О месте предметов искусства в стандартах нового поколения
Ответов - 19
Fri, 19/02/2010 - 14:13
Анна Валерьевна Степанова
На сайте с: 11/01/2010
Баллы: 572
Предлагаю обсудить проблему, связанную с местом в базисном образовательном плане, статусом и содержательным ядром предметов искусства в стандартах нового поколения на основной ступени образования. Есть опасение, что музыка и изобразительное искусство могут быть выведены из обязательной части БОП в систему дополнительного образования детей.
Добрый вечер, Анна Валерьевна! Этот вопрос волнует всех учителей музыки, ИЗО. Разговор идёт давно. Поговаривают о безотметочном обучении, зачёт-незачёт. Любые новшества имеют положительные и отрицательные стороны.
Что касается конкретно предмета музыки - сложностей много. Нет единой стандартизированной программы, где бы соблюдалась возрастная преемственность. Кабалевский - нет УМК, много восприятия музыки, Критская-Сергеева - нет программы на 9 класс, Алеев-Науменко- слог изложения непростой, учащиеся не воспринимают. А если выведут из обязательной части, ну и будет как раньше, сплошная самодеятельность!
Здравствуйте, Наталья Валентиновна! Очень понятны волнующие Вас вопросы, связанные с программно-методическим обеспечением преподавания музыки в общеобразовательном учреждении и системой оценивания, принятой для предметов искусства, хотя они отклоняются от темы, предложенной для обсуждения на форуме.
С Вашей подачи появятся новые темы и вопросы, требущие обсуждения участников: "Система оценивания результатов обучения по предметам искусства", "Программно-методическое обеспечение предметов искусства" и т.д.
Что касается программ по музыке, о которых Вы упоминаете, хочу не согласиться по некоторым позициям, поскольку в модели "Перспективная начальная школа" (изд.Академкнига) программа Д.Б. Кабалевского обеспечена УМК, авторами которого являются ученые кафедры художественного образования АПКиППРО (г.Москва) - Тамара Васильевна Челышева (д.п.н.) и Вероника Вадимовна Кузнецова (к.п.н.) Кроме того, УМК Алеева-Науменко и УМК Критской-Сергеевой также можно использовать работая по программе Д.Б. Кабалевского, так как первоначально эти комплекты создавались для обеспечения ЕГО программы и даже с посвящением Дмитрию Борисовичу... Есть ещё один замечательный комплект с программой "Музыкальное искусство" (Москва, изд.Вентана-Граф) авторов Людмилы Валентиновны Школяр, Валерии Олеговны Усачевой, Владимира Александровича Школяра. Программа полностью обеспечена по 7 класс включительно, только фонохрестоматии несколько запаздывают с тиражом и распространением, но это дело времени. В нашей области есть учителя, которые апробировали все эти комплекты, если не полностью, то частично (например, в начальной школе), для того, чтобы делать правильные выводы настоящих профессионалов о качестве тех или иных программ или УМК. Ведь часто просто читая и поверхностно изучая программы и УМК , без внедрения в практику, мы не видим плюсов и минусов авторских разработок. К тому же, в момент внедрения необходимо общение с авторами-разработчиками или их прямыми последователями, чтобы глубже понять и освоить (я бы сказала "присвоить", сделать "своей родной") ту или иную программу, тот или иной учебно-методический комплект. В конце концов каждый учитель ищет то, что ему ближе и к чему он сам готов в зависимости от уровня и специфики образования, уровня развития творческих способностей, направленности опыта, собственых интересов и склонностей. Поэтому, как говорил Дмитрий Борисович, настоящий учитель всегда делает не совсем так, как написано в программе, исходя из условий, в которых он работает, и благодаря творческой художественно-педагогической интуиции!
Спасибо Вам за активную позицию и профессионализм. Ждем публикаций Вашего музыкально-педагогического опыта на страничках нашего сообщества!!!
Поздравляю с новым учебным годом! С уважением, Анна Валерьевна
Комментарий был изменен с момента создания (avs963, пн, 23/08/2010 - 12:34).
Анна Валерьевна, больной вопрос, волнующий всех. Наши дети и так очень мало соприкасаются в своей сегодняшней действительности с искусством. Я не говорю о специализированных школах, где учатся единицы. Система зачёт-незачёт - это не страшно, полагаю и для зачтено можно потрудиться. "Есть опасение, что музыка и изобразительное искусство могут быть выведены из обязательной части БОП в систему дополнительного образования детей"- а вот это может обернуться катастрофой. С уважением, =
Комментарий был изменен с момента создания (UA0ZCQ, Sat, 20/02/2010 - 06:29).
Уважаемая Виктория Романовна! Внимательно изучив материалы стандартов второго поколения начальной и основной ступени в части Базисных образовательных планов я с удовлетворением отметила, что на сегодняшний день место предметов искусства не изменилось в худшую сторону, хотя и не улучшилось... Мы по-прежнему имеем 2 часа в неделю с 1 по 7 класс (музыка, изобразительное искусство) и 1 час в неделю в 8-9 классах (искусство).
В начальной школе отменена оценочная система. Первоклассники, при выполнении заданий , часто просят поставить себе оценку. Все это не выдумки, я в системе образования работаю 23 года. Я очень боюсь, что новые критерии в виде "зачетов" по предметам искусства нарушат систему образования. Давайте рассмотрим такую ситуацию: за любую выполненную работу взрослому человеку положена оплата, это никто отрицать не будет Ученик выполняет тоже, но своеобразную работу, в виде заданий на уроке, и соответственно, должен получать оплату, в виде оценки. Все очень просто.
Уважаемая Вера Сергеевна! Оценка и отметка - это не одно и тоже. В начальной школе в условиях модернизации общего образования был предложен эксперимент по безотметочному обучению в 1-4 классах по музыке, изобразительному искусству и физической культуре, в котором участвовали далеко не все общеобразовательные учреждения РФ... Большинство ОУ, проведя экспериментальную проверку предложенной идеи, отказались от безотметочного обучения по системе "зачет-незачет", как малоэффективной и снижающей мотивацию учащихся к занятиям искусством и физкультурой. К тому же, выявилась неготовность как самих учащихся и их родителей, так и педагогических коллективов к внедрению безотметочной системы оценивания. Если Вас интересуют подробности результатов эксперимента в Новгородской области, то я могу направить файл-копию статьи (авторы Г.А. Поровская, А.В. Степанова), которую мы в 2007 году направляли в федеральный журнал "Искусство в школе" (главный редактор А.А. Мелик-Пашаев). Кстати, очень рекомендую Вам почитать статьи в журнале самого Александра Александровича, связанные с нашими наболевшими вопросами, за 2008-2010 годы. Весьма полезные, авторитетные, высокопрофессиональные (доктор психологических наук) и неравнодушные!!!
Сердечно поздравляю Вас и всех учителей искусства с наступающим новым учебным годом! Желаю всем здоровья, профессиональных успехов и радости от творческого труда!!!
Комментарий был изменен с момента создания (avs963, пн, 23/08/2010 - 11:01).
У нас в школе лет 10 назад была такая система оценивания "зачет-незачет" по музыке и ИЗО. Старшие классы вообще не хотели ничего делать. Знали, что зачет им и так поставят. А не поставят, так проблем больше будет у учителя.
Всем хорошего настроения! http://muza-live.ucoz.ru/
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Большое спасибо за участие в форуме! Комментарии по поводу экспериментального введения системы безотметочного обучения по предметам искусства и физической культуре я оставила чуть выше. Хоть это тема несколько другая, нежели я обозначила в форуме. Как на сегодняшний день обстоит дело с преподаванием музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры в Вашем образовательном учреждении? Что интересного и полезного Вы могли бы предложить для ознакомления и обсуждения нашим участникам? Надеюсь на плодотворное сотрудничество. Вижу, что вы очень позитивный человек и опытный профессионал!
Анна Валерьевна! Изо, МХК и музыка - предметы, я бы сказала, духовного цикла. Их убирать нельзя! Думаю, что вопрос можно решить за счет часов регионального компонента, + создать и лицензировать программы элективных курсов. Например, наши девятиклассники, просят дать им изо обязательно, и администрация школы идет им навстречу ( в ннашей новой школе все должно быть только для детей и ради детей!!!)
Уважаема Ирина Львовна! Спасибо за участие и профессиональную поддержку нашего сообщества. Учителя литературы (прежде всего художественной литературы) всегда были нашими соратниками на "поле битвы за светлые детские души"!
Поздравляю Вас с новым учебным годом, желаю радости от новых творческих успехов, благодарных учащихся и родителей!!!
С уважением, Анна Валерьевна
Комментарий был изменен с момента создания (avs963, пн, 23/08/2010 - 11:24).
Предлагаю обсудить проблему, связанную с местом в базисном образовательном плане, статусом и содержательным ядром предметов искусства в стандартах нового поколения на основной ступени образования. Есть опасение, что музыка и изобразительное искусство могут быть выведены из обязательной части БОП в систему дополнительного образования детей.
А.В.Степанова