КОНЦЕПЦИЯ
Комплексной образовательной программы
«Школьный университет» (КОП «ШУ»)
История Программы
В период с 2004 по 2007 гг. Образовательный центр «Школьный университет» (далее ОЦ «ШУ») принимал участие в эксперименте по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования Томской области, главными задачами которого стали разработка и апробация учебных программ и учебно-методических комплексов по элективным и специальным курсам в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения на примере предметной области «Информатика и ИКТ». Одновременно с участием в региональном эксперименте ОЦ «ШУ» принял участие в конкурсе культурно-образовательных инициатив Министерства образования РФ и в 2005 году получил статус Федеральной экспериментальной площадки по разработке и реализации модели учебно-методического сопровождения учебного процесса при переходе на профильное обучение.
Результатами опытно-экспериментальной работы в рамках регионального и федерального экспериментов стали разработка и широкое внедрение Комплексной образовательной программы «Школьный университет» (далее Программа).
Внедрение и апробация Программы осуществлялась на базе образовательных учреждений Томской области, а также 54 региона России, Казахстана и Киргизии. В 2009―2010 учебном году количество выпускников КОП «ШУ» составило 31 558 человек.
Цель Программы
Основными целями Программы являются: формирование ИКТ-компетентности обучающихся; профессиональное самоопределение обучающихся; раскрытие способностей каждого обучающегося; воспитание конкурентоспособной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире.
Программа направлена на достижение нового качества образования, через реализацию принципов новых образовательных стандартов; решение задач профильного обучения; обеспечение гибкости и вариативности образования; обеспечение доступности и открытости образования; поддержку талантливых и одарённых детей; обогащение педагогического арсенала школы.
Уникальность Программы
Уникальность Программы заключается в первую очередь в полноте предоставляемого комплекса образовательных услуг (рис. 1), нацеленного не только на изменение образовательного уровня учащегося, но и на обеспечение соответствующими ресурсами образовательные учреждения, а именно:
§ организации учебного процесса по предметной области «Информатика и ИКТ», направленного на формирование ИКТ-компетентности школьников, на базе инновационного учебно-методического комплекса, современных методик и технологий обучения (проблемных, исследовательских, проектных, коммуникативных и др.);
§ организации внеурочной деятельности школьников через очные и дистанционные образовательные события, познавательные и досугово-развлекательные мероприятия;
§ реализации программ профессионального развития педагогов в области теории и методики обучения, а также использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
§ обеспечении сопровождения образовательного процесса, организационной и методической поддержки всех его участников;
§ проведении совместной с образовательными учреждениями научно-исследовательской деятельности по актуальным направлениям развития системы общего образования.
Структура и содержание Программы
В основу разработки и реализации Программы заложены принципы вариативности, гибкости, индивидуализации, дифференциации, вариативности, открытости и доступности образования.
Данные принципы реализуются через систему комплексной подготовки школьников в области информатики и ИКТ на базе вариативных образовательных программ трёх уровней обучения (рис. 2):
§ I уровень ― «начальный». Предполагает знакомство с функциональными возможностями компьютера и многообразием программного обеспечения. К программам I уровня относятся образовательные программы для учащихся 5―7 классов.
§ II уровень ― «основной». Предполагает овладение знаниями, практико-ориентированными умениями и навыками работы на персональном компьютере на уровне опытного пользователя достаточного для использования в любой профессиональной области. К программам II уровня относится образовательная программа для учащихся 8―9 классов «Пользователь ПК»;
§ III уровень ― «профессиональный». Предполагает специализацию подготовки в области информатики и ИКТ ― овладение знаниями, умениями, навыками и компетенциями, характерными для тех или иных профессиональных областей в сфере ИТ. К образовательным программам III уровня относятся образовательные программы для учащихся 10―11 классов: «Оператор ПК», «Программист», «Менеджер электронного офиса», «Компьютерный дизайн» (направления: «Графический дизайнер», «Web-дизайнер», «Видео-дизайнер», «Дизайнер-проектировщик»).
По окончанию обучения по выбранной образовательной программе учащиеся получают соответствующие сертификаты:
§ по программам «начального» уровня обучения: сертификат о прохождении обучения по соответствующим курсам (формат А4);
§ по программам «основного» уровня обучения: сертификат о прохождении обучения по соответствующей программе (формат А4);
§ по программам «профессионального» уровня обучения: сертификат о прохождении обучения по соответствующей программе (формат А5, корочка).
Принципы формирования учебных планов Программы
Учебные планы на 2010―2011 учебный год формируются на базе следующих принципов:
§ нормативный срок освоения образовательных программ ― от 1 года до 2 лет;
§ образовательная программа включает как учебную, так и внеурочную деятельность (отношение: 60 % к 40 %);
§ учебная деятельность по образовательным программам включает аудиторную и внеаудиторную (самостоятельную работу учащегося) нагрузку (отношение: 75 % к 25 %).
§ предельно допустимый объём аудиторной нагрузки учащегося по освоению образовательных программ составляет:
― для программам «начального» уровня обучения (5―7 классы) ― не более 70 учебных часов в год (2 часа в неделю);
― для программам «основного» уровня обучения (8―9 классы) ― не более 105 учебных часов в год (3 часа в неделю);
― для программам «профессионального» уровня обучения (10―11 классы) ― не более 175 учебных часов в год (5 часов в неделю).
§ учебный план включает:
― инвариантную часть (учебные модули обязательные для изучения), не менее 50 % от общего объема учебной нагрузки.
― вариативную часть (учебные модули по выбору учащегося) части.
§ открытость системы обучения ― возможность включаться в обучение с программ любого уровня, ориентируясь на степень подготовки учащихся.
§ определение степени подготовки учащихся и выбора уровня обучения осуществляется через систему on-line и off-line тестирования на портале itdrom.com.
§ «Учебные планы» включают следующие документы: «Учебные планы по годовым ОП», «Учебные планы по двухгодовым ОП», «Образовательные траектории для учащихся с 5 по 11 классы по курсам», «Образовательные траектории для учащихся с 5 по 11 классы по ОП» по четырём направлениях ― «Информационные технологии», «Офисные технологии», «Программирование» и «Компьютерный дизайн»).
§ «Учебные планы» по ОП «Оператор ПК», «Программист» позиционируются от двух организаций ― НОУ «ВИРТ» и ОЦ «ШУ». Все остальные ОП позиционируются только от НОУ «ВИРТ».
Учебно-методическое обеспечение Программы
Основным информационно-образовательным ресурсом Программы является учебно-методический комплекс (далее УМК), в основе которого заложены инновационные педагогические технологии, позволяющие индивидуализировать процесс обучения, учитывая склонности, интересы и способности учащихся, а также современные формы и методы обучения, направленные на практическую ориентацию образовательного процесса и обеспечивающие активизацию познавательной деятельности, повышение учебной мотивации и заинтересованности школьников.
Программа включает 33 учебных курса предметной области «Информатика и ИКТ» по 4 «профессиональным» направлениям: информационные технологии, офисные технологии, программирование, компьютерная графика и дизайн. Каждый курс характеризуется собственными целями и задачами обучения, содержанием, формами и методами. Все они объединяются общей концепцией предметной линии. Выбирая различные сочетания учебных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, обучающиеся имеют возможность сформировать индивидуальную образовательную траекторию обучения по Программе.
УМК состоит из следующих организационно и учебно-методических материалов:
§ учебные планы по образовательным программам;
§ пояснительные записки к образовательным программам;
§ учебные программы по учебным курсам;
§ календарно-тематические планы по учебным курсам;
§ методические рекомендации учителю по учебным курсам;
§ печатные учебные пособия (8―11 классы) или рабочие тетради (5―7 классы) по учебным курсам;
§ интерактивные электронные учебники по учебным курсам;
§ контрольно-измерительные материалы для проведения текущего и итогового контроля;
§ дидактические материалы для организации проектной и исследовательской деятельности учащегося;
§ рекомендации по проведению зачётов и экзаменов;
§ рекомендации по заполнению зачётных книжек;
§ ведомости итоговой аттестации и др.
Учебные курсы Программы дидактически поддерживают темы Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ в части обеспечения практических занятий, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Содержание учебных курсов расширяет и углубляет темы стандарта, что способствует специализации и профессиональному самоопределению учащихся, позволяя тем самым повысить качество и эффективность профильного обучения.
УМК получил одобрение и рекомендации к применению от Российской академии образования, Департамента общего образования Администрации Томской области, экспертных советов региональных органов управления образованием более чем 22 регионов РФ, а также специалистов ведущих ИТ-компаний (в том числе «Лаборатории Касперского» и «Hewlett-Packard»).
Ежегодно на основании мониторинга результатов апробации авторский коллектив программы ведёт работу над улучшением качества УМК, дополняя его новыми учебно-методическими материалами и обновляя уже существующие в части их содержания, формата и дизайна оформления. Данный процесс осуществляется с учётом замечаний и пожеланий, высказанных внешними экспертами из сферы общего образования и учителями информатики, а также в соответствии с современными научными представлениями, технологиями и требованиями к учебным материалам для профильного обучения.
Учебно-методический комплекс под СПО включает 9 курсов:
§ 4 кросплатформенных курса;
§ 5 курсов под СПО / Windows;
§ 9 курсов под СПО / Linux.
Особенности организации учебного процесса по Программе
Одна из задач современного образования ― научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы. Под самостоятельной работой нами понимает «такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика».
Самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:
§ образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
§ развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, критического мышления);
§ воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности, особенно, требовательности к себе и самостоятельности и др.).
Интерактивный электронный учебник «Школьный университет» призван перенести акцент с работы учащегося в классе под непосредственным руководством учителя на его самостоятельную работу, как в классе, так и дома, когда учитель выступает лишь в качестве консультанта и помощника. При этом использование интерактивного электронного учебника придаёт новый статус самостоятельной работе учащихся, при котором обучение по форме становится индивидуальным и самостоятельным, но по сути контролируемым и управляемым.
Интерактивный электронный учебник позволяет:
§ интересно и эффективно организовать индивидуальное обучение даже в рамках группового обучения в классе;
§ вести дневник обучения, где автоматически фиксируются результаты обучения;
§ выстраивать индивидуальные траектории обучения;
§ формировать индивидуальные рабочие материалы (конспекты, дневники обучения);
§ настраивать рабочее пространство в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Внеурочная деятельность учащихся в рамках Программы
Неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная деятельность, направленная на решение задач профессионального самоопределения школьников, формирования творческих, предпринимательских и личностных компетенций, способствующих социальной мобильности и успеху на рынке труда. Программа внеурочной деятельности образовательной программы «Школьный университет» включает целый комплекс научно-практических, образовательных, просветительских и развлекательных мероприятий, не только от НОУ «ВИРТ» и ОЦ «Школьный университет», но от ведущих ИТ-компаний и вузов-партнёров, среди них:
§ научно-практические конференции;
§ олимпиады по информатике и ИКТ;
§ конкурсы и викторины;
§ сертификация.
Все мероприятия реализуются как на реальных, так и виртуальных площадках ― образовательно-развлекательных порталах club.itdrom.com (5―9 классы) и dviger.com (10―11 классы).
Itdrom.com
|