Submitted by Алексей Михайлович Лосевский on пн, 22/10/2012 - 14:09
У Р О К – Р А С С Л Е Д О В А Н И Е
в 10 классе
«ОПРИЧНИНА И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ»
Учитель истории
МОУ ПСОШ № 1
им. Г.В. Алисова
Лосевский А.М.
с. Песчанокопское
У Р О К - Р А С С Л Е Д О В А Н И Е:
«Опричнина и её последствия»
«Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал»
В.О. Ключевский
Цели
* образовательные:
-уяснить суть опричнины, а также её тяжёлых последствий для развития страны;
- показать, что опричнина – политика, направленная на форсированную централизацию, предпринятую без достающих экономических и социальных предпосылок, а поэтому выливающуюся в массовый террор.
развивающие:
- формировать навыки работы с различными оценками опричнины;
- развивать умения делать выводы на основе полученных знаний;
- совершенствовать умения работать с проектами и презентациями.
воспитательные:
- пробудить в детях интерес к изучаемому событию Отечественной истории;
- способствовать развитию творческих способностей учеников.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма и организация урока:урок-игра, в ходе которой учащиеся повторяют и обобщают знания по теме «Опричнина».
Оборудование:проектор, экран, ноутбук (персональный компьютер), листы с заданиями группам, тесты.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
В начале урока учитель пересказывает фрагмент Никоновской летописи, повествующей о том, как царь Иван Грозный учредил опричнину. В пересказ следует включить цитаты, уместно также стилизовать свою речь, используя архаизмы.
… … … Так было положено начало злодейству, унёсшему в следующие годы не одну тысячу жизней ни в чём не повинных людей. Необходимо провести расследование состава преступления и его мотивов.
Для этой цели были созданы группы учащихся, которые получили различные задания для составления проектов и презентаций (опережающие задания учащимся).
Мотивация – необходимо включить детей в работу, чтобы путём активизации деятельности выйти на проблему.
Составляем синквэйн – пятистрочие:
- 1- опричнина;
- 2 – кровавая (жестокая), насильственная (раскрываем признаки, понятия);
- 3 – разделять, убивать, угнетать (глаголы связаны с действием, вызванным этим понятием);
- 4 – система мер с предполагаемой изменой (излагаем мысль, которая раскрывает суть понятия);
- 5 – террор (синоним).
2. Работа в группах («Мозговой штурм»).
- Оперативная группа устанавливает, что сопутствовало началу преступного деяния, выявляет его возможных инициаторов.
- Экспертная группа, работая с различными источниками и картами, определяет количество земель, вошедших в опричнину, число жертв опричнины, её хронологические рамки и основные события.
- Следственная группа пытается выяснить мотивы преступления, причины введения и отмены опричнины.
Если позволяет время, то можно ввести роли свидетелей, задача которых – составить рассказ о каком-либо конкретном событии тех лет (карательные акции в Новгороде (глазами новгородского купца), события 1570 г. в Москве и Александровой слободе (глазами иностранца), крестьянское восприятие деятельности опричников и т.п.).
- Прокуроры формулируют обвинительное заключение, учитывая количество жертв опричнины, тяжесть её последствий и другие факторы.
- Адвокаты пытаются показать неизбежность и оправданность опричного способа централизации страны, ищут смягчающие вину обстоятельства, в том числе связанные с психическими особенностями царя Ивана.
- Судьи выносят решение, выявляя на основании всей проделанной работы сущность, положительные и отрицательные последствия опричнины.
При этом школьники могут использовать уместные цитаты, фрагменты источников, отрывки из научных работ и художественных произведений. (Роль судьи может выполнить учитель).
3. Выступления групп с докладами, проектами, презентациями (защита работ).
4. Выступления судей.
Позитивные последствия опричнины:
- уничтожение пережитков удельной старины;
- произошло усиление самодержавия, укрепление центральной власти.
Негативные последствия опричнины:
- формирование авторитарной системы управления государством, установление режима личного произвола;
- хозяйственный кризис;
- закрепощение крестьян;
- поражение в Ливонской войне, походы Стефана Батория, крымские набеги;
- ухудшение положения народа;
- рост недовольства, повлекший за собой Смутное время.
Вывод:
опричнина – сложное, противоречивое историческое явление. Иван Грозный хотел добиться полного единовластия в управлении страной, для чего нужно было подчинить себе боярско-княжескую власть, ликвидировать старые очаги удельной
системы.
Опричнина сопровождалась страшными жестокостями и принесла крайне разрушительные последствия хозяйству страны и её населению.
Борьба с пережитками феодальной раздробленности и укрепление централизованного государства прогрессивны, но террор и жестокость не могут быть средствами достижения этих целей.
5. Рефлексия и подведение итогов.
1. Введение опричнины относится к
1) 1551г. 2) 1556г.
3) 1565г. 4) 1572г.
2. Часть территории России, не вошедшая в опричнину, называлась
1) уделом 2) земщиной
3) испольщиной 4) издольщиной
3. Одним из главных исполнителей опричного террора был
1) М. Скуратов 2) А. Курбский
3) А. Адашев 4) В. Старицкий
4. К 1570г. относится разгром опричниками
1) Москвы 2) Пскова
3) Твери 4) Великого Новгорода
5. Жертвами опричного террора были
1) только бояре 2) только дворяне
3) только горожане 4) представители всех сословий
6. Митрополит Московский и Всея Руси Филипп
1) поддержал опричный террор
2) выступал с обличениями деяний опричников
3) подчинился приказу царя «не вмешиваться в опричные дела»
4) добровольно отрёкся от митрополичьего престола
7. Одной из основных причин отмены опричнины явилось
1) начало неудач в Ливонии
2) неспособность опричного войска предотвратить разгром Москвы крымскими татарами в 1571г.
3) начало освоения Западной Сибири
4) ухудшение здоровья Ивана Грозного
8. Итогом опричнины для экономики России явилось
1) значительное ускорение темпов экономического развития
2) некоторое снижение темпов экономического развития
3) начало экономического застоя
4) начало острого экономического кризиса
9. Введение опричнины привело к
1) усилению оппозиции
2) усилению уездного сепаратизма
3) укреплению самодержавия
4) усилению независимости церкви
Экспресс-опрос: кому было интересно – красный цвет
не интересно – синий цвет