Семинар завершен. Да здравствуют блоги!
В самый разгар летнего отпуска свыше 80 участников проявили интерес к затеянному в ОК семинару « Блоги в деятельности педагога». Не все присоединившиеся решились на то, чтобы пройти поистине марафонскую дистанцию обучения. Всего шесть дней, но они заметно потрясли умы наших активных участников.
Что это, модная тема? Возможно и так, если бы не следующие факты. Как было описано в программе семинара, он был сориентирован на начинающих блогеров, тем не менее 22 участника из 39 успешно дошедших до финиша уже имели опыт создания блогов ранее. А порядка 7-8 человек имеют не просто опыт, а заслуженные и отмеченные педагогическим сообществом блоги. И все же разноуровневость подготовки не стала препятствием для всех участников. Начинающие получили уникальную возможность пообщаться с уже состоявшимися блогерами, а те, в свою очередь, делясь в коллегами своим опытом, еще больше укрепляли свои позиции в блогопедагогике.
А участвующие в семинаре методисты решали и еще одну задачку, наблюдали за организацией и проведением мероприятия, возможно, кто-то возьмет на вооружение отдельные задания, будем весьма этому рады. Кстати, именно эти коллеги, занятые в системе повышения квалификации, отмечали в своих комментариях, что есть запросы от учителей, интерес к блогу как педагогическому средству растет. И так как эта категория участников мне наиболее близка по профессиональным интересам, то я, еще наберусь окаянства, и по ходу текста позволю себе написать несколько советов для методистов.
Что же мы делали с вами, коллеги, все эти шесть дней (а если учесть досрочный старт отдельных участников, то почти декаду)? Что удалось лучше всего, что менее?
Первое задание не отличалось особыми изысками и предлагало участникам посетить некоторые блоги педагогов и написать ответы на предложенные вопросы. Ссылок было дано принципиально мало, приветствовался самостоятельный поиск участниками других блогов и представление их сообществу семинара. Задания подобного типа входят почти во все учебные мероприятия, проводимые в ОК. Однако не часто удается получать такие продуманные, заинтересованные и по-настоящему отрефлексированные тексты. И это признак того, что люди не на огонек заглянули, а пришли с серьезными намерениями.
Совет для коллег-методистов
|
|
Любая деятельность должна начинаться с осознания целей, в этом залог ее успеха. Но как трудно дается это! В первом задании семинара речь также идет о целях, но для начала участникам предлагается сформулировать их за других и на готовых примерах. Ряд вопросов — что и зачем делают другие, если буду делать я, то какие риски возможны, а каковы мои преимущества — постепенно переводят центр тяжести предстоящей работы на себя.
|
Второе задание носило исключительно инструктивный характер, сделай раз, сделай два, сделай три, и блог готов. Задание не оставило глубоких следов, и требует значительной доработки. Во-первых, оно изначально было рассчитано на начинающих, которых по итогу оказалось не так много (и все же, надеюсь, было им полезно). Во-вторых, другие важные вопросы, которые интересовали аудиторию пришлось дополнять по ходу семинара. Да и инструктивный стиль задания требовал дополнения содержательным аспектом. Выручила ситуация, что на семинаре оказались опытные участники, которые смогли взять на себя роль консультантов в форуме Советы бывалого. За что им всем низкий поклон и благодарность!
Совет для коллег-методистов
|
|
Это задание сразу надо готовить в более развернутом варианте. Есть, конечно, опасность, что оно отпугнет начинающих, но тогда лучше предупредить, установить уровни обучения. Очень серьезного отношения требуют гаджеты. Утяжеление блога, длительная загрузка, блокировка отображения отдельных информеров (неоднократно встречаемый факт на школьных компьютерах, работающих в режиме контент-фильтрации) — это все побочные эффекты той призрачной красоты, которую дают гаджеты.
Кроме этого, я бы посоветовала еще раз прочесть комментарий Юлии Николаевны Дудко, и подобрать удачные примеры использования гаджетов не для украшения, а для решения задач блога. Будет правильным предложить обучаемым несколько инструкций по типовой настройке. В рамках данного семинара были предложены такие, но, пожалуй, только один «ярлыки» несет на себе важную миссию.
Интересный материал появился в блоге «Организация учебной работы при помощи блога» прямо по ходу работы семинара. Вот уж, действительно, идея удобной навигации лежит на поверхности, надо обязательно включать этот вопрос в семинар.
|
Третье и четвертое задания спасали ситуацию на семинаре, так как более продвинутые коллеги, получили возможность поработать в других сервисах, увидеть, что с их помощью они могут создавать новые интересные материалы. И такой восторженный комментарий Юлии Владимировны Старых не может оставить равнодушным:
Уважаемые коллеги! Не знаю, куда написать, чтобы поделиться своей радостью. Решила написать сюда. Это же просто фантастика: учебный тест в блоге, оформленный средствами Гугл! Может, кто-то посмотрит на меня с улыбкой взрослого, который видит радость ребёнка, впервые самостоятельно сложившего буквы в слова. Но для меня это открытие. Спасибо ОК!
Совет для коллег-методистов
|
|
Набор сопутствующих сервисов определяется тем, во-первых, какую задачку параллельно вам еще надо решать. Думаю, не секрет для всех, почему мной была выбрана площадка ОК для семинара, почему в задании было размещение ЦОР на сайте. У вас в территориях могут быть и свои ресурсы, которые необходимо поддерживать. Пользуйтесь моментом, интегрируйте. Если понравились инструкции по соцсервисам, забирайте в безвозмездное пользование. Кстати, учтите, что ситуация на самих сервисах меняется, может стать другим дизайн, могут появиться дополнительные функции, поэтому сначала проверьте сами. Вот и прямо сейчас висит в одной инструкции строгий комментарий Надежды Михайловны Кузнецовой:
Ирина Ивановна! У вас в инструкции написано, что в данном сервисе нельзя вставить изображение, используя код! Не согласна с вами! Оставляю ссылку на пост в моем блоге, где облако из слов вставлено с использованием кода, полученного на сервисе http://wordle.net. Значит можно вставлять изображение двумя способами: с использованием кода и с помощью скриншота!
Уважаемая Надежда Михайловна! Я тоже с собой не согласна, но времени пока не было внести изменение.
И на что еще бы я сделала акцент в этих заданиях, что не удалось реализовать в рамках семинара. Каждый создаваемый продукт должен быть подчинен цели создания блога. В очном варианте семинара мы со слушателями обязательно просматриваем созданные работы, обсуждаем, защищаем, критикуем и советуем. Краткосрочность и массовость дистанционной группы несколько смазали эффект, но была рада, когда увидела такое сообщение Ольги Константиновны Малаевой:
Добрый вечер, Ирина Ивановна! У меня вопрос насчёт публикаций. Много чем можно поделиться с коллегами, но в моём блоге эти методические разработки будут неуместны. Могу ли я опубликовать их на http://www.openclass.ru/ ?
Значит, была услышана мысль задания.
|
Крайне важное пятое задание, в первую очередь, для начинающих. Принимать первых гостей в блоге волнительное занятие. В очных семинарах не раз наблюдала за всем спектром эмоций, сопровождающих этот процесс. Надеюсь, и в этот раз все участники ждали гостей. Прошу прощения за несколько принудительный характер распределения участников, но необходимо было создать ситуацию, при которой не осталось бы случайно одиноких блогов. В идеале надо было учесть предметную или дидактическую направленность блога, но не все удалось сделать, где-то на всех не хватило блогов учителей иностранного языка, где-то математики. Но с другой стороны, межпредметный взгляд может быть даже более полезен.
Совет для коллег-методистов
|
|
Обязательно включайте такие задания. Если проводите семинар в очном режиме, то делайте такие походы обязательным заданием каждого дня.
|
Итоговое задание семинара — кульминация. Задание, которое я сама еще не осмыслила, все эссе удалось лишь быстро просмотреть, а углубиться в текст, понять позицию автора — на это время требуется. Как ведущий семинара я не имею права на поверхностное суждение, поэтому и сообщала уже, что вплотную займусь эссе уже в июле. Прошу прощения за такую задержку, но участники настолько активны между собой, что будет даже интереснее посмотреть не только на само эссе, но и на то, как отнеслись к нему наши блогеры.
Совет для коллег-методистов
|
|
Возможно, и в ОК, в том числе, вы видели примеры, когда эссе открывает семинар, в нашем случае все наоборот. И не случайно. Как уже писалось ранее, отвечать на вопрос «зачем мне нужен блог» начинающему блогеру трудно, вернее, есть опасность, что в своих рассуждениях невольно можно уйти на позицию социально желательных ответов, и получить очень правильные рассуждения о блогах, но не про себя. Наша же задача другая, семинар достигнет своей цели, если каждый участник будет честен перед собой, в первую очередь. Поэтому не возбраняется и написание эссе и про то, что стало ясным, что блог не нужен. И такое тоже в нашем семинаре есть! И очень здорово. Но поработать более детально с вашими эссе мне еще предстоит, это как заветный торт после вынужденного изнурительного воздержания. Пока подожду еще.
|
Но обязательно завершу, что обещано, потому что ваш энтузиазм, коллеги, заразителен. Сколько энергии, сколько творчества, а сколько еще осталось за кулисами. Преодолели пропажу Интернета ( Одариченко Оксана Ивановна, Бардыкина Елена Борисовна), присоединились в последний момент, но не отстали ( Наталья Васильевна Cолодовникова, Надежда Михайловна Кузнецова), а некоторые даже стали лидерами ( Светлана Анатольевна Шейкина). Не стало препятствием и неприятное событие ( Юлие Николаевне Дудко наши самые искренние пожелания восстановить здоровье). Всем, всем, огромное спасибо за радость совместного творчества, мы не прощаемся, а переходим в иной режим работы. А всей честной компанией, надеюсь, еще встретимся на втором Всероссийском конкурсе "Новые формы образовательной деятельности с использованием современных социальных сервисов и средств сети Интернет", внимание к которому будет еще более сильным, так как он будет проводиться в Открытом классе по плану мероприятий Года учителя.
А пока в завершении этого этапа пара облаков из слов, составленных на основании ваших ответов, мыслей идей по двум поводам:
- Для чего создают педагоги свои блоги?
- Что получают по итогу педагоги-блогеры?
Все словосочетания с учетом повторяемости выбраны из ваших комментариев из тех содержательных ответов, которые вами были даны. Комментировать уже не буду, оставлю вопросы открытыми.
Для чего создают педагоги свои блоги?
Что получают по итогу педагоги-блогеры?
|
На: Колонка редактора 30.06.2010
Эх, и почему же я раньше этот пост не обнаружила? Столько ценных мыслей, подсказок, идей!
Спасибо, Ирина Ивановна! Лучше поздно, чем никогда.
Дорогу осилит идущий!
На: Колонка редактора 30.06.2010
Ирина Ивановна, здравствуйте! Дело прошлое, конечно. Но вот возник вдруг вопрос: а какие-нибудь сертификаты за участие в семинаре не предполагались? Хотелось бы положить что-то в своё портфолио)) С уважением к любому (положительному или отрицательному) ответу, Л.В.
На: Колонка редактора 30.06.2010
Любовь Владимировна, здравствуйте! Честно говоря, летом не планировала, потому как череда мероприятий не оставляла шанса на наличие времени. Необходимость такого документа понимаю. Где-нибудь в 20 числах сентября организуем, сообщение будет в колонке редактора.
На: Колонка редактора 30.06.2010
Здравствуйте всем. Конечно я опаздала на ваш семинар. Но у меня есть парочка моих собственных блогов, которым уже год. Вот ссылки.
http://irina-class6-4.blogspot.com
http://englchildren.blogspot.com
Буду рада, если вы их посетите. С уважением МОУ гимназия №26.
На: Колонка редактора 30.06.2010
Спасибо за организацию интересного семинара, Ирина Ивановна! Несмотря на то, что у меня уже был опыт создания блогов, получила массу новых знаний и море удовольствия от сотрудничества и общения с коллегами! Спасибо всем участникам за доброжелательную атмосферу! Такие мероприятия в сети помогаеют развиваться! С уважением, Л.В.
На: Колонка редактора 30.06.2010
Ирина Ивановна, большое спасибо за интересный, насыщенный и полезный семинар. Очень хочется продолжения! Блоги мы создали, но хотелось бы еще и научиться правильно и успешно организовать там работу с детьми, рационально использовать их на уроке.
С уважением, Ирина Скрябина.
На: Колонка редактора 30.06.2010
Ирина Ивановна! Инструкции по соцсервисам понравилисьи поэтому большое спасибо за разрешение ими воспользоваться. Обязательно буду рекомендовать их нашим педагогам! Мне очень жаль, что вы восприняли мой комментарий как "строгий" - я лишь хотела обратить ваше внимание на вторую возможность размещения изображения с использованием кода, так как сама тоже не всегда успеваю за дополнительными возможностями появляющимися в социальных сервисах. Спасибо за содержательный и насыщенный тренинг, на котором было интересно и начинающим и опытным блоггерам!.
Надежда Кузнецова
На: Колонка редактора 30.06.2010
Надежда Михайловна, я восприняла его с большой благодарностью! И, кстати, что-тосегодня делала в документах гугла, там опять какие-то изменения с публикацией произошли. Ну не поспеть за ними править.
На: Колонка редактора 30.06.2010
Ирина Ивановна! Мне тоже пришлось сегодня разбираться с появившимися изменениями на сервисе документов Google при размещении ссылки на графический файл. Действительно не успеваешь за такими быстрыми изменениями, хотя и работаю с этим сервисом регулярно!
Надежда Кузнецова
На: Колонка редактора 30.06.2010
Спасибо, Ирина Ивановна, во-первых, за целеустремлённость. Было понятно, что задания не просто так предложены. Теперь можно рефлексировать, почему задание было не так понято. Во-вторых, спасибо за разрешение использовать Ваши идеи и разработки (с соблюдением авторских прав, разумеется). До встречи!
На: Колонка редактора 30.06.2010
Добрый вечер, уважаемая Ирина Ивановна! Во - первых, хочется поблагодарить за тот огромный труд, который Вам, как организатору семинара, пришлось проделать - прочитать, просмотреть всё. что мы сделали. Но ведь Вы ещё и давали нам советы, что - то подсказывали. Большое спасибо!
Во - вторых, подводя итоги семинара, Вы наметили дальнейший путь развития темы "Блог и учитель" Ссылки, сделанные в анализе, - подсказки, что интересного можно посмотреть у коллег.
В - третьих, эссе - действительно кладезь мыслей и идей. Впереди есть ещё время, чтобы всё это просмотреть и прочитать.
Спасибо !