая введение элективных курсов.

На занятиях элективного курса «Журналистика. Проба пера» дети учатся работать с дополнительной литературой, самостоятельно проводить социологические опросы и обрабатывать результаты, осуществлять компьютерный набор и вёрстку газеты.

Проектные технологии используются при создании школьной газеты, альманаха авторских стихотворений учащихся, при создании обучающих таблиц по русскому языку, при оформлении стенда для кабинета русского языка.

Работа по совершенствованию навыков исследовательской деятельности проводится на отдельных уроках словесности, русского языка и литературы (мини-исследования, мини-проекты), а также при изучении целой темы. Обобщенная поисковая модель урока представлена в работе.

Индивидуализация в обучении позволяет активизировать познавательный интерес учащегося, что является важным условием в саморазвитии личности и самореализации. Это учитывается при разработке программ индивидуального развития учащихся по предметам.

Интерес к изучению русского языка и литературы развивается и во внеклассной работе. Возможности совершенствования навыков исследовательской деятельности предлагает научное общество учащихся и школьный музей «Память».

Мотивация учащихся – основа их осознанной и успешной деятельности. Повышению интереса к учению способствует элективный курс «Основы исследовательской деятельности». Учащиеся овладевают способами сохранения информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся представлять результаты исследования. Занятия проводятся в школьной библиотеке, читальном зале, компьютерном классе, кабинете профориентации. Эффективны групповые формы работы, уроки-презентации с участием учащихся старших профильных классов, индивидуальные консультации.

Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса (всего 17), которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, в частности, интерактивной доски.

Применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием и многофункциональной (интерактивной) школьной доской позволяет сделать обучение более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными, особенно если презентации готовят сами учащиеся, проявляя свои творческие способности. Умение находить и собирать информацию, представлять её – важный шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся активно участвуют в деятельности школьных, межшкольных, окружных и областных научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ, на НПК студентов и молодых ученых, проводимых совместно с вузами города. Растёт доля выпускников, обучающихся в высших учебных заведениях по профилю на филологическом факультете, факультетах журналистики, «Лингвистика и межкультурные коммуникации», «Связи с общественностью» и других гуманитарных факультетах.

В кабинете русского языка и литературы оформлен стенд «Исследовательская деятельность учащихся», где представлены памятки, советы и рекомендации не только для учащихся, но и родителей по организации поисково-исследовательской работы. Собрана папка достижений и портфолио творческих исследовательских работ учащихся, а также составлена картотека исследовательских работ, рефератов и проектов с их характерологическим описанием.


Картотека исследовательских работ учащихся

Название

вид

Особенности

Вид презентации

Исследовательские работы и рефераты

Топонимика Муромского края

 

Кобякина Ольга

10 класс

Исследовательский, индивидуальный, долгосрочный

Проведен анализ топонимов, гидронимов и антропонимов с точки зрения происхождения, словообразования.

Окружная НПК «Отечество» (1 место)

Областной конкурс краеведческих работ

(4 место)

Муром в русской литературе

 

Кобякина Ольга

11 класс

Исследовательский, индивидуальный,

долгосрочный

 

 

Дан обзор художественной и публицистической литературы, в которой упоминается город Муром. Материал стуктурирован, составлен библиографический словарь авторов.

Окружная НПК «Отечество» (2 место)

Областной конкурс краеведческих работ (3 место)

Антропонимы в творчестве А.Н. Островского.

 

Субботина Юлия

11 класс

Исследовательский,

индивидуальный,

долгосрочный

 

Представлена классификация собственных имен героев пьес, проанализированы происхождение, семантика, символика и особенности словообразования антропонимов

Окружная НПК «Дорога к знаниям»

(2 место)

Загадки поэмы «Руслан и Людмила»

 

Николаевская Алёна,

9 класс

Исследовательский,

индивидуальный,

межпредметный

 

 

Проанализированы передвижения героев с точки зрения географии, особое место уделяется «муромским лесам», где находилась героиня поэмы.

Областной конкурс

«Пока в России Пушкин длится…» (участие)

Языковые особенности ономастики

Чуркина Алла,

9 класс

Исследовательский,

индивидуальный,

долгосрочный

Рассматриваются собственные имена с точки зрения этимологии, фонетики, лексики, морфологии, словообразования.

Итоговая аттестация

Школьная НПК

Особенности употребления мужских имён.

 

 

Тимохина Ирина

10 класс

Исследовательский,

индивидуальный,

долгосрочный

Представлены популярные теории (звуковая, цветовая и др.). Практическая часть – анализ частотности употребления мужских имен учащихся школы, сопоставление со статистическими данными по области.

Межшкольная НПК

- 1 место

Речевой этикет

 

Жижова Екатерина,

9 класс

Исследовательский,

индивидуальный,

долгосрочный

Рассматриваются проблемы культуры речи, в частности проблемы обращения в русском языке. Приводятся разные точки зрения лингвистов, представлен исторический языковой анализ.

Итоговая аттестация

9 класс

Образы «малой родины» в творчестве муромских поэтов

Малюгина Анастасия 11 класс

Исследовательский,

индивидуальный,

долгосрочный

 

 

 

Приводится анализ образной системы, определен символический смысл образов дерева, цветка, реки, деревни. Представлена классификация образной системы (таблица)

Областная НПК «Юность. Наука. Культура» (2 место)

Образная система и основные мотивы лирики о войне в творчестве муромских поэтов

Тюрева Ирина

9 класс

Исследовательский,

индивидуальный,

долгосрочный

 

 

 

Приводится анализ образной системы, определен символический смысл образов письма, матери, дороги, памятника, Родины. Рассматриваются мотивы подвига, памяти. Представлена классификация образной системы (таблица)

Итоговая аттестация

(9 класс)

проекты

Детская пресса

 

 

Творческий

групповой

долгосрочный

Представлен краткий обзор центральной детской прессы, дан исторический обзор. Дано подробное описание городской детской газеты «Переходный возраст» и составлены характеристики газет школ № 3,6,7,18.

Зачетная работа по э/курсу «Журналистика. Проба пера»

Газета «Школьный калейдоскоп»

Творческий

групповой

краткосрочный

Газета имеет постоянные рубрики «Новости», «Знай наших!», «Литературная страничка», «Знакомьтесь, это я!», «Эхо событий» и др.

Выходят и тематические выпуски газеты.

Зачетная работа по э/курсу «Журналистика. Проба пера»

Стенд «Основы исследовательской деятельности»

Творческий

групповой

краткосрочный

На стенде представлена стационарная и съёмная информация, памятки для учащихся и родителей, а также творческие работы учащихся

Кабинет русского языка

Таким образом, познавательно-побуждающая мотивация появляется в процессе продуктивной познавательной деятельности и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Познавательная мотивация побуждает человека к развитию своих склонностей и возможностей, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.

 


Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн