Уважаемые коллеги, какие формы и методы для привлечения родителей к организации мероприятий для школьников вы можете перечислить? Нужно ли привлекать родителей к подобным мероприятиям? С какими проблемами вы можете столкнуться? Как их решить?
Школа и семья – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, в проведении мероприятий и конкурсов. Роль родителей может быть очень весомой. Они основные помощники классного руководителя и педагогов. На вопрос: "Что для вас самое главное для полноценного всестороннего развития ребенка (здоровье, питание, хорошие друзья, успешная учеба, взаимоотношения с взрослыми, сверстниками, учителями, любовь и внимание родителей, деньги, образование, семья)?" ряд родителей поставили на 1 место здоровье, но при этом на последнее питание. Такие ответы свидетельствует о том, что родители недостаточно понимают, какую роль в развитии ребенка и укреплении его здоровья играет организация правильного питания.
Поэтому свою работу по решению данной проблемы, я начала с информирования родителей о ней. Познакомившись с целями, задачами, взрослые члены семей сами изъявляют желание получить определенные знания в области правильного питания. Наряду с проведением тематических родительских собраний, мною разработана тематика и содержание беседы для родителей и классного часа для учащихся.
Положительный результат просветительской деятельности виден в представленной таблице, где видно как изменилось отношение к употреблению определенных продуктов питания в семьях моего класса.
Распределение продуктов питания в недельном рационе семьи
Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Форм и методов, для привлечения родителей к организации мероприятий для школьников, очень много. Это привлечение родителей к кружковой и творческой работе, классным часам, беседам, конференциям и т.д. Перечисленные направления совместной деятельности будут эффективными тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников. Для этого необходимо помнить, что родители всегда нуждаются в поддержке, добром совете.
"Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей". В.А.Сухомлинский.
Чтобы правильно организовать работу с учащимися, необходимо воспользоваться помощью родителей.Составлять план работы так, чтобы школа, родители и дети составляли единый организм, где каждый выполняет свою функцию. Конечно не все родители воспринимают эту идею с оптимизмом.Но большая часть всегда готова помочь. В нашей школе организуются различные мероприятия, соревнования с участием детей и родителей. Все участвуют с большим интересом.Особенно когда команда родителей против команды детей. И родители не всегда выигрывают!Главное организовать все так, чтобы всем было интересно.И тогда успех обеспечен.
Успешность учебного процесса прежде всего зависит от того, как складываются отношения между педагогом и учащимся, а также (что немаловажно!) родителями учащихся. Ведь родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на учебный и воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Каковы же методы взаимодействия учителя и родителя? Это записи в школьном дневнике, это беседы педагога и родителей (иногда по желанию родителя, иногда по просьбе педагога)
А часто ли сами родители интересуются успехами своих детей? Из опыта работы могу выделить такие типичные категории взаимодействия родителей и педагогов:
Родитель А говорит: «У меня постоянный контакт с учителями, я их посещаю... прихожу к учителям по каждому предмету...В начале нового учебного года я присутствую на первом классном часе, узнаю о предстоящих планах, предлагаю свою помощь… Я спрашивала учителей в начале 5 класса, не побеспокою ли я их, если буду приходить к ним каждые две недели в начале года, а затем я хожу раз в месяц..., а если все в порядке, я хожу раз в два-три месяца...» . Наверное, это идиллия, о таких взаимоотношениях учителей и родителей мечтает любой учитель. Мне посчастливилось работать с такими семьями, когда родители оказывали помощь и в проведении совместных мероприятий по предмету, и в проведении внеклассных мероприятий. Они – союзники своих детей, их друзья, помощники.
Родитель Б говорит: «Каждый день прихожу в школу, встречаю своего ребёнка после школы, а вдруг его кто-то обидит. Если намечается какое-то мероприятие вне школы, обязательно сопровождаю его…... Я сопровождаю своего ребенка каждый день, и по утрам минут пять я беседую с педагогами...» Ситуация, скажем, непростая, перед нами уже не ребёнок (7 класс!), чрезмерная опека со стороны родителей вызывает раздражение, насмешки со стороны одноклассников, неспособность развития самостоятельного принятия решения.
Родитель В говорит: «В школу не хожу, занята на работе, часто звоню педагогам и контролирую текущую ситуацию…». Ситуация опасная, распространённая, знакомая, когда мама в удобное ей время звонит по телефону педагогу, узнать о своём чаде. И рассказывает о том, как совместно с сыном или дочкой готовится к урокам, сетует, что на выполнение всех заданий не хватает времени и сил. На самом же деле, это всего лишь бессмысленные разговоры, не приносящие никакого результата.
Родитель Г говорит: «Мне нечего делать в школе... Учителя обязаны учить моего ребенка. Как они это делают - не мое дело... Каждый должен заниматься своим делом... » Самая, на мой взгляд, тревожная ситуация. Какими вырастут дети в такой семье? Как они себя проявят? Трудно сказать, но без взаимодействия учитель – ребёнок – родитель вряд ли вырастет культурная личность
Мне кажется, можно выделить три типа отношений родителей к школе:
А) отношения, разворачивающиеся внутри школы. Показателем таких отношений является высокая включенность родителя в школьные дела: посещение учителей, мероприятий, участие в праздниках, походах и проч.
Б) отношения, разворачивающиеся извне. Показателем таких отношений является отстраненность родителей от школьных дел, стремление ограничиться запиской в школу, росписью в дневнике, звонком учителю по телефону. Такие родители приходят в школу только по настоятельному вызову.
В) практическое отсутствие отношений. Показателем этого является практический отказ родителей от каких бы то ни было контактов.
Как родители могут помочь или навредить своему ребёнку:
ПОМОЩЬ:
- поинтересоваться его настроением после школы, что понравилось, что понял, чему научился. Похвалить не за оценки, а за успешность.
- оказать содействие в выполнении каких-либо творческих заданий (но не делать вместо него!)
- оказывать содействие в участии всевозможных конкурсах и конференциях (зачастую на это нужны денежные вложения)
- оказывать содействие в посещении (возможно совместном с родителями) музеев, театров, концертов
- сотрудничать с педагогами своего ребёнка
ВРЕД:
- сверхучастие, когда родитель, видя неуспех ребенка, начинает его прессовать. Родитель говорит: «Когда у него не получается домашнее задание, я могу начать злиться и кричать на него...»
- нежелание сотрудничать с педагогами
- уверенность в самостоятельности своего ребёнка
- самоотстранение «Виноваты все, но не я»
Комментарий был изменен с момента создания (Хребтищева Елена, ср, 17/06/2009 - 19:18).
Думаю, что помощь родителей нужна. Но, на мой взгляд, она должна выражаться в моральной и материальной поддержке. Когда ученик знает, что всё, что он делает, интересно не только ему и учителю, но и родителям, у него вырастают крылья. А о материальной поддержке, думаю, каждый из нас знает: книги, распечатка работ, оргвзносы, поездки...
Нужна ли помощь родителей? Еще бы!!! Конечно нужна. Знаю по своим (сейчас уже взрослым) детям. Если родители и дети - друзья, то обсуждение за ужином или в очень серьезной обстановке процесса работы над проектом или исследованием , искренняя заинтересованность старшего поколения, материальная поддержка - оказывают стимулирующее и мотивирующее воздействие. В глазах любимых родителей ребенок хочет выглядеть как можно лучше, а это также великолепный стимул для творчества. Так что - я за привлечение родителей! (но только к вышеописанному участию, не более того). Ольга А.
Уверена, привлекать родителей к организации мероприятий для школьников и участию в них необходимо, потому что это сближает, помогает жить общими интересами, что очень важно в наш век разобщённости и одиночества в семье. Присутствие родителей для ребёнка - это стимул быть лучше, сознание, что им интересно всё, что с тобой связано. К тому же и без материальной родительской поддержки не обойтись. Но могут во взаимодействии семьи и школы возникнуть и проблемы. Наиболее распространённые из них: равнодушие, незаинтересованность, пренебрежение тем, что важно ребёнку; мнение, что ребёнка постоянно недооценивают; гиперопека; стремление всё сделать за своё чадо; вмешательство в педагогический процесс. В каждом случае решение проблемы сугубо индивидуально, от учителя требуются мудрость, такт и терпение. Ведь залог успеха любого аспекта школьной жизни - это хорошие взаимоотношения между УЧЕНИКОМ - РОДИТЕЛЯМИ - УЧИТЕЛЕМ.
Комментарий был изменен с момента создания (ylia-klopkova2109, чт, 18/06/2009 - 01:42).
Для успешного участия в конкурсах и проектах необходима помощь со всех сторон. Самое наилучшее если учитель - ученик – родитель работают вместе. Ребёнок чувствует поддержку, как со стороны учителя, так и со стороны родителей, чего сейчас особенно не хватает. Проблемы в том, что родители перестают уделять внимание своим детям с переходом в среднее звено школы, считают, что дети выросли и помощь родительская им не нужна.
Основные формы и методы для привлечения родителей к организации мероприятий для школьников считаю следующие:
- информированность родителей о конкурсах и проектах (проведение индивидуальных бесед, выступление на родительских собраниях, доведение информации через объявления);
- презентация работ и достижений учащихся;
- информирование о целях и задачах конкурсов и проектов.
Форм и методов, для привлечения родителей к организации мероприятий для школьников, очень много. Это привлечение родителей к кружковой и творческой работе, классным часам, беседам, конференциям и т.д. В нашей школе организуются различные мероприятия, соревнования с участием детей и родителей. Все участвуют с большим интересом. В глазах любимых родителей ребенок хочет выглядеть как можно лучше, а это также великолепный стимул для творчества. Большая польза от такого общения и учителям, так как родители глубже пароникаются проблемами школы, успехами и стараются больше оказать поддержку школьному коллективу в различных вопросах.
Родителей необходимо привлекать не только к организации мероприятий для детей, но и в целом вовлекать в жизнь школы. Дети добиваются высокой успеваемости, успеха, эмоционального здоровья, становятся уравновешенными если их родители принимают активное участие и в их учёбе и в их школьной жизни. Такое участие демонстрирует ребёнку искреннюю заинтересованность в его образовании со стороны родителей. Основной причиной слабого участия родителей в жизни школы является отсутствие ясной, понятной и полезной информации, поэтому необходимо тесное информационное общение между школой и родителями с обязательным привлечением ребёнка. Школьные сайты, ресурсные центры для родителей, семинары, встречи и практические занятия, реклама, созданные и организованные при помощи детей, помогут родителям лучше узнать и принимать активное участие в жизни школы. Ещё родителям необходимо дать понять, что школа готова учитывать их желания, их стиль жизни и требования. Преподавателям надо приложить усилия и организовывать мероприятия с учётом рабочего графика родителей, делать это без давления, дав понять, что участие не подразумевает сложного, всепоглощающего процесса. Часто родители оправдываются нехваткой времени и сил на что хочется ответить : "Найдите время, а не оправдание!"
Уважаемые коллеги, какие формы и методы для привлечения родителей к организации мероприятий для школьников вы можете перечислить? Нужно ли привлекать родителей к подобным мероприятиям? С какими проблемами вы можете столкнуться? Как их решить?