Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я пойму.
(Китайская пословица)
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют метод проблемного обучения: опытно-иследовательская деятельность, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, , разгадывание ребусов, шарад, головоломок и т.п. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Основной целью проектной деятельности в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Проект - 1) метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поетапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей;
2) самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его интегративных качеств, познавательных и творческих способностей посредсвом серии занятий, объединенных основной проблемой. Например, давая детям полное представление о деревьях и кустарниках, на занятиях познавательного цикла педагог знакомит детей с особенностями произрастания деревьев, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами деревьев в народном творчестве, в работах писателей и поэтов, с передачей этих образов в творчестве художников.
Вариативность использования метода проекта многообразна - от полной интеграции ( экологическое воспитание с ОБЖ, чтением художественнной литературы, музыкой, физическим воспитанием, трудовым воспитанием, ИЗО) до интеграции в рамках одного проекта, в основе которого лежит проблема. Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Существуют следующие типы проектов:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
В дошкольных учреждениях возможно осуществление следующих видов проектов::
1. Творческий: после реализации проекта оформление результата проводится в виде детского праздника.
2. Исследовательский: дошкольники проводят опытно-исследовательскую деятельность, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
3. Игровой: проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
4. Информационный: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные интересы (оформление отдельных уголков группы и т.п.).
Выделяют три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей старшего дошкольного возраста. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Спецификой взаимодействия взрослого и ребёнка с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и вводить детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор и накопление материала по тематике проекта.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Открытое занятие, презентация проекта.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание - педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу),в каких источниках можно найти информацию, с какими предметами научиться работать для достижения цели).
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Рефлексия - подведение итогов, определение задач для новых проектов.
В настоящее время в дошкольных учреждениях используется несколько типов проектов:
- творческие - результат оформляется в виде детского праздника. тематического мероприятия, например "День рождения берёзки", либо оформления участка, группы и т.п.;
- исследовательско-творческие - дети экспериментируют, исследуют, а полученные результаты оформляют в виде коллажей, стенгазет, драматизаций;
- информационно-практико-ориентированные - дети собирают информацию, затем реализуют её с ориентировкой на социальный интерес ( оформление и дизайн группы, витражи и т.д.);
- ролево-игровые - в работе присутствуют элементы творческих игр и заданий, в ходе которых дети входят в образ сказочного героя и решают по-своему поставленные проблемы.
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, творческие - монопроектами.
Первый этап – "выбор темы”.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача педагога создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап – реализация проекта.
Задача педагога - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап – презентация.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача педагога создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Четвёртый этап – рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Использованные ресурсы:
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Авт.-сост. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2012.
Материалы сайта http://doshvozrast.ru , http://festival.1september.ru
|
На: Проектная деятельность в дошкольном учреждении
Авторы очень подробно описали проектную деятельность. Даны определения, перечислены виды возможных проектов в ДОУ. Раскрыты этапы проектной деятельности, в которых выделены задачи и деятельность педагога с детьми на каждом этапе. Спасибо коллегам за данный материал.
На: Проектная деятельность в дошкольном учреждении
Содержательная работа. Могут использовать нетолько работники ДОУ, но и других образовательных учреждений. Поздравляю!
Мама Гуру
На: Проектная деятельность в дошкольном учреждении
Очень добросовестно выполнена работа. Поздравляю!
Желаю здравствовать! Ю.А.
На: Проектная деятельность в дошкольном учреждении
Очень хорошая работа. Данный материал пригодился бы и учителям начальных классов. С уважением, Абрамова Т.А.
На: Проектная деятельность в дошкольном учреждении
Замечательная работа педагогов! Данная работа представляет описание опробированного материала по организации проектной деятельности в дошкольном учреждении. Способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. С одной стороны проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества.
С уважением, Т.А. Новичихина
На: Проектная деятельность в дошкольном учреждении
Статья очень подробная и понятная. Новички в данном вопросе могут пользоваться как инструкцией-подсказкой! Спасибо авторам!