Статья
«Технология проектного обучения как средства организации самостоятельной деятельности учащихся в школе»
учитель экологии Ляхова Елена Викторовна,
МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое
Красноармейского района Саратовской области»
Контактный электронный адрес:
Один человек отличается от другого степенью развития способностей, обеспечивающих успешность деятельности. Каждый ребенок обладает ими, но далеко не каждый может достичь высоких результатов в учении. Вся проблема заключается в том, что каждый ребенок потенциально талантлив, но в определенной сфере.
Цель моей работы – это создание образовательной среды, обеспечивающей сельским детям равный доступ к качественному общему образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка и состояния здоровья для их личностного развития и профессионально-личностной самореализации педагогов.
Сегодня во всех школах существует работа по проектной деятельности с учащимися.
В сентябре 2009 года в нашей школе было организовано Научное общество учащихся с целью более глубокого познания достижений в различных областях науки, развития творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности учащихся, приобретения умений и навыков исследовательской работы, а также выявления и отбора одаренных детей, стимулирование их творческой одаренности. На первом заседании школьного научного общества ребята предложили назваться лучшими умами человечества. Так и получился “Эрудит”.Я являюсь руководителем школьного научного общества. В состав общества входят 32 способных и одарённых учащихся и 20 педагогов.
Жесткого отбора в научное общество «Эрудит» нет, он происходит сам собой. Если ученик увлечен своей темой, поиском, открытием и истиной, то он с удовольствием проводит исследование и учится анализировать полученный результат. Ребята вместе с учителем определяют тему исследования и этапы работы над темой. Руководители ежемесячно проводят консультирование с учащимися по проводимым исследованиям.
В сентябре-октябре разрабатывается тематика творческих работ, определяется актуальность тем или вопрос, выясняется в какой помощи со стороны коллектива и социума нуждаются руководители научно-исследовательской работы школьников - учителя. Сразу же после того, как темы определены, начинается работа над ними.
Кто-то из великих людей сказал, что «на свете нет ничего интересней людей». И это правда! Есть тысячи тем для исследований, для выполнения проектов. Исследовать можно поступки и их последствия, человеческие достоинства и недостатки.
Меня заинтересовал данный материал, что и послужило выбором темы по самообразованию «Технология проектного обучения как средства организации самостоятельной деятельности учащихся в школе».
Современный человек должен быть инициативен, самостоятелен. Он должен уметь находить и анализировать информацию: уметь выбирать нужное, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. То есть ему должны быть свойственны такие качества, как ответственность и продуктивность. Одним из путей решения этой проблемы я считаю - использование технологии метода проектов.
Проектной деятельностью, как на уроках, так и во внеурочной работе я занимаюсь уже более 4-х лет.
Каждый год юные исследователи очень активно участвуют в школьных, районных, областных и международных конкурсах и конференциях.
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.
Многие проекты могут в последующем исполнять роль дополнительного материала на уроках.
Вместе с тем, для проявления способностей и одаренности учащихся в школе создаются все условия. Работа с одаренными детьми ведется по программе «Сотрудничество». Сотрудничество детей и взрослых – наиболее эффективный и адекватный способ раскрытия потенциала ребенка и оптимизация его взаимоотношений с окружающим миром. Сотрудничество детей и взрослых является важнейшим элементом в развитии личности ребенка.
Каждый год учащиеся продолжают работу с общими понятиями «Творческие и исследовательские проекты на уроках и во внеурочное время».
Учащиеся научились правильно выполнять, оформлять и защищать свои творческие и исследовательские проекты.
К проектной деятельности, на уроках учащиеся относятся очень серьезно, увлекательно. Некоторые учащиеся готовили несколько проектов по разным темам. Я считаю, что на уроках надо использовать методы проектного обучения. Учащиеся раскрывают свои способности и возможности. Это способствует расширению кругозора учащихся.
Мы приходим к выводу, что в современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо предметного систематического обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
С 2011-2012 учебного года в 10 и 11 классах преподаю элективный предмет «Технология проектной деятельности» по 2 часа в неделю.
Ежемесячно провожу консультирование с учащимися по проводимым исследованиям. Их исследовательские проекты не остались без внимания.
На протяжении 4-лет работы мы получили следующие результаты развития познавательных интересов учащихся:
Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям являются гарантом реализации успешной исследовательской и творческой деятельности для педагогов.
Учебный
год
|
Название проекта
|
Класс
|
Ф.И. учащихся
|
Ф.И.О. руководителя
|
Результативность
|
Уровень проведения
мероприятия
|
2009-2010 учебный год
|
Бытовой мусор и его влияние на окружающую среду
|
8
|
Землякова Марина, Костенецкая Алена
|
Ляхова Е.В., учитель экологии и ОЗОЖ
|
3 место
|
Муниципальная ученическая конференция «Родной край глазами молодых», МОУ СОШ № 8, февраль 2010г.
|
2009-2010 учебный год
|
Сделаем село чистым и красивым
|
8
|
Землякова Марина
|
Ляхова Е.В., учитель экологии и ОЗОЖ
|
Сертификат участника
|
Молодежный форум «Россию строить молодым», апрель 2010 г., г. Красноармейск
|
2010-2011 учебный год
|
Леворукость – это отклонение в развитии или признак гениальности
|
8
|
Кадыков Максим
|
Ляхова Е.В., учитель экологии и ОЗОЖ
|
2 место
|
Муниципальная научно-практическая конференция «К основам наук», П.Каменский, ноябрь 2010 г.
|
2010-2011 учебный год
|
Сколько нас и кто мы такие?
|
7
|
Кастерин Александр
Хачатрян Эмма
|
Сокол О.А., учитель литературы
Ляхова Е.В., учитель экологии и ОЗОЖ
|
3 место
|
Региональная научная конференция школьников «Инициатива молодых», г.Саратов, апрель 2011 г.
|
2010-2011 учебный год
|
Бытовой мусор и его влияние на окружающую среду
|
9
|
Землякова Марина, Костенецкая Алена
|
Ляхова Е.В., учитель экологии и ОЗОЖ
|
2 место
|
Вторые межрегиональные Мартыновские чтения, г.Петровск, апрель 2011 г.
|
2011-2012 учебный год
|
Актуальные профессии села. Все профессии важны, все профессии нужны.
|
8
|
Кадыков Максим
|
Ляхова Е.В., учитель экологии и ОЗОЖ
|
3 место,
|
V муниципальная ученическая конференция «К основам наук», МОУ СОШ № 8, февраль 2012 г
|
2011-2012 учебный год
|
Леворукость – это отклонение в развитии или признак гениальности
|
8
|
Коробейников Андрей
|
Ляхова Е.В., учитель экологии и ОЗОЖ
|
сертификат участника
|
III межрегиональные Мартыновские чтения, апрель, 2012
|
2011-2012 учебный год
|
Как сделать правильный выбор
|
8
|
Трунова Дарья
|
Ляхова Е.В., учитель экологии и ОЗОЖ
|
сертификат участника,
|
III межрегиональные Мартыновские чтения, апрель, 2012
|
2012-2013 учебный год
|
Наш школьный сад
|
11
|
Ивлева Д.
Костенецкая А.
|
Ляхова Е.В., учитель экологии
|
1 место
|
Школьная
научно-практическая конференция «День науки»
|
2012-2013 учебный год
|
Слова-паразиты, или экология речи
|
7
9
|
Подгорный Артем,
Валиева Земфира, Кастерин Александр
|
Ляхова Е.В., учитель экологии и ОЗОЖ
|
2 место
|
Школьная
научно-практическая конференция «День науки»
|
2012-2013 учебный год
|
Сделаем школьный двор красивым
|
9-10
|
Коробейников Андрей
Трунова Дарья
Кадыков Максим
|
Ляхова Е.В., учитель экологии
|
2 место
|
Фестиваль проектов «Планета Знаний»
Красноармейский район
п. Каменский
|
2012-2013 учебный
год
|
Влияние бытового мусора
|
10
|
Кадыков Максим
|
Ляхова Е.В., учитель экологии
|
3 место
|
XIV региональная
научно-познавательная
конференция «Народы Поволжья: история, образование, культура»
|
2012-2013 учебный год
|
Мы за здоровее питание!
|
10
|
Кадыков Максим
|
Ляхова Е.В., учитель экологии и ОЗОЖ
|
2 место
|
Муниципальная
учебно-исследовательская конференция «К основам наук»
|
|
Сделаем школьный сад цветущим и красивым
|
9-10
|
Коробейников Андрей,
Трунова Дарья,
|
Ляхова Е.В., учитель экологии
|
2 место
|
Муниципальный
конкурс социально-значимых проектов «Здоровое поколение»
|
2013-2014 учебный год
|
Сделаем школьный двор красивым и цветущим
|
11
|
Кадыков Максим
|
Ляхова Е.В., учитель экологии
|
3 место
|
XV региональная
научно-познавательная конференция «Народы Поволжья: история, образование, культура»
|