Автор:
Почаева Наталья Джумаевна
Место работы:
учитель химии Головинской СОШ Судогодского р-на Владимирской области
Опыт использования сервисов Веб 2.0 во внеклассной работе по химии
Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Одна из важнейших задач образования, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
В статье представлен опыт работы МОУ «Головинская СОШ» Судогодского района Владимирской области использования информационных технологий в школе, который выражается в конкретных делах:
- Учащимися были заведены личные электронные почтовые ящики на www . gmail . com ;
- Проведена внутришкольная сетевая игра по химии «Периодическая Система Химических Элементов» между 8 и 9 классами (Протокол игры хранится в интернете на http :// docs . google . com / Doc ? id = dfvz 8 v 3 w _208 hmgggz 7 t & hl = ru );
- Проведена внутришкольная игра «100 вопросов взрослому», беседа между учащимися 8-9 классов и директором школы (Протокол игры хранится в интернете на http :// docs . google . com / Doc ? id = dfvz 8 v 3 w _209 hpvvwvk 6& hl = ru );
- Коллективом учащихся, посещающих химический кружок «Химический многогранник» ( http :// npochaeva . blogspot . com ), под руководством учителя заведён сетевой дневник-блог «Химия в школе», а так же личные блоги (например: http :// kuledina . blogspot . com );
- Учителем химии создан сетевой проект «Химический многогранник» на http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=Химический_многогранни ;
- Учащиеся, под руководством учителя, приняли участие в общенациональном проекте «300 Интеллектуальных школ» http :// letopisi . ru / index . php /Визитная_карточка школьной_команды_ " Юные_Надежды"_(300_школ)_Головинской_школы_Судогодского_района_Владимирской_области
- Наблюдения за школьниками показало позитивное влияние. Детям интересно принимать участие в проектах. Их стимулирует то, что свой результат они самостоятельно смогут оформить и разместить во всемирной паутине, получить комментарий или оценку своему труду.
К великому сожалению, не все школьники могут это сделать.
- 80% сельских школьников имеют дома компьютеры (данные по п.Головино), но в основной массе они используются для игр, просмотра фильмов, фото. В интернете ищут фото кумиров и рингтоны для мобильных телефонов. Большинство не владеют навыками работы с программами для создания презентаций, буклетов, обработки фото и т.д., кроме Microsoft office word .
На уроках, в среднем звене, можно предложить приготовить презентацию к уроку, или принять участие в проекте, но это не находит поддержки, т.к. учащиеся не знают, как это делать. (С Microsoft office в школе знакомятся, лишь, в 10 классе, где же научиться школьникам более младшего возраста).
Опыт использования сервисов Веб 2.0 во внеклассной работе по химии
«Образование – один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать любую ситуацию, оценить её и принять соответствующее решение – это гражданин открытого общества. Одной из важнейших задач, стоящих в наше время перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией» (1)
Следуя поставленной задачи, учащиеся и педагоги МОУ «Головинской СОШ» формируют:
- Коммуникативные умения, а именно, создание устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации,
- Творчество и любознательность, а именно, способность к саморазвитию, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения .
- Умения работать с информацией и медиасредствами, а именно, находить, оценивать и создавать информацию. (2)
Выражается это в конкретных делах.
- Учащимися были заведены личные электронные почтовые ящики на www . gmail . com , для осуществления переписки;
- Проведена внутришкольная сетевая игра по химии «Периодическая Система Химических Элементов» между 8 и 9 классами (Протокол игры хранится в интернете на http :// docs . google . com / Doc ? id = dfvz 8 v 3 w _208 hmgggz 7 t & hl = ru ) . Команды 8 , 9 класса и координатор игры находились в разных кабинетах. С помощью возможностей сервиса Google - совместное редактирование документов, происходило получение заданий, ответов на них, а так же оценки результатов;
- Проведена внутришкольная игра «100 вопросов взрослому», беседа между учащимися 8-9 классов и директором школы (Протокол игры хранится в интернете на http :// docs . google . com / Doc ? id = dfvz 8 v 3 w _209 hpvvwvk 6& hl = ru ) , Команда школьников и директор школы находились в разных комнатах, с помощью возможностей сервиса Google - совместное редактирование документов, дети и директор школы задавали вопросы друг другу и отвечали на них; Для участия в сетевых играх учащиеся завели личные электронные почтовые ящики на www . gmail . com , испытали, с восторгом, их возможности: чат, переписка, соместное редактирование. Сетевые игры позволили детям, помимо применения специальных предметных знаний, почувствовать, испытать, быть сопричастными к возможностям информационных технологий. В вышеуказанных сетевых играх использовался режим совместного редактирования документов - это возможности www . gmail . com . Технология такова, что все участники видят записи, в том числе ошибки, друг друга, что стимулирует их обдумывать свои фразы, вспоминать орфографию и пунктуацию. Игра проходит на расстоянии и даёт возможность не видеть собеседника, и не показывать себя, что ведёт к более раскрепощенному общению. Есть отрицательные моменты: на сегодняшний день мы не нашли единомышленников. По проведённому, нами соцопросу, сервис www . gmail . com и правила работы в нём многими людьми не освоены или вообще не известны.
- Коллективом учащихся, посещающих химический кружок «Химический многогранник, ( http :// npochaeva . blogspot . com ), под руководством учителя заведён сетевой дневник-блог «Химия в школе», а так же личные блоги (например: http :// kuledina . blogspot . com );
- Раньше было принято вести личный дневник и держать его содержимое в секрете от всех. Научно-технический прогресс и веление времени даёт новые возможности для выплёскивания своих эмоций, и при этом можно получить совет как выйти из тупиковой ситуации от совершенно не знакомых, сочувствующих людей. В блоге «Химия в школе» обсуждаются прошедшие уроки химии. Учащиеся рефлексируют, а учителю становится понятно, достиг ли он поставленной на уроке цели. Так же учащиеся пишут о своих переживаниях по поводу оценок, ответов у доски или по индивидуальным заданиям. Через блог школьники получают план работы для очередного занятия кружка. Каждый из них видит и то, чем будет заниматься его товарищи, это нужно для того, чтобы знать к кому, кроме учителя, можно обратиться за советом. Есть и отрицательная сторона нашего опыта работы в блогах. Это касается поиска собеседника по интересу самим учеником. Школьник, неожиданно для себя, может попасть на непристойные вещи. Учителю необходимо строго следить за работой учеников.
- Учителем химии создан сетевой проект «Химический многогранник» на h http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=Химический_многогранник ;
- Целью этого проекта является создание сообщества по интересу к науке химии, в котором участники будут обмениваться своими достижениями и опытом. Пока приняли участие только 2 группы учащихся: из п. Головино – представили свой опыт и команда "VIbioKI" школы №204 г.Баку, Команда "КЕНТ" Нижегородской области, г. Дзержинска школы №22. Наблюдение за участием в проекте учащихся МОУ «Головинская СОШ» показывает, что дети относятся к делу более ответственно, чем тогда, когда не нужно было показывать свои результаты на обозрению всему миру. Они стараются более чётко выполнить все необходимые процедуры химического опыта, переживают за результат, работают над грамматикой при создании информации о своём опыте, более тщательно работают над созданием медийной информации (фотография результатов химического опыта, видеролик). Этим самым развивают в себе коммуникативные и творческие умения.
- Учащиеся, под руководством учителя, приняли участие в общенациональном проекте «300 Интеллектуальных школ» на http :// letopisi . ru / index . php /Визитная_карточка школьной_команды_ " Юные_Надежды"_(300_школ)_Головинской_школы_Судогодского_района_Владимирской_области;
Замечательные проекты созданные на www . letopisi . ru , дали возможность школьникам показать себя всей России и ближнему зарубежью. Наблюдения за школьниками, со дня участие в этих проектах, показало позитивное влияние. Учащиеся стали более активными в общественной жизни. Чаще задумываются над тем, как нужно отразить то или иное событие в проекте (т.е. о создании новой информации). Некоторые ребята повысили свой социальный статус, благодаря приобретённым умениям работать над созданием мультимедийных файлов, размещением информации в Интернете, получением личных сообщений от редакторов и координаторов проектов, а так же диплома и благодарности. При участии в этих проектах, школьники так же, надеялись найти друзей сверстников из других регионов нашей необъятной Родины. Для этого они оформили свои личные странички, т.е. поместили своё фото и информацию о себе, своих увлечениях. Просмотрели страницы многих участников, написали каждому сообщение в формате: три вопроса, два замечания, одно предложение. Происходил, своего рода, поиск, анализ и оценивание информации. Нужно отметить, что не у всех это получалось сразу. Многие затруднялись задавать вопросы, даже не связанные с представленной информацией, т.е. не могли завязать беседу, знакомство. Таким образом, им приходилось делать вывод, что общение –это искусство. Были случаи, когда никто из тех, кому написали письмо, не ответил. Что послужило разочарованием и ослаблением интереса к участию в проектах.
Опыт автора невелик, но он позволил выяснить, что 70% сельских школьников имеют дома компьютеры (данные по п.Головино), но в основной массе они используются для игр, просмотра фильмов, фото. Меньшенство использует в качестве поиска информации в электронных энциклопедиях. В интернете ищут фото кумиров и рингтоны для мобильных телефонов. Большинство не владеют навыками работы с программами для создания презентаций, буклетов, обработки фото и т.д., кроме Microsoft office word .
На уроках в среднем звене можно предложить приготовить презентацию по теме, или принять участие в проекте, но это не проходит, т.к. учащиеся не знают как это делать. В школе с Microsoft office знакомятся в 10 классе, где учиться школьникам более младшего возраста).
Основная трудность, для учителя, составила обучить группу школьников пользоваться и пакетом программ Microsoft office и объяснить, где и как их можно применить. На это ушло половина времени, отпущенного на занятия. После обучения, всё пошло замечательно.
Детям интересно принимать участие в проектах. На вопрос: что тебя привлекает в работе в проектах? Большинство ребят ответили: интересно искать информацию по заданной теме; приобретать навыки работы на компьютере и сервисах ВЕБ 2.0; размещать свою работу в Интернете и получить комментарии к ней.
Использованная литература:
- «Современные технологии в процессе преподавании химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии»/ Авт.-сост. С.В.Дендебер, О.В. Ключникова.- М.:5за знания, 2007.-112 с.-(Методическая библиотека) ISBN 978-5-98923-082-2.
- При разработке проекта были использованы материалы очно-дистанционного курса ТЕО2 Программы Intel "Обучение для будущего".
|
На: Почаева Н.Д. Опыт использования сервисов Веб 2.0 во внеклас