В цвету
Природа радует нас красотой. Глаз, уставший за монитором, с удовольствием ловит прекрасные весенние пейзажи. И вволю налюбовавшиеся, окрыленные и вдохновленные наши участники продолжают активную работу в предметных сообществах и дистанционных мероприятиях.
Методическая целесообразность применения ЭОР в образовательном процессе остается в центре внимания всех обсуждений. Формулировка вопросов варьируется в зависимости от предмета, цели мероприятия, но в целом общая идея поиска ограничений, рисков и преимуществ использования ЭОР превалирует.
- Каким Вы видите успешный урок истории и обществознания средствами ЭОР?
- ИКТ в образовательном пространстве: необходимость или дань моде?
- Как изменяется контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества в условиях использования ЭОР?
- Каковы возможности использования ЭОР при проведении физического эксперимента?
- Какую роль играют ЭОР в реализации требований стандарта нового поколения?
- Как ЭОР может изменить классно-урочную, групповую и индивидуальную работу с учащимися?
Каждый форум – это обмен мнениями, свободная трибуна для озвучивания своей позиции. Правда, бывает и так, что педагог «скрывает» свое мнение за общими фразами, социально желательным содержанием. Но и это уже хорошо, тем самым педагоги постепенно примеряют предстоящие изменения в образовании, привыкая к тому, что согласно федеральным государственным образовательным стандартам ЭОР являются основой формирования ИКТ-компетентности учащихся, что должно произойти в результате изучения всех без исключения предметов. Кстати, для более эффективной работы предметных сообществ полезно еще раз внимательно изучить раздел «1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ» примерной основной образовательной программы общего образования. Именно формированию ИКТ-компетентности учащихся уделено особое внимание в этом документе. Из 10 составляющих ИКТ-компетентности предмет информатика упоминается лишь трижды в темах, касающихся собственно устройств ИКТ и способов организации информации, моделирования и управления.
Тема (содержание) ИКТ-компетентности
|
В рамках каких предметов (кроме внеурочной и внешкольной деятельности) планируется достижение результатов
|
Обращение с устройствами ИКТ
|
технология, информатика
|
Фиксация изображений и звуков
|
искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, естествознание
|
Создание письменных сообщений
|
русский язык, иностранный язык, литература, история
|
Создание графических сообщений
|
технология, обществознание, география, история, математика
|
Создание музыкальных и звуковых сообщений
|
искусство
|
Создание восприятие и использование гипермедиа сообщений
|
технология, литература, русский язык, иностранный язык, искусство
|
Коммуникация и социальное взаимодействие
|
все предметы
|
Поиск и организация хранения информации
|
история, литература, технология, информатика
|
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
|
естественные науки, обществознание, математика
|
Моделирование и проектирование, управление
|
технология, математика, информатика, естественные науки, обществознание
|
Отличные примеры использования ИКТ на уроках русского языка и литературы можно почерпнуть из статей участников конференции «Использование ЭОР в работе с одаренными детьми при изучении предметов гуманитарного цикла».
Эпизодическое использование ЭОР на уроках, системная работа учителя или целого образовательного учреждения, неприказное творчество сетевого методиста – разнообразие опыта впечатляет, находит своих восторженных читателей, надеемся, впоследствии и приемников.
И как верно отметила одна из участниц:
… нет никаких границ для творчески работающего учителя. Мнение о том, что учитель должен учиться всегда, мы усвоили. Но все новое, что узнает учитель, должно становится его «орудием» воспитания и образования детей. Не только уметь самому, но и научить детей. Не только самому развивать их в ходе образовательного процесса, но и создать развивающую среду для детей, стимулирования их самостоятельности, познавательной активности – это дорого стоит!
Конференция «Успешный урок истории и обществознания средствами ЭОР (в свете реализации стандартов II поколения)» в отличие от предыдущей еще только набирает обороты. Но уже и здесь разворачивается дискуссия по поводу материала коллеги «ИКТ в образовательном пространстве: необходимость или дань моде?». Кто-то склонен искать в процессе использования ИКТ лишь проблемы, риски. А кому-то уже это неинтересно, гораздо продуктивнее просто применять ИКТ на уроках, делать их использование органичным. И работу нашего проекта можно считать успешной, если у педагогов начинают превалировать такие мнения:
«Пользоваться готовыми рефератами, сочинениями, размещенными на сайтах?!», «ИКТ-компетентность учителя – необходимость в современной школе? Или может быть мел и доска надёжнее?», «Но все ли зависит от техники? Может ли она выполнить работу за нас?», «Так применять или не применять ИКТ?» – по каждой проблеме можно написать не одно эссе, вот только стоит ли?
Теперь о моде. Мода имеет одно, свойственное практически только ей качество – она проходит. Сегодня модно одно, завтра другое. Применим ли данный термин к ИКТ в школе. Если вспомнить самое начало, когда компьютеры и доски только появились, в школах, то да, использовать ИКТ было модно. Сегодня презентацией никого не удивишь, и те, кто отдавал дань моде, давно забросили это дело и работают традиционно, редко применяя ИКТ (к примеру, на открытых уроках), а те, кто смог «поймать волну», продолжают работу с ЭОР, совершенствуя навыки при каждом удобном случае.
Таким образом, ИКТ в образовательном процессе это закономерное явление, отвечающее запросам общества, которым есть место быть в современной школе.
Бытует мнение, что современная система повышения квалификации должна быть нацелена не на обучение методики преподавания предмета, а на освоение педагогами современных образовательных технологий. И это полностью доказывается той активностью, которая разворачивается именно вокруг таких образовательных мероприятий.
- Мастер-класс «Основные приемы разработки компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ)» переживает уже 4 воплощение, а желающие в нем поучаствовать еще имеются.
- Семинар «Организация и проведение сетевых проектов в соответствии с ФГОС с использованием ЭОР и сервисов web2.0» открыл обучение второй группы участников, возможно, и это не предел.
- Сразу две группы приступили к занятиям на семинаре «On-line тесты как инструмент контроля знаний», а уже есть желающие записаться в третью.
- В конце апреля стартовал семинар «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде», количество участников уже приближается к сотне, не смотря на то, что мероприятие уже идет, педагоги продолжают присоединяться к сообществу.
Так что получается, что мнение (см. выше) правильное. Интерес у педагогов к освоению современных образовательных технологий высок, а значит, можно надеется, что наши учителя всерьез займутся формированием ИКТ-компетентности школьников на всех своих предметах, так, как это предполагается по федеральному государственному образовательному стандарту. А весна и отличное настроение придадут сил и оптимизма, обязательно помогут в начинаниях.
(ссылка на источник)
|
На: Колонка редактора 08.05.2012
Кстати, о клаве.
Теперь вот уже какая клава появилась.
Можно взять с собой на пляж и набирать текст прямо на песочке.
На: Колонка редактора 08.05.2012
Эх, "позарастали стежки-дорожки.."
Ирина Ивановна, приветствую Вас!
Клавиатура какая-то неправильная для нашей сияющей разноцветной активности.
Может лучше такую:
На: Колонка редактора 08.05.2012
Наталья Александровна, у нас такая многоклиматическая страна, что трудно угадать, где еще цветочки, а где уже и ягодки. А в ОК уж точно "трава зенелеет".
А ссылочка где на чудо?
На: Колонка редактора 08.05.2012
Ну в ОК-то у нас точно уже давно ягодки..
И трава круглый год "зенелеет".
Извините, вот ссылочка на разноцветную клавиатуру.
С уважением, Н.А.
На: Колонка редактора 08.05.2012
Ой, такая клавиатура больше новогоднюю елку напоминает. Новый год очень уважаю, но уже хочется лета!!!!!!!!!!!!!!!
На: Колонка редактора 08.05.2012
Значит, надо клавиатуру с одной ба-а-льшой кнопкой "Лето"
Ссылочка http://basik.ru/words/summer/