Успешность учебного процесса прежде всего зависит от того, как складываются отношения между педагогом и учащимся, а также (что немаловажно!) родителями учащихся. Ведь родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на учебный и воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Каковы же методы взаимодействия учителя и родителя? Это записи в школьном дневнике, это беседы педагога и родителей (иногда по желанию родителя, иногда по просьбе педагога)
А часто ли сами родители интересуются успехами своих детей? Из опыта работы могу выделить такие типичные категории взаимодействия родителей и педагогов:
Родитель А говорит: «У меня постоянный контакт с учителями, я их посещаю... прихожу к учителям по каждому предмету...В начале нового учебного года я присутствую на первом классном часе, узнаю о предстоящих планах, предлагаю свою помощь… Я спрашивала учителей в начале 5 класса, не побеспокою ли я их, если буду приходить к ним каждые две недели в начале года, а затем я хожу раз в месяц..., а если все в порядке, я хожу раз в два-три месяца...» . Наверное, это идиллия, о таких взаимоотношениях учителей и родителей мечтает любой учитель. Мне посчастливилось работать с такими семьями, когда родители оказывали помощь и в проведении совместных мероприятий по предмету, и в проведении внеклассных мероприятий. Они – союзники своих детей, их друзья, помощники.
Родитель Б говорит: «Каждый день прихожу в школу, встречаю своего ребёнка после школы, а вдруг его кто-то обидит. Если намечается какое-то мероприятие вне школы, обязательно сопровождаю его…... Я сопровождаю своего ребенка каждый день, и по утрам минут пять я беседую с педагогами...» Ситуация, скажем, непростая, перед нами уже не ребёнок (7 класс!), чрезмерная опека со стороны родителей вызывает раздражение, насмешки со стороны одноклассников, неспособность развития самостоятельного принятия решения.
Родитель В говорит: «В школу не хожу, занята на работе, часто звоню педагогам и контролирую текущую ситуацию…». Ситуация опасная, распространённая, знакомая, когда мама в удобное ей время звонит по телефону педагогу, узнать о своём чаде. И рассказывает о том, как совместно с сыном или дочкой готовится к урокам, сетует, что на выполнение всех заданий не хватает времени и сил. На самом же деле, это всего лишь бессмысленные разговоры, не приносящие никакого результата.
Родитель Г говорит: «Мне нечего делать в школе... Учителя обязаны учить моего ребенка. Как они это делают - не мое дело... Каждый должен заниматься своим делом... » Самая, на мой взгляд, тревожная ситуация. Какими вырастут дети в такой семье? Как они себя проявят? Трудно сказать, но без взаимодействия учитель – ребёнок – родитель вряд ли вырастет культурная личность
Мне кажется, можно выделить три типа отношений родителей к школе:
А) отношения, разворачивающиеся внутри школы. Показателем таких отношений является высокая включенность родителя в школьные дела: посещение учителей, мероприятий, участие в праздниках, походах и проч.
Б) отношения, разворачивающиеся извне. Показателем таких отношений является отстраненность родителей от школьных дел, стремление ограничиться запиской в школу, росписью в дневнике, звонком учителю по телефону. Такие родители приходят в школу только по настоятельному вызову.
В) практическое отсутствие отношений. Показателем этого является практический отказ родителей от каких бы то ни было контактов.
Как родители могут помочь или навредить своему ребёнку:
ПОМОЩЬ:
- поинтересоваться его настроением после школы, что понравилось, что понял, чему научился. Похвалить не за оценки, а за успешность.
- оказать содействие в выполнении каких-либо творческих заданий (но не делать вместо него!)
- оказывать содействие в участии всевозможных конкурсах и конференциях (зачастую на это нужны денежные вложения)
- оказывать содействие в посещении (возможно совместном с родителями) музеев, театров, концертов
- сотрудничать с педагогами своего ребёнка
ВРЕД:
- сверхучастие, когда родитель, видя неуспех ребенка, начинает его прессовать. Родитель говорит: «Когда у него не получается домашнее задание, я могу начать злиться и кричать на него...»
- нежелание сотрудничать с педагогами
- уверенность в самостоятельности своего ребёнка
- самоотстранение «Виноваты все, но не я»
Комментарий был изменен с момента создания (Хребтищева Елена, Wed, 17/06/2009 - 19:18).
Успешность учебного процесса прежде всего зависит от того, как складываются отношения между педагогом и учащимся, а также (что немаловажно!) родителями учащихся. Ведь родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на учебный и воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Каковы же методы взаимодействия учителя и родителя? Это записи в школьном дневнике, это беседы педагога и родителей (иногда по желанию родителя, иногда по просьбе педагога)
А часто ли сами родители интересуются успехами своих детей? Из опыта работы могу выделить такие типичные категории взаимодействия родителей и педагогов:
Родитель А говорит: «У меня постоянный контакт с учителями, я их посещаю... прихожу к учителям по каждому предмету...В начале нового учебного года я присутствую на первом классном часе, узнаю о предстоящих планах, предлагаю свою помощь… Я спрашивала учителей в начале 5 класса, не побеспокою ли я их, если буду приходить к ним каждые две недели в начале года, а затем я хожу раз в месяц..., а если все в порядке, я хожу раз в два-три месяца...» . Наверное, это идиллия, о таких взаимоотношениях учителей и родителей мечтает любой учитель. Мне посчастливилось работать с такими семьями, когда родители оказывали помощь и в проведении совместных мероприятий по предмету, и в проведении внеклассных мероприятий. Они – союзники своих детей, их друзья, помощники.
Родитель Б говорит: «Каждый день прихожу в школу, встречаю своего ребёнка после школы, а вдруг его кто-то обидит. Если намечается какое-то мероприятие вне школы, обязательно сопровождаю его…... Я сопровождаю своего ребенка каждый день, и по утрам минут пять я беседую с педагогами...» Ситуация, скажем, непростая, перед нами уже не ребёнок (7 класс!), чрезмерная опека со стороны родителей вызывает раздражение, насмешки со стороны одноклассников, неспособность развития самостоятельного принятия решения.
Родитель В говорит: «В школу не хожу, занята на работе, часто звоню педагогам и контролирую текущую ситуацию…». Ситуация опасная, распространённая, знакомая, когда мама в удобное ей время звонит по телефону педагогу, узнать о своём чаде. И рассказывает о том, как совместно с сыном или дочкой готовится к урокам, сетует, что на выполнение всех заданий не хватает времени и сил. На самом же деле, это всего лишь бессмысленные разговоры, не приносящие никакого результата.
Родитель Г говорит: «Мне нечего делать в школе... Учителя обязаны учить моего ребенка. Как они это делают - не мое дело... Каждый должен заниматься своим делом... » Самая, на мой взгляд, тревожная ситуация. Какими вырастут дети в такой семье? Как они себя проявят? Трудно сказать, но без взаимодействия учитель – ребёнок – родитель вряд ли вырастет культурная личность
Мне кажется, можно выделить три типа отношений родителей к школе:
А) отношения, разворачивающиеся внутри школы. Показателем таких отношений является высокая включенность родителя в школьные дела: посещение учителей, мероприятий, участие в праздниках, походах и проч.
Б) отношения, разворачивающиеся извне. Показателем таких отношений является отстраненность родителей от школьных дел, стремление ограничиться запиской в школу, росписью в дневнике, звонком учителю по телефону. Такие родители приходят в школу только по настоятельному вызову.
В) практическое отсутствие отношений. Показателем этого является практический отказ родителей от каких бы то ни было контактов.
Как родители могут помочь или навредить своему ребёнку:
ПОМОЩЬ:
- поинтересоваться его настроением после школы, что понравилось, что понял, чему научился. Похвалить не за оценки, а за успешность.
- оказать содействие в выполнении каких-либо творческих заданий (но не делать вместо него!)
- оказывать содействие в участии всевозможных конкурсах и конференциях (зачастую на это нужны денежные вложения)
- оказывать содействие в посещении (возможно совместном с родителями) музеев, театров, концертов
- сотрудничать с педагогами своего ребёнка
ВРЕД:
- сверхучастие, когда родитель, видя неуспех ребенка, начинает его прессовать. Родитель говорит: «Когда у него не получается домашнее задание, я могу начать злиться и кричать на него...»
- нежелание сотрудничать с педагогами
- уверенность в самостоятельности своего ребёнка
- самоотстранение «Виноваты все, но не я»