Цель урока:
Тема урока:
«Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на схемы»
Цели урока:
1) образовательные: закрепить навыки счета на нахождение суммы, разности, произведения, частного; повторить порядок выполнения действий; закрепить знания о единицах длины и времени; отработать умения решать задачи с опорой на схемы и на формулы
2) развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать предложенные задачи и выделять главное, логически строить план решения, развитие самостоятельности, способности, развивать наглядно-образное мышление, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Сформировать познавательный интерес к предмету. Развивать математическую речь, внимание.
3) воспитательные: продолжение работы по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, воспитанию внимания, любознательности, самоконтроля, аккуратности, интереса к предмету. Углубить знания учащихся об истории возникновения науки «математики». Воспитывать бережное отношение и любовь к истории родного края, здоровый образ жизни.
Oборудование:
· наглядные пособия для доски – картинки с животными, методические пособия;
· проектор и экран, компьютер, презентация по теме урока;
· карточки с записанными на них примерами и задачами;
· геометрическая фигура –треугольник;
· рабочие тетради;
- контрольно- измерительные инструменты.
Ход урока:
1.Оргмомент.
- Поприветствуем гостей.
- Дети! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий.
Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется,
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Решить, измерить и вычислить.
Девизом нашего урока являются слова: Будем активно мыслить!
Слайд 1.
2.Проверка домашнего задания. Слайд 2.
Домашним заданием было повторить величины.
Тест. (Один ученик выполняет на компьютере).
1. Вырази 2 минуты в секундах?
а) 200с
б) 20 с
в) 60с
г) 120 с
2. Сколько минут в 3 часах?
а) 500 мин
б) 300 мин
в) 180 мин
г) 60 мин
3. Сколько месяцев в 2 годах?
a) 28
б) 24
в) 48
г) 50
4. Какая из следующих записей верная:
a) 1дм = 10мм
б) 1см = 1мм
в) 1км = 100м
г) 1м = 100см
Самопроверка теста.Слайд 3.
3.Введение в тему урока.Слайд 4, 5,6.
А)Работа в группах. Выполняем № 18 на стр. 55. Вам необходимо расшифровать имя среднеазиатского математика и поэта.
Дети работают в группах. (Один ученик выполняет работу на компьютере).
Б) Знакомство с биографией Омара Хайяма.
ОМАР ХАЙЯМ - УЧЕНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ, ПОЭТ (1048-1123)
Омар Хайям - всемирно известный классик персидско -таджикской поэзии, мастер рубаи (четверостиший), учёный, математик, астроном, поэт и философ.
Омар Хайям родился 18 мая 1048 года в иранском городе Нишапуре. Первоначальное образование Омар Хайям получил в Нишапурском медресе, где учился у известного ученого - Насреддина-шейха Мухамед-Мансура. Многого Хайям достиг самообразованием во время работы в Балхе, Мерве, Бухаре, Самарканде. В этих городах он изучил математику, астрономию, медицину, историю, философию и богословие, в совершенстве овладел арабским языком.
В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1079 г. вместе с сотрудниками Хайям разработал сельджукский календарь. Омар Хайям совершает паломничество в Мекку. В 1097 году работает врачом в Хорсане и пишет трактат на языке фарси «о всеобщности бытия». Последние 10-15 лет жизни Хайям проводит очень тяжело в уединении в Нишапури, мало общается с людьми и много читает. Хайям написал около 50 книг, большинство которых до нас не дошло. По свидетельству современников первой научной работой Хайяма была «Трудные вопросы арифметики», в которых указаны методы извлечения корней целых степеней из чисел.
Исследование уравнений привели к созданию большого раздела современной математики. Сохранилась небольшая книжка Хайяма «Весы мудростей» на арабском языке, относящаяся к физике. Творчество Омара Хайяма – удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Омар Хайям прожил 75 лет. Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение.в) Решение уравнений. Омар Хайям большое внимание в своих трудах уделил уравнению.
Вспомните определение об уравнении?
Что называют корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
- Решить уравнение, значит найти корни уравнения.
Какое правило необходимо знать при решении уравнений?
- Нужно знать взаимосвязь компонентов и результата арифметических действий.
Найдите корни уравнений, записав буквенным выражением. Стр. 70 № 9. Слайд 7.
Используйте карточку – ученик находит нужное буквенное выражение и прикрепляет магнитом на доску.
X+a=n x-b=c d-x=k x.a=n
X=n-a x=b+c x=d-k x=n:a
X:b=c d:x=k
X=b.c x=d:k
Г) Работа в тетради. Запись числа, классной работы. Минута цифрования.
1. 2 8 8 2
2.Работа в группах. Решение блиц- турнира. Стр.70, № 8. Решение задачи в виде буквенного выражения и записать в тетрадь. Один из группы выставляет карточку с решением задачи.Слайд 8.
3. Перечислите составные части задачи? -условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ.
Назовите способы решения задачи? – по действиям, выражением, уравнением.Слайд 9.
4. Сформулируйте тему нашего урока. Тема нашего урока: «Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на схемы»
Слайд 10.
- Вспомните, какое событие произойдет в нашем городе в 2013 году?
Слайд 11.
-В нашем городе будет проходить Универсиада. Что обозначает слово Универсиада? В тетради представьте число 2013 в виде суммы разрядных слагаемых. 2013= 2000+10+3
Что такое спорт?
Составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений (гимнастика, борьба, игры, туризм и т.п.), имеющие целью развитие и укрепление организма, а также соревнования по таким комплексам и правила их проведения. Игра в шахматы, шашки, рыболовство, сказано в толковом словаре Ожегова.
v. Первичное закрепление.
1. Решение задачи.Стр.84.№6. Слайд 12.
-Чтобы узнать, каких марок больше- о спорте или о животных, надо найти их количество, сравнить, а затем из большего числа вычесть меньшее. Число марок о спорте 129. Чтобы найти число марок о животных, надо из всех Диминых марок вычесть марки о спорте и о космосе.( Ищем часть). В условии не сказано, сколько было марок о космосе, но известно, что их было в 2 раза больше, чем о спорте, т.е.129х2.Зная это, найдём число марок о животных и ответим на вопрос задачи.
1. 129х2=258(м.)- о космосе.
2.129+258=387(м.)-о спорте и космосе вместе.
3. 512-387=125(м.)- о животных
Ответ.
-Назовите способ решения данной задачи?
- Подумайте и скажите, как можно записать решение этой задачи с помощью выражения.
512-(129х2+129)=125(м.)
2. Физминутка.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.
3.Решение геометрической задачи.Стр.73.№11(1)
Слайд 13, 14, 15.
А) Загадка о треугольнике.
-Назовите предметы из окружающего нас мира, похожие на геометрическую фигуру треугольник? ( Конверт, татарское блюдо, соты у пчёл, крыши домов и т.д.)
-Что надо сделать, чтобы построить треугольник? Один ученик чертит треугольник у доски с объяснением, а остальные в тетради.
- Отметим три точки, не лежащие на одной прямой, и соединим их отрезками. Получим геометрическую фигуру, которая называется треугольником. Три точки- это вершины, а отрезки- стороны треугольника.
-Назовите определение периметра? Сумма длин трёх сторон треугольника называется его периметром.
Внимание на доску. Читаем задачу. Что известно в задаче? Что не известно? Чтобы ответить на вопрос задачи, что надо сделать? Надо из периметра вычесть сумму первых двух сторон.
- Назовите способ решения данной задачи? С помощью уравнения.4.Логическая зарядка. Стр.85, №10.Слайд 16.
На странице 84 приведены свойства чисел- переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения. Используя данные свойства, упростите данные выражения и вычислите наиболее удобным способом, записав данные выражения в тетрадь.
- Вычислите удобным способом, записав в тетради.
56+56+56+56+56+56+56+56+56+56=
Записана сумма 10 слагаемых, каждое из которых равно 56. По смыслу умножения, она равна 56х10=560
2х ( 3794х5)=(2х5)х 3794=37940
Задание выполняется на основании переместительного и сочетательного свойств умножения.
498+499+500+501+502= 498+502+499+501+500=2500
Задание выполняется на основании переместительного и сочетательного свойств сложения. Составляем удобные суммы.
5. Домашнее задание.Слайд 17.
На партах лежат фишки разного цвета (красный, зелёный, жёлтый), разноуровневые задания. Беседа о светофоре. Глаза у светофора, какой геометрической формы? Для чего необходим в нашей жизни светофор?
Красный- Стр.80, №1 (а, б, е).
Зелёный- Стр.27, №11.
Жёлтый - Стр.52, №7
Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
5.Задачи повышенной сложности. Стр.76, 14*
По условию задачи, имеются две одинаковые оценки – это две пятёрки. Известно, что одинаковые оценки получили Серёжа и Алёша. Значит, Серёжа и Алёша получили оценки - 5 , а остальные две- у Саши и Димы. Саша получил более высокую, чем Дима. Значит, у Саши отметка- 4, а у Димы- 3.
Ответ: тройку получил Дима.
6. Выполнение тестовых заданий. Ученик работает на компьютере.
V1. Рефлексия. Оценка учащимся.Слайд 19.
- Что нового и интересного узнали на уроке?
-На какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь? Отметьте на этой ступеньке солнышко.
- Хочу знать больше
Хорошо, но могу лучше
Пока испытываю трудности
- Спасибо всем за работу!
Урок окончен.