Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок-расследование

Опричнина и ее последствия. Урок-расследование

Submitted by Алексей Михайлович Лосевский on пн, 22/10/2012 - 14:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лосевский Алексей Михайлович
Место работы, должность: 
МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова, с. Песчанокопское, Ростовская область, учитель истории и обществознания
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

      образовательные:
- уяснить суть опричнины, а также её тяжёлых последствий для развития страны;
- показать, что опричнина – политика, направленная на форсированную централизацию, предпринятую без достающих экономических и социальных предпосылок, а поэтому выливающуюся в массовый террор.
      развивающие:
- формировать навыки работы с различными оценками опричнины;
- развивать умения делать выводы на основе полученных знаний;
- совершенствовать умения работать с проектами и презентациями.
      воспитательные:
- пробудить в детях интерес к изучаемому событию Отечественной истории;
- способствовать развитию творческих способностей учеников.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: 

проектор, экран, ноутбук (персональный компьютер), листы с заданиями группам, тесты

Используемые ЦОР: 

 Авторская презентация к уроку-расследованию Лосевского А.М.

Краткое описание: 
Форма и организация урока: урок-игра, в ходе которой учащиеся повторяют и обобщают знания по теме «Опричнина»

 

У Р О К – Р А С С Л Е Д О В А Н И Е


Открыть сердце каждому для каждого

Фото пользователя Галина Ананьевна Краснова
Submitted by Галина Ананьевна Краснова on чт, 02/12/2010 - 18:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Краснова Галина Ананьевна
Место работы, должность: 
МОУ"Александровская ООШ"
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Цели урока: 1.Образовательные: провести художественный анализ произведения. 2.Развивающие: активизировать познавательный интерес, способствовать формированию навыка анализа текста художественного произведения, развивать речевые и коммуникативные навыки учащихся. 3.Воспитательные: способствовать развитию у учащихся высоких нравственных ценностей: сострадания, милосердия, доброты, любви к ближнему.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

 
 
Урок – расследование на тему:
«Открыть сердце каждому для каждого» (9 класс)
Цели урока:
1.Образовательные: провести художественный анализ произведения.  
2.Развивающие: активизировать познавательный интерес, способствовать формированию навыка анализа текста художественного произведения, развивать речевые и коммуникативные навыки учащихся.
3.Воспитательные: способствовать развитию у учащихся высоких нравственных ценностей: сострадания, милосердия, доброты, любви к ближнему.
Задачи:
1. Провести открытое расследование причины гибели Людочки.
2. Определить путем художественного анализа процессы духовной и    социальной жизни общества.
3. Подчеркнуть актуальность проблематики рассказа. Выработать нравственные качества учащихся.
     Форма данного урока предполагает формирование малых групп, имеющих конкретные задачи по художественному анализу образа Людочки.

Малые группы
Задачи
Следователи
провести расследование причин гибели Людочки
 
 
Свидетели
помочь следствию охарактеризовать внешний облик и внутренний мир героя
 
Социологи
определить социальное положение Людочки и условия жизни
 
Литературоведы
не допускать отступлений от авторского тек ста и искажений фактов по содержанию
 
Корреспонденты
определить актуальность проблематики рассказа, подготовить заметку для газеты
 

 
 
   Каждая группа имела перспективное задание и заранее готовилась к уроку;
реализовывала свои задачи под углом раскрытия общей темы урока.
Ход урока.
 Слово учителя.  Рассказ В.П. Астафьева «Людочка» (1989) очень актуален в наши дни, т. к. поднимает проблемы душевной черствости, равнодушия, проблемы спада общих нравственных ценностей, в рассказе писатель показывает нам бездумно – жестокую действительность, где обесценены и природа и человек.
      В произведении погибает человек, который, казалось бы, имеет преимущественное право на жизнь, на радость, но который и более беззащитен перед силами зла, как и сама природа. Совершается насилие над человеческим естеством. И хотя Людочка с ее едва зародившейся жизнью выглядит маленьким, едва приметным существом, случившееся с девушкой оглушает нас своей чудовищной жестокостью и несправедливостью. «Почему же эта история так жжет сердце? Спрашивает себя и нас автор – Виктор Петрович Астафьев – может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?»
      И может быть, почему же, думая о Людочке, о ее судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут ее ровесники и их близкие, невольно хочется сказать, это хуже правды…»
      Хотя история затрагивает малый круг людей и происходит в отдаленном, как говорится, богом забытом уголке России, но в ней, как в капле росы отражены наболевшие процессы духовной и социальной жизни общества.
     И в нас все ощутимее зреет протест против тех, кто искалечил и погубил Людмилу, против разросшейся вокруг нас дурнолесья и дурнотравья, против всякого рода стрекачей, против всего, что отравляет нашу жизнь, подобно зловонной сточной канаве в железнодорожном парке, лишает нас красоты и радости
     - Итак, давайте мы с вами, ребята еще раз войдем в рассказ Астафьева и проведем расследование причин гибели Людочки.
      Слово социологам, которые напомнят нам еще раз , где, в какой семье выросла Людочка, в каких условиях живет  в городе.
- Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием  Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец – колхозником. Отец рано умер от давнего закоренелого пьянства. Мать пустила в их дом одного тракториста из леспромхоза.
      Когда Людочка окончила десять классов, мать сказала, чтоб она ехала в город.
- В городе она устраивается на работу в парикмахерскую, хочет сдать на мастера, но не сдает, потому что учение у нее шло туговато. Живет на квартире у старой больной Гавриловны. «Людочка цирюльное дело практиковала на девчонках, которым делала сногшибательные прически, стригла и пацанов. В городке ее вся молодежь знала, поэтому ее никто не трогал, не обижал, хотя ей приходилось возвращаться даже ночью через темный заброшенный парк, где постоянно обитали городские хулиганы и который разросся дурнолесьем и дурнотравьем».
- Но вскоре в железнодорожный поселок вернулся из мест совсем отдаленных всем в местной округе известный человек по прозвищу Стрекач. Это был «порочный с раннего детства задроченный человек». Он уже в раннем детстве занялся разбоем. Однажды вечером Стрекач поймал в парке Людочку и изнасиловал. И с этого момента жизнь Людочки начала сокращаться с каждой минутой. Она съездила в свою деревню, затем повесилась в парке на тополе с корявым суком над тропинкой.
Учитель. Почему же Людочка поспешила расстаться с жизнью? В чем искать причину?
      Слово берут следователи.
- Мы хотим напомнить вам вот что. Бедная Лиза и Людочка эти две истории, рассказанные с разницею в два столетия именитыми для своего времени русскими писателями, очень схожи внешней канвой сюжета. В самом деле – обе юные героини Лиза и Людочка, рано оставшись без отцов, растут на попечении матерей, рано начинают зарабатывать на проживание собственным трудом и семнадцати лет обе сводят счеты с жизнью. Лиза бросается в воду из-за того, что ее не любит один дорогой ее сердцу человек. Людочка хватается за веревку, потому что ее никто не любит.
- Астафьев рисует с такой болью, тревогой страх незащищенного человеческого существования. Причем страх не столько самой Людочки. Ведь дети, как заметил еще Л.Толстой, для каждого из нас – новая область уязвимости, нашей же открытости, надежды и тревог. Все остальные герои рассказа – и мать Людочки, вытолкнувшая ее в город, живущая запоздалым бабьим счастьем, и старая хитроватая парикмахерша Гавриловна, тоже выталкивающая ее с квартиры, боясь мести орды хулиганов и суровый отчим – каждый на свой лад забронировались, укрылись перед растущим ожесточением.
 Учитель. Т.е. вы хотите сказать, что Людочка со своей бедой осталась одна. Но только ли сейчас она оказывается в одиночестве, без любви и поддержки окружающих ее людей? Как к ней относился отчим, мать, Гавриловна?..
     Читатели высказывают собственное понимание содержания рассказа
- Постоялец никак не относится к Людочке, ни хорошо, ни плохо, не ругал ее, не обижал, куском не корил. Жил он, жила она в одном доме – и только.
- Гавриловна Людочку пустила к себе оттого, что угадала в ней деревенскую родню, не испорченную еще городом, да и тяготиться стала одиночеством…
- Гавриловна, почуяв слабинку в характере постоялицы, сбыла на девочку все домашние дела, весь хозяйский обиход…
-«Недосыпала, правда, Людочка, голову иногда кружило, и кровь носом шла, но она ваткой нос заткнет, полежит на спине – и все в порядке, не цаца какая, чтоб по больницам шляться, да и носик у нее маленький, аккуратненький, из него крови – то вытекает всего ничего».  
Учитель. Даже после трагедии, случившейся с ней в парке, она не находит поддержки, любви, никто не протянул ей руку помощи.
Читатели. Гавриловна начала говорить, что «бабье сердце беречь надо, остальное у нее износу не знает… И родится баба не под нож, а под совсем другое…Ну сорвали плонбу, подумаешь, экая беда. Нонче это не изъян, тьфу. Нонче замуж какую попало берут, нонче на эти дела…»
- Когда Людочка со своим горем поехала в деревню, к матери, мать сразу смекнула, какая беда с ней приключилась. Она рассуждала про себя, что … «через ту беду, не беду, скорее неизбежность, все бабы поздно или рано пройти должны. И каждая баба проходит ее одна и сама же с бедой и совладать обязана…»
- … Поскольку со всеми своими бедами – напастями и с жизнью своей мать Людочки привыкла справляться одна, так и думать привыкла:
на роду бабьем даже как бы записано – терпи. Мать не от суровости характера, а от стародавней привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу – пусть сама со своей ношей, со своей долей управляется, закаляется русской, и своего добра достаточно донести бы , не растрясти себя до тех пределов, которое судьбой иль Богом определены. Она в голодные, холодные годы, с мужиком – пьяницей, худо - бедно подняла, вырастила дитя, надо и на другого где-то и как- то сил набраться, или последние силы, что в ней , да и не в ней уже, в корнях ее рода бывших, сохранить.
- Астафьев в рассказе в нескольких местах подчеркивает, что мать постоянно о чем – то своем думает… «и опять погружаясь в себя, словно бы из сна уже, добавила: - Так, видно Богу было угодно …».  «Все теперь о боге вспомнили. Все упованьем, с жалобами к нему, как в сельсовет…» - начала Людочка, но почувствовала, что слова ее, даже звуки слов, повисли в пустоте, пылью осели на стены – мать не слушала и не слышала ее.  
- И когда Людочка доила корову на цветущем травяном бугре, все смотрела, смотрела в заречные дали, все вспоминала и вспоминала, ей казалось, что память ее, душа ли продолжается там, в нарядном заречье, и слышат ее там, да отзываться некому.    
    «… Сейчас вот, на лугу, за покинутой родной деревней, она вдруг ощутила такую острую тоску, такую неодолимую тягу к кому– нибудь живому, что подумалось: побежать бы в леспромхоз, за семь верст, найти отчима, прислониться к нему и выплакаться на его грубой груди. Может, он ее и погладит по голове, пожалеет…»
Учитель. Что особенно поражает в героях Астафьева?
Литературоведы. – Одиночество. Жуткое и неизменное.
Учитель. Пытается ли Людочка вырваться из этого чувства?
- Да. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим жил в доме с Людочкой, никак не относился к ней. Одиноки Гавриловна, Стрекач.
Следователи. – Она чужая в родном доме. Чужая среди людей. Людочка не может идти наперекор своей совести и кончает жизнь самоубийством, до конца оставаясь нравственно чистой.
- Постепенно приходит понимание того, что смерть Людочки трагичнее отказа от жизни многих выдающихся людей. Ведь Людочку по недалекости, все устраивало в этой убогой жизни, до тех пор, пока …). Она надеялась только на себя, и ей даже не нужен был срочно развитой социализм и понимание многих для счастья.
- Эту смерть сравниваешь со смертью наивного ребенка. Это то, с чем не мог согласиться еще Достаевский – искупление невинными и непонимающими даже чьих-то грехов. А Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекача, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодежи городка и т.д.
Учитель. Рассказ на редкость трогателен, потому что мы постоянно чувствуем, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. Ирония автора никого не щадит. Достается современной молодежи, обывателям, партии «рулевому» и всей нашей жизни. Это тип гоголевского «смеха сквозь слезы», но более трагичного и безвыходного.
Учитель.  Вспомним Людочку перед смертью. О чем она вспоминает?
Свидетели.
- Людочка перед самоубийством вспоминает эпизоды из своей жизни, думает о том, что в беде, в одиночестве люди все одинаковы. Она думает уехать из этого поселка, но тут же у нее «мелькнула мысль, да тут же и другая мысль перебила первую: там, в лесу – то, стрекач на стрекаче, и все с усами…
- Она также вспомнила, что когда потеряла комсомольский значок, никто ее про это не спрашивал. «Никто ни про что не спрашивал – никому до меня нет дела».
Литературоведы  – Астафьев, когда описывает Людочку в последние минуты ее жизни, пишет: «А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?»
 - По – видимому, Астафьев не может справиться с захватившим его негодованием над звериной сущностью человека, над тем, что происходит в нашей жизни.
Учитель. Отчим встал на путь борьбы со злом. Но он борется сознательно или бессознательно?
Учитель. Все ли в рассказе так трагично, жутко, что нет места добру, милосердию?
Свидетели. – Дар милосердия, но этот дар негромкий, незаметный, оживает в Людочке в больничной палате возле умирающего лесоруба, на реке, когда она видит и жалеет исколотого (будто израненного) отчима.
Читатели- учащиеся высказывают собственное понимание содержания рассказа и образа Людочки. В своих рассуждениях они выходят за рамки астафьевского рассказа:
- Как же надо жить: на зло отвечать злом? На жестокость жестокостью?
- Как вести себя, если к тебе применяют насилие?
- Наказывается ли по закону равнодушие людей, на глазах которых совершается жестокость?  
- Ребята, а как бы вы спасли Людочку?  
   Следователи подытоживают расследование:
- Людочка одинока в мире, который его окружает, где размыты границы между добром и злом, попраны высокие идеалы, торжествует бездуховность. Ее окружают равнодушие, зло, жестокость, насилие.
- Многое неправильно в человеческой жизни. Разве можно измерить потерю человека, можно ли это вписать в какой – то документ за отчетный период? «Людочка» дает яркую картину: не все благополучно с этой моралью, которая должна быть у всех одна. У преступников своя мораль, у честных людей другая, у начальника областного УВД -третья.
- Миру нельзя так долго злиться и находиться в состоянии этакой беспомощной и страдающей безнадежности. Нам нужны силы, оптимизм, вера. Через страдание – к светлому, человеколюбию.
    Корреспонденты делают вывод о том, что не нужно быть злым, жестоким, что только доброта спасает мир.
- Мы думаем, что все зависит только от нас самих. Мы не должны проходить мимо зла, закрывшись руками. Зло всегда должно быть наказуемо.
 - Но один человек не может победить все отрицательное в обществе. Для этого все люди должны объединиться, жить одной моралью, одними нравственными ценностями. Вообще, любой человек должен остаться прежде всего человеком, настоящим человеком и не уподобляться, как в астафьевском рассказе, неистовствующему стаду.
- Раз мы живем в человеческом обществе, долг каждого из нас быть добросовестным, порядочным, добрым, чутким к близким и чужим людям, открыть сердце каждому для каждого.
Учитель. Довольно долго людям говорилось: боритесь, повышайте, добивайтесь.
И слишком мало: любите друг друга, жалейте друг друга, сострадайте друг другу.
     В столь трудное время что может спасти нас? Только сострадание, милосердие, доброта, любовь к ближнему способны изменить жизнь к лучшему. Помните золотое правило Библии? ( «Итак, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»)
( учительница читает стих. Э. Асадова «В народе говорят, что человек…»)
В народе говорят, что человек,
Когда он что-то доброе свершает,
То свой земной, свой человечий век
Не менее чем на год продлевает.
 
А потому, чтоб жизнь не подвела
И чтоб прожить вам более столетия,
Шагайте, люди, избегая зла,
И помните, что добрые дела —
Вернейшая дорога в долголетие!
Краткое описание: 
Каждая группа имела перспективное задание и заранее готовилась к уроку; реализовывала свои задачи под углом раскрытия общей темы урока.

»  Tags for document:

Открыть сердце каждому для каждого

Фото пользователя Галина Ананьевна Краснова
Submitted by Галина Ананьевна Краснова on чт, 02/12/2010 - 18:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Краснова Галина Ананьевна
Место работы, должность: 
МОУ"Александровская ООШ"
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Цели урока: 1.Образовательные: провести художественный анализ произведения. 2.Развивающие: активизировать познавательный интерес, способствовать формированию навыка анализа текста художественного произведения, развивать речевые и коммуникативные навыки учащихся. 3.Воспитательные: способствовать развитию у учащихся высоких нравственных ценностей: сострадания, милосердия, доброты, любви к ближнему.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

 
 
Урок – расследование на тему:
«Открыть сердце каждому для каждого» (9 класс)
Цели урока:
1.Образовательные: провести художественный анализ произведения.  
2.Развивающие: активизировать познавательный интерес, способствовать формированию навыка анализа текста художественного произведения, развивать речевые и коммуникативные навыки учащихся.
3.Воспитательные: способствовать развитию у учащихся высоких нравственных ценностей: сострадания, милосердия, доброты, любви к ближнему.
Задачи:
1. Провести открытое расследование причины гибели Людочки.
2. Определить путем художественного анализа процессы духовной и    социальной жизни общества.
3. Подчеркнуть актуальность проблематики рассказа. Выработать нравственные качества учащихся.
     Форма данного урока предполагает формирование малых групп, имеющих конкретные задачи по художественному анализу образа Людочки.

Малые группы
Задачи
Следователи
провести расследование причин гибели Людочки
 
 
Свидетели
помочь следствию охарактеризовать внешний облик и внутренний мир героя
 
Социологи
определить социальное положение Людочки и условия жизни
 
Литературоведы
не допускать отступлений от авторского тек ста и искажений фактов по содержанию
 
Корреспонденты
определить актуальность проблематики рассказа, подготовить заметку для газеты
 

 
 
   Каждая группа имела перспективное задание и заранее готовилась к уроку;
реализовывала свои задачи под углом раскрытия общей темы урока.
Ход урока.
 Слово учителя.  Рассказ В.П. Астафьева «Людочка» (1989) очень актуален в наши дни, т. к. поднимает проблемы душевной черствости, равнодушия, проблемы спада общих нравственных ценностей, в рассказе писатель показывает нам бездумно – жестокую действительность, где обесценены и природа и человек.
      В произведении погибает человек, который, казалось бы, имеет преимущественное право на жизнь, на радость, но который и более беззащитен перед силами зла, как и сама природа. Совершается насилие над человеческим естеством. И хотя Людочка с ее едва зародившейся жизнью выглядит маленьким, едва приметным существом, случившееся с девушкой оглушает нас своей чудовищной жестокостью и несправедливостью. «Почему же эта история так жжет сердце? Спрашивает себя и нас автор – Виктор Петрович Астафьев – может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?»
      И может быть, почему же, думая о Людочке, о ее судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут ее ровесники и их близкие, невольно хочется сказать, это хуже правды…»
      Хотя история затрагивает малый круг людей и происходит в отдаленном, как говорится, богом забытом уголке России, но в ней, как в капле росы отражены наболевшие процессы духовной и социальной жизни общества.
     И в нас все ощутимее зреет протест против тех, кто искалечил и погубил Людмилу, против разросшейся вокруг нас дурнолесья и дурнотравья, против всякого рода стрекачей, против всего, что отравляет нашу жизнь, подобно зловонной сточной канаве в железнодорожном парке, лишает нас красоты и радости
     - Итак, давайте мы с вами, ребята еще раз войдем в рассказ Астафьева и проведем расследование причин гибели Людочки.
      Слово социологам, которые напомнят нам еще раз , где, в какой семье выросла Людочка, в каких условиях живет  в городе.
- Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием  Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец – колхозником. Отец рано умер от давнего закоренелого пьянства. Мать пустила в их дом одного тракториста из леспромхоза.
      Когда Людочка окончила десять классов, мать сказала, чтоб она ехала в город.
- В городе она устраивается на работу в парикмахерскую, хочет сдать на мастера, но не сдает, потому что учение у нее шло туговато. Живет на квартире у старой больной Гавриловны. «Людочка цирюльное дело практиковала на девчонках, которым делала сногшибательные прически, стригла и пацанов. В городке ее вся молодежь знала, поэтому ее никто не трогал, не обижал, хотя ей приходилось возвращаться даже ночью через темный заброшенный парк, где постоянно обитали городские хулиганы и который разросся дурнолесьем и дурнотравьем».
- Но вскоре в железнодорожный поселок вернулся из мест совсем отдаленных всем в местной округе известный человек по прозвищу Стрекач. Это был «порочный с раннего детства задроченный человек». Он уже в раннем детстве занялся разбоем. Однажды вечером Стрекач поймал в парке Людочку и изнасиловал. И с этого момента жизнь Людочки начала сокращаться с каждой минутой. Она съездила в свою деревню, затем повесилась в парке на тополе с корявым суком над тропинкой.
Учитель. Почему же Людочка поспешила расстаться с жизнью? В чем искать причину?
      Слово берут следователи.
- Мы хотим напомнить вам вот что. Бедная Лиза и Людочка эти две истории, рассказанные с разницею в два столетия именитыми для своего времени русскими писателями, очень схожи внешней канвой сюжета. В самом деле – обе юные героини Лиза и Людочка, рано оставшись без отцов, растут на попечении матерей, рано начинают зарабатывать на проживание собственным трудом и семнадцати лет обе сводят счеты с жизнью. Лиза бросается в воду из-за того, что ее не любит один дорогой ее сердцу человек. Людочка хватается за веревку, потому что ее никто не любит.
- Астафьев рисует с такой болью, тревогой страх незащищенного человеческого существования. Причем страх не столько самой Людочки. Ведь дети, как заметил еще Л.Толстой, для каждого из нас – новая область уязвимости, нашей же открытости, надежды и тревог. Все остальные герои рассказа – и мать Людочки, вытолкнувшая ее в город, живущая запоздалым бабьим счастьем, и старая хитроватая парикмахерша Гавриловна, тоже выталкивающая ее с квартиры, боясь мести орды хулиганов и суровый отчим – каждый на свой лад забронировались, укрылись перед растущим ожесточением.
 Учитель. Т.е. вы хотите сказать, что Людочка со своей бедой осталась одна. Но только ли сейчас она оказывается в одиночестве, без любви и поддержки окружающих ее людей? Как к ней относился отчим, мать, Гавриловна?..
     Читатели высказывают собственное понимание содержания рассказа
- Постоялец никак не относится к Людочке, ни хорошо, ни плохо, не ругал ее, не обижал, куском не корил. Жил он, жила она в одном доме – и только.
- Гавриловна Людочку пустила к себе оттого, что угадала в ней деревенскую родню, не испорченную еще городом, да и тяготиться стала одиночеством…
- Гавриловна, почуяв слабинку в характере постоялицы, сбыла на девочку все домашние дела, весь хозяйский обиход…
-«Недосыпала, правда, Людочка, голову иногда кружило, и кровь носом шла, но она ваткой нос заткнет, полежит на спине – и все в порядке, не цаца какая, чтоб по больницам шляться, да и носик у нее маленький, аккуратненький, из него крови – то вытекает всего ничего».  
Учитель. Даже после трагедии, случившейся с ней в парке, она не находит поддержки, любви, никто не протянул ей руку помощи.
Читатели. Гавриловна начала говорить, что «бабье сердце беречь надо, остальное у нее износу не знает… И родится баба не под нож, а под совсем другое…Ну сорвали плонбу, подумаешь, экая беда. Нонче это не изъян, тьфу. Нонче замуж какую попало берут, нонче на эти дела…»
- Когда Людочка со своим горем поехала в деревню, к матери, мать сразу смекнула, какая беда с ней приключилась. Она рассуждала про себя, что … «через ту беду, не беду, скорее неизбежность, все бабы поздно или рано пройти должны. И каждая баба проходит ее одна и сама же с бедой и совладать обязана…»
- … Поскольку со всеми своими бедами – напастями и с жизнью своей мать Людочки привыкла справляться одна, так и думать привыкла:
на роду бабьем даже как бы записано – терпи. Мать не от суровости характера, а от стародавней привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу – пусть сама со своей ношей, со своей долей управляется, закаляется русской, и своего добра достаточно донести бы , не растрясти себя до тех пределов, которое судьбой иль Богом определены. Она в голодные, холодные годы, с мужиком – пьяницей, худо - бедно подняла, вырастила дитя, надо и на другого где-то и как- то сил набраться, или последние силы, что в ней , да и не в ней уже, в корнях ее рода бывших, сохранить.
- Астафьев в рассказе в нескольких местах подчеркивает, что мать постоянно о чем – то своем думает… «и опять погружаясь в себя, словно бы из сна уже, добавила: - Так, видно Богу было угодно …».  «Все теперь о боге вспомнили. Все упованьем, с жалобами к нему, как в сельсовет…» - начала Людочка, но почувствовала, что слова ее, даже звуки слов, повисли в пустоте, пылью осели на стены – мать не слушала и не слышала ее.  
- И когда Людочка доила корову на цветущем травяном бугре, все смотрела, смотрела в заречные дали, все вспоминала и вспоминала, ей казалось, что память ее, душа ли продолжается там, в нарядном заречье, и слышат ее там, да отзываться некому.    
    «… Сейчас вот, на лугу, за покинутой родной деревней, она вдруг ощутила такую острую тоску, такую неодолимую тягу к кому– нибудь живому, что подумалось: побежать бы в леспромхоз, за семь верст, найти отчима, прислониться к нему и выплакаться на его грубой груди. Может, он ее и погладит по голове, пожалеет…»
Учитель. Что особенно поражает в героях Астафьева?
Литературоведы. – Одиночество. Жуткое и неизменное.
Учитель. Пытается ли Людочка вырваться из этого чувства?
- Да. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим жил в доме с Людочкой, никак не относился к ней. Одиноки Гавриловна, Стрекач.
Следователи. – Она чужая в родном доме. Чужая среди людей. Людочка не может идти наперекор своей совести и кончает жизнь самоубийством, до конца оставаясь нравственно чистой.
- Постепенно приходит понимание того, что смерть Людочки трагичнее отказа от жизни многих выдающихся людей. Ведь Людочку по недалекости, все устраивало в этой убогой жизни, до тех пор, пока …). Она надеялась только на себя, и ей даже не нужен был срочно развитой социализм и понимание многих для счастья.
- Эту смерть сравниваешь со смертью наивного ребенка. Это то, с чем не мог согласиться еще Достаевский – искупление невинными и непонимающими даже чьих-то грехов. А Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекача, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодежи городка и т.д.
Учитель. Рассказ на редкость трогателен, потому что мы постоянно чувствуем, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. Ирония автора никого не щадит. Достается современной молодежи, обывателям, партии «рулевому» и всей нашей жизни. Это тип гоголевского «смеха сквозь слезы», но более трагичного и безвыходного.
Учитель.  Вспомним Людочку перед смертью. О чем она вспоминает?
Свидетели.
- Людочка перед самоубийством вспоминает эпизоды из своей жизни, думает о том, что в беде, в одиночестве люди все одинаковы. Она думает уехать из этого поселка, но тут же у нее «мелькнула мысль, да тут же и другая мысль перебила первую: там, в лесу – то, стрекач на стрекаче, и все с усами…
- Она также вспомнила, что когда потеряла комсомольский значок, никто ее про это не спрашивал. «Никто ни про что не спрашивал – никому до меня нет дела».
Литературоведы  – Астафьев, когда описывает Людочку в последние минуты ее жизни, пишет: «А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?»
 - По – видимому, Астафьев не может справиться с захватившим его негодованием над звериной сущностью человека, над тем, что происходит в нашей жизни.
Учитель. Отчим встал на путь борьбы со злом. Но он борется сознательно или бессознательно?
Учитель. Все ли в рассказе так трагично, жутко, что нет места добру, милосердию?
Свидетели. – Дар милосердия, но этот дар негромкий, незаметный, оживает в Людочке в больничной палате возле умирающего лесоруба, на реке, когда она видит и жалеет исколотого (будто израненного) отчима.
Читатели- учащиеся высказывают собственное понимание содержания рассказа и образа Людочки. В своих рассуждениях они выходят за рамки астафьевского рассказа:
- Как же надо жить: на зло отвечать злом? На жестокость жестокостью?
- Как вести себя, если к тебе применяют насилие?
- Наказывается ли по закону равнодушие людей, на глазах которых совершается жестокость?  
- Ребята, а как бы вы спасли Людочку?  
   Следователи подытоживают расследование:
- Людочка одинока в мире, который его окружает, где размыты границы между добром и злом, попраны высокие идеалы, торжествует бездуховность. Ее окружают равнодушие, зло, жестокость, насилие.
- Многое неправильно в человеческой жизни. Разве можно измерить потерю человека, можно ли это вписать в какой – то документ за отчетный период? «Людочка» дает яркую картину: не все благополучно с этой моралью, которая должна быть у всех одна. У преступников своя мораль, у честных людей другая, у начальника областного УВД -третья.
- Миру нельзя так долго злиться и находиться в состоянии этакой беспомощной и страдающей безнадежности. Нам нужны силы, оптимизм, вера. Через страдание – к светлому, человеколюбию.
    Корреспонденты делают вывод о том, что не нужно быть злым, жестоким, что только доброта спасает мир.
- Мы думаем, что все зависит только от нас самих. Мы не должны проходить мимо зла, закрывшись руками. Зло всегда должно быть наказуемо.
 - Но один человек не может победить все отрицательное в обществе. Для этого все люди должны объединиться, жить одной моралью, одними нравственными ценностями. Вообще, любой человек должен остаться прежде всего человеком, настоящим человеком и не уподобляться, как в астафьевском рассказе, неистовствующему стаду.
- Раз мы живем в человеческом обществе, долг каждого из нас быть добросовестным, порядочным, добрым, чутким к близким и чужим людям, открыть сердце каждому для каждого.
Учитель. Довольно долго людям говорилось: боритесь, повышайте, добивайтесь.
И слишком мало: любите друг друга, жалейте друг друга, сострадайте друг другу.
     В столь трудное время что может спасти нас? Только сострадание, милосердие, доброта, любовь к ближнему способны изменить жизнь к лучшему. Помните золотое правило Библии? ( «Итак, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»)
( учительница читает стих. Э. Асадова «В народе говорят, что человек…»)
В народе говорят, что человек,
Когда он что-то доброе свершает,
То свой земной, свой человечий век
Не менее чем на год продлевает.
 
А потому, чтоб жизнь не подвела
И чтоб прожить вам более столетия,
Шагайте, люди, избегая зла,
И помните, что добрые дела —
Вернейшая дорога в долголетие!
Краткое описание: 
Каждая группа имела перспективное задание и заранее готовилась к уроку; реализовывала свои задачи под углом раскрытия общей темы урока.

»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн