Submitted by Екатерина Сергеевна Важенина on вс, 31/03/2013 - 18:46
Конспект фронтального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для детей после кохлеарной имплантации (2 класс).
Тема: Автоматизация звука «Ш» в прямой и обратной позиции. Домашние животные.
I. Формирование произносительной стороны речи.
Тема: Автоматизация звука «Ш» в прямой и обратной позиции.
Цель: Автоматизировать произношение звука «Ш» в прямой и обратной позиции в слогах, словах, фразах и предложениях.
II. Развитие слухового восприятия.
Тема: «Домашние животные»
Цель: Работать над различением и опознаванием слов и звуков по теме «Домашние животные».
Задачи урока:
1. следить за произношением учащихся;
2. тренировать учащихся в слуховом восприятии речи учителя (слов, предложений) на слух;
3. вырабатывать контроль над произношением звуков «Ш»;
Оборудование:ноутбук, колонки, проектор, презентация «Домашние животные»,«OptiMusic»(интерактивная система управления звуком световым лучом), КИ у учащихся, экран для учителя, вата для проведения артикуляционной гимнастики.
Ход урока.
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
примечания
1. Организационный момент
- Здравствуйте!
Здравствуйте!
Произносят устно
- Сядьте на свои места
(дети садятся на места)
-Маша, кого нет в классе?
-В классе нет Димы
Педагог произносит вопрос за экраном, ученики воспринимают все вопросы на слух.
-Оля, какое сегодня число?
- Сегодня десятое марта
Ученик отвечает устно
- Костя, какой сейчас урок?
- Сейчас урок слуховой работы
Если ученик затрудняется ответить самостоятельно, он выбирает правильный ответ, написанный на табличке.
2. Основная часть
-Будем делать артикуляционную гимнастику.
выполняют упражнения за педагогом.
1. «Чашечка» (рот приоткрыт, несильно высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, слегка загнув вверх боковые края и кончик языка. Язык должен быть на уровне верхней губы.)
2. «Вкусное варенье»(рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю губу, меняя направление движений. Нижняя челюсть неподвижна.)
3. «Фокус»( Улыбнуться, приоткрыть рот, на кончик носа положить ватку. Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.)
Учащиеся прочитывают слова все вместе, педагог следит за правильным произношением, ударением. Так же педагог может попросить отдельных учеников прочитать слова.
- Молодцы. Что мы делали?
- Мы читали слоги и слова.
Педагог задает вопросы устно без экрана. Учащиеся отвечают устно, не используя дактильную речь.
Развитие слухового восприятия
- Прочитайте стихотворение.
Прочитывают стихотворение.
Что за чудо- кошка
Села на окошко?
На окошко села,
Песенку запела.
Педагог и дети сопряжено-отраженно прочитывают задание. Стихотворение прочитывается сначала педагогом, потом отдельными учащимися, а потом всем классом. Педагог следит за правильным произношением, ударением, ритмом и интонацией речи учащихся.
- Сегодня мы с вами будем вспоминать домашних животных. Назовите, каких домашних животных вы знаете?
Ответы детей.
-Кошка, собака, осел, лошадь, корова, свинья.
Педагог задает вопросы устно, без экрана. Учащиеся отвечают устно.
- Молодцы, верно.
Педагог дает оценку деятельности работы учащихся
- Слушайте, кто это? (звук, на экране картинка животного)
Ответы детей
-Это кошка
Педагог задает вопрос устно. Включается звук, учащиеся внимательно слушают, а потом отвечают на вопрос. После этого на экране появляется картинка кошки, что подтверждает или опровергает ответ учащихся.
-Костя, назови части тела кошки.
-У кошки есть лапы, туловище, голова, хвост.
Педагог задает вопросы устно за экраном. Ученик отвечает устно. В ходе работы педагог привлекает всех учащихся следить за ответами одноклассников, постоянно мотивируя их вопросами «Верно? Костя правильно сказал?...»
- Верно.
Педагог дает оценку за экраном
- Слушайте, кто это?
Ответы детей
-Это собака.
Педагог задает вопрос устно. Включается звук, учащиеся внимательно слушают, а потом отвечают на вопрос. После этого на экране появляется картинка собаки, что подтверждает или опровергает ответ учащихся.
- Оля, назови части тела собаки.
-У собаки есть лапы, хвост, голова, туловище.
Если ученик затрудняется ответить, педагог ему помогает. Тогда ученик отвечает сопряжено-отраженно за педагогом.
-Верно.
- Слушайте, кто это?
Ответы детей
-Это свинья.
Педагог задает вопрос устно. Включается звук, учащиеся внимательно слушают, а потом отвечают на вопрос. После этого на экране появляется картинка свиньи, что подтверждает или опровергает ответ учащихся.
-Назовите части тела свиньи
У свиньи есть хвост, туловище, голова, пятачок.
Педагог задает вопрос без экрана. Если ученик затрудняется ответить, педагог ему помогает. Тогда ученик отвечает сопряжено-отраженно за педагогом.
- Верно.
- Слушайте, кто это?
-Это лошадь.
Педагог задает вопрос устно. Включается звук, учащиеся внимательно слушают, а потом отвечают на вопрос устно.
-Назовите части тела лошади?
-У лошади есть ноги, туловище, грива, голова, хвост.
Если ученик затрудняется ответить, педагог ему помогает. Тогда ученик отвечает сопряжено-отраженно за педагогом.
- Молодцы.
- Слушайте, кто это?
-Это корова.
Педагог задает вопрос устно. Включается звук, учащиеся внимательно слушают, а потом отвечают на вопрос устно.
-Назовите части тела коровы
-У коровы есть ноги, туловище, голова, хвост, рога.
Если ученик затрудняется ответить, педагог ему помогает. Тогда ученик отвечает сопряжено-отраженно за педагогом.
- Верно.
- Сейчас вспомним, кто где живет?
Педагог задает вопрос устно, а учащиеся проговаривают за ним.
- Где живет…(кошка)?
Ответы детей
-Кошка живет в доме.
-Лошадь живет в сарае.
-Собака живет в конуре (доме).
-Корова живет в сарае.
Педагог задает вопросы за экраном, учащиеся внимательно слушают и отвечают устно. Педагог следит за тем, чтобы все учащиеся следили за ответами друг друга, постоянно задавая вопросы «Оля правильно сказала?...»
- Встаньте. Будем делать гимнастику.
(дети прочитывают слова и выполняют соответствующие движения за педагогом.)
Педагог дает инструкцию устно. Учащиеся вместе с педагогом почитывают сопряжено-отраженно текст разминки и выполняют соответствующие движения.
- Молодцы. Что мы делали?
-Мы делали гимнастику.
Педагог задает вопросы устно за экраном, учащиеся отвечают устно.
- Сядьте на места
Садятся на места
Педагог дает инструкцию устно.
- Кто что делает?
Учащиеся составляют правильные словосочетания.
-Кошка мяукает.
-Собака лает.
-Корова мычит.
-Лошадь ржет.
Педагог задает вопрос устно без экрана. Учащиеся составляют и прочитывают полученные словосочетания, стараясь не использовать дактильную речь.
- Найдите лишнее животное?
Ответы детей
Гусь – это домашняя птица.
Корова, лошадь, собака, кошка, свинья- это домашние животные.
Педагог дает инструкцию устно. Учащиеся отвечают устно. Учитель следит за правильным произношением учащихся.
- Молодцы
Педагог дает оценку
- Будем смотреть мультфильм.
Учащиеся прочитывают табличку
- Как называется мультфильм?
-Мультфильм называется «Два веселых гуся» (прочитывают название)
Учащиеся прочитывают табличку
(по ходу мультфильма педагог задает вопросы:«Кто это?», «Сколько гусей?», «Какого цвета гуси?»)
Отвечают на вопросы.
-Это бабушка, дедушка, гуси.
-Два гуся.
-Серый и белый.
Все вопросы педагог задает устно, дети тоже дают устные ответы.
-Что мы делали?
-Мы смотрели мультфильм
Педагог задает вопрос за экраном, учащиеся выбирают и прочитывают правильный ответ.
-Встаньте в круг.
Выполняют инструкцию педагога
Дети встают в круг, каждый ребенок занимает по 2 световых луча разного цвета.
-Будем слушать песню «Два веселых гуся»
Прочитывают название песни. Слушают и выполняют простые движения за педагогом.
Педагог своей рукой пересекает световой луч и начинает звучать песня «Два веселых гуся». Вторым пересечением светового луча звучание песни останавливается.
-Будем играть сами.
Педагог дает инструкцию устно
-Оля, какого цвета у тебя круг?
-У меня желтый и зеленый круг
Педагог задает вопросы каждому ученику через экран. Каждый ученик отвечает устно, какого цвета его световые лучи.
-Маша, какого цвета у тебя круг?
-У меня красный и оранжевый круг
-Костя, какого цвета у тебя круг?
-У меня фиолетовый и синий круг.
Педагог показывает на доске необходимый цвет, а дети пересекают соответствующие лучи специальными ракетками, благодаря которым «включается» определенная нотка. Их созвучие дает возможность услышать мелодию данной песенки «Два веселых гуся»
Данная песня заранее расписана по нотам. каждая нота обозначена цветом, соответствующим цветам световых лучей. Важно соблюдать строгую последовательность «включения» нот. Эта работа требует от каждого учащегося большого внимания, усидчивости. Этот вид работы очень нравится учащимся, так как они сами являются активными участниками процесса.
-Молодцы.
Дети хлопают друг другу.
Педагог проговаривает устно
3.Подведение итогов.
-Что мы сегодня делали на уроке?
-Мы слушали, говорили, отвечали на вопросы, играли.
Педагог задает вопросы устно без экрана
-О ком мы говорили сегодня?
-О домашних животных.
Учащиеся отвечают устно
-Занимались сегодня все хорошо. Можете идти в класс.
- До свидания.
Педагог дает оценку работы класса устно, прощается с ними. Учащиеся отвечают устно.