Используемые учебники и учебные пособия:
Интегрированный урок-путешествие (внеклассное чтение + русский язык) в страну невыученных уроков по произведению Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова» (2 класс)
Цели: формирование умения проверять безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость, память; воспитание трудолюбия, ответственности, бережного отношения к книге, аккуратности.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Оборудование: LCD проектор
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел озорной звонок
Начинается урок.
II. Постановка целей и сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в страну невыученных уроков вместе с героем фантастического происшествия Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».
- А путешествовать мы будем по замку Грамматики, где нам очень пригодятся знания по теме «Правописание безударных гласных в корне слова», полученные на предыдущих уроках.
Мы будем учиться проверять безударные гласные в корне слова, используя разные способы проверки.
III. Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, как звали главного героя этого произведения? (Витя Перестукин).
- Что вы можете рассказать о нём? (Витя – ученик 4-го класса. Он учился плохо. В один день он умудрился получить пять двоек.)
- А как вы думаете, почему он учился плохо? (Ему «не хватало воли, усердия».)
-Что мешало Вите хорошо учиться? (Его лень)
- Кто отправил Витю в страну невыученных уроков? (Его учебники)
- Ребята, а как он обращался с ними? (Он разбрасывал их , рисовал на страницах чёртиков, ставил чернильные кляксы)
- Почему Витя Перестукин говорил, что учебники очень сильные? (Потому что они не отпускали его на улицу, а заставляли делать очень трудные уроки.)
- Чего хотели его учебники, отправляя мальчика в страну невыученных уроков? (они хотели заставить его исправить все свои ошибки.)
- С кем отправился Витя в это долгое путешествие? (С котом Кузей.)
- Самолёты в эту страну не летают, поезда не ходят, а как же они туда попали? (Вслед за путеводителем – футбольным мячом)
- Давайте и мы отправимся в эту волшебную страну.
Дети читают с экрана заклинание:
Ты лети футбольный мяч,
Не в припрыжку, и не вскачь,
Не сбивайся на пути,
Прямо в ту страну лети,
Где живут ошибки Вити,
Чтобы он среди событий,
Полных страха и тревог,
Сам себе помочь бы смог.
IV. Работа над темой урока.
-Вот так футбольный мяч привёл нас к замку Грамматики. Но вот интересно: ворота замка заперты. А чтобы попасть в него, мы должны вместе с Витей выполнить следующее задание.
1. Запись предложений под диктовку.
На высоком холме стоял замок. На воротах висел тяжёлый замок.
- Поставьте ударение в словах сходных по написанию. (Замок, замок). Проверим.
- А как вы думаете, они родственные или нет? (нет)
Найдите главные члены предложений.
- И вот мы в замке. Ребята, а это что за старичок? (Глагол). А старушка? (Очень злая Запятая)
- О чём спросила своего гостя Запятая? (Какие у него знания по грамматике, какие отметки)
2. Словарная работа.
Очень захотела Запятая проверить Витины знания.
- Вставь безударную гласную в слове С,,,БАКА.
- Какую букву вы вставили? (О).
-Вспомните, почему злая собака бросилась на Витю? (Он написал букву “А”)
-А вы знаете словарные слова? (Комментированное письмо)
Вет...р за...ц
П...тух п...нал
С...бака м...л...ко
С...рока к...рова
...дежда тр...ва
- Все ли слова словарные? (трава – нет) Почему? (написание безударной гласной в корне можно проверить).
- Вспомним правило проверки безударной гласной в корне. (Правило рассказывают дети)
3.Физкультминутка.
Игра на внимание “Он-она”
Он слон – она слониха, Он воробей – она воробьиха,
Он лось – она лосиха, Он комар – она комариха,
Он кот – она... Он гусь – она...
Ну, конечно, это кошка! Не гусиха, а гусыня
Ну ошиблись вы немножко. Знайте это вы отныне!
Так сыграем ещё раз, Он бегемот – она бегемотиха,
Обыграть хочу я вас. Он кашалот – она кашалотиха,
Он морж – она моржиха, Он баран – она ...
Он заяц – она зайчиха, Ну, конечно же, овца
Поиграем дети снова. Доиграли до конца.
(Все ли родственники называются родственными словами?)
V. Работа над правописанием безударных гласных.
Повторение способов проверки безударных гласных.
1.Проверь безударные гласные в корне словами, отвечающими на вопрос ЧТО?
С...довый – (сад) р...чной – (речка)
С...лёный – (соль) м...рской – (море)
Б...льной – (боль) цв...тной – (цвет)
2. А как проверить эти слова?
В...сна – (вёсны) пч...ла – (пчёлы)
С...ло – (сёла) ж...лтеть – (жёлтый)
Запомни! Написание буквы Е в корне проверяется словами с Ё
3. Подбери проверочные слова, называя каждое проверочное слово ласково.
К...вёр – (коврик) зв...зда – (звёздочка)
З...ма – (зимушка) к...за – (козочка)
4. Вставь пропущенные безударные гласные, проверь их однокоренными словами, отвечающими на вопрос КАКОЙ?
Д...брота – (добрый) веч...р – (вечерний)
Ч...стота – (чистый) зел...нь – (зелёный)
- Как же можно проверить безударную гласную в корне?
VI. Упражнение на нахождение и исправление ошибок.
Откуда ни возьмись на доске появился диктант Вити, который он написал на «2» со множеством ошибок. Давайте поможем Вите исправить его ошибки, подберём проверочные слова. (На экране текст с ошибками)
Разлив реки.
Висна идёт по зимле. В лису и на палях стало тепло. Весело кричат грочи. Шумно бурлит рика. Плывёт лёд. Вада вышла из берегов.
(После разбора ошибок записать текст под диктовку, проверить по экрану).
- Ребята, а злая Запятая вынесла приговор Вите Перестукину. Как вы думаете, почему она так зла на Витю? ( Потому что он никогда не ставил её на место).
Казнить нельзя помиловать..
Если Витя поставит запятую на место в течении 5 минут, то его отпустят из замка Грамматики. Но если он ошибётся, то навсегда останется в стране невыученных уроков. Давайте и мы порассуждаем. (Дети рассуждают, находят ответ и записывают предложение с запятой)
Витя тоже нашёл правильный ответ.
Итак, закончилось путешествие Вити и Кузи по замку Грамматики, и они отправились дальше.А нам тоже осталось подвести итог. Что мешало Вите хорошо учиться? (Лень)
VII. Домашнее задание: Вырастить из корня «лень» дерево и хорошо знать эти слова, но никогда не лениться.
VIII. Итог урока. – Чему нас учит книга Л.Гераскиной?
- Как нужно относится к вещам?
- какое правило учились применяли на уроке?
Подготовила урок учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ №2 им.А.М.Булатова п.г.т.Кукмор Димиева И.И.