Испокон веков в распоряжении учителя было два инструмента: мел и доска. Пользуясь этими нехитрыми инструментами, учителя воспитали не одно поколение талантливых людей. Современный учитель вооружен огромным количеством технических и программных средств: компьютеры и проекторы, интерактивные доски, планшеты и системы опроса, Интернет со всеми его сервисами и огромное количество обучающих программ, различные цифровые образовательные ресурсы. И все эти средства призваны сделать образовательные процесс эффективнее. Бедный учитель начинает тонуть в море цифровых ресурсов. С одной стороны, всюду твердят: «Давай, используй! Это же здорово! Уже столько обучающих программ создано - бери и работай! Одно удовольствие: загрузил программу, она сама и обучает ребенка, и еще ошибки проверяет! Столько времени освобождается!» И учитель понимает, что в этом что-то есть. Действительно, разве стали бы расти как на дрожжах порталы с цифровыми образовательными ресурсами, если спроса на них не было? С другой стороны, после первой эйфории от использования различных программ и презентаций мудрые учителя начинают задавать себе вопросы: «А так ли уж все замечательно? А получили ли мы то самое обещанное счастье от технических возможностей? А не потеряли ли мы что-то очень важное?» И в результате снова берут в руки мел и тряпку и идут к доске. Почему это происходит? В чем причина? Возьму на себя смелость высказать некоторые мысли по этому поводу.
Презентацией на уроке, в принципе, сегодня никого не удивить. Зачем она? Во-первых, она позволяет проиллюстрировать рассказ учителя. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это ясно. Во-вторых, на слайде можно тезисно изложить главную мысль, тогда учащиеся будут включать еще и зрительную память, легче запоминая, например определения. А если мы выделим в определении жирным шрифтом или цветом опорные слова, то будет еще лучше. Стоп, кому лучше? Что делают дети на уроке? Они ведь должны не только получать информацию, они еще и думать, и сами эту информацию добывать. Так зачем тогда выдавать им готовые тезисы? Главный минус презентации в том, что она жестко задает последовательность действий. А урок – это творчество, и не всегда можно заранее предсказать путь, по которому мы придем к результату. А что, если на уроке вместо презентации мы будем использовать программу для интерактивной доски? Вроде бы внешне те же слайды, но… Возьмем и напишем только часть определения. Порассуждаем с ребятами и придем к выводу, что данное определение не является достаточным. Следующий шаг – принять все предложенные учащимися варианты дополнения и записать их ниже на доске. А после обсуждения перетащить наиболее подходящий вариант к определению, и с помощью текстового маркера ребята сами выделят опорные слова в полученном определении. Остальные варианты можно удалять или дорабатывать, а может быть они окажутся ценными на следующем уроке, и тогда мы их сохраним.
Еще один пример: в начале урока учитель спрашивает у учащихся, где в жизни они встречаются с водой? Ответы ребят записываются на интерактивной доске. Далее объявляется новая тема «Гидросфера», дети получают необходимые сведения, в частности, о том, что гидросфера состоит из трех частей: воды суши, воды в атмосфере и мирового океана. После чего учитель возвращается к слайду с примерами ребят и предлагает им их примеры приемом перетаскивания распределить на три группы. Не вызывает сомнение, что такая работа будет не только интересна, но и полезна детям. Инструменты интерактивной доски помогают из множества разрозненной информации отыскать крупицы истины, причем отталкиваемся мы от детского донаучного представления об объекте изучения и, как мастера, шлифуем их, делаем огранку, придаем красоту.
Однако и такой мощный инструмент, как интерактивная доска, может стать чрезвычайно вредным. Во-первых, с ее помощью любой урок можно легко превратить в пустое развлечение. Во-вторых, необдуманное использование интерактивных программ, которые, например, не дают детям право на ошибку, противоречит одному из главных законов обучения – на ошибках учатся.
Хотя на самом деле, хотим мы этого или нет, но дети постоянно учатся, и не всегда тому, чему мы предполагали.
Поэтому очень осторожно нужно относиться к выбору программ, особенно обучающих. Иногда внешне программа кажется подходящей, но на деле все оказывается не так. Приведу пример. Для преподавания информатики в начальной школе разработан пакет программ «Мир информатики». Открываем четвертый год обучения, урок «Суждения и логические операции». Задание в том, чтобы перенести правильный ответ в виде картинки в специальное поле. Дано высказывание: «Если слово АПЕЛЬСИН состоит из 8 букв, то выбери яблоко, иначе грушу». По замыслу авторов учащиеся должны прочитать высказывание, установить истинность и выполнить требуемую операцию (в данном случае перенести яблоко). Ошибаться программа не дает, т.е. физически грушу перенести нельзя. Все вроде правильно, однако что происходит на практике. Ребенок видит два варианта ответа: яблоко или груша. Хватает и тащит один из объектов, если программа не дает это сделать, то второй объект точно достигнет цели. Ни о какой отработке логических операций речи нет. Начинается развлечение, которое длиться в течение десяти заданий и убивает 5-7 минут драгоценного времени. Правда, не все так безнадежно. Другое дело, если ученик не один на один с компьютером, а выполняет это задание, стоя у интерактивной доски. Тогда под руководством учителя он обязательно проговорит вслух все необходимые правила и выберет предмет не наугад, а после размышлений, и только после этого перенесет объект. А программа лишь подтвердит правильный выбор ученика. Конечно, в этом случае на выполнение задания уйдет 10 минут, но ни одна минутка при этом не будет потрачена зря.
Поэтому прежде чем на уроке использовать ту или иную компьютерную программу, в том числе для интерактивной доски, спросите себя: «Что я хочу от урока? Как данная программа поможет мне добиться моей цели? Чему ребенок учится, работая с этой программой? Какие умственные умения стимулируются?» Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то, возможно, эта программа и не нужна.
Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих мудрых рукам эти инструменты дарят детям радость познания.
|
На: О ПРИМЕНЕНИИ ИКТ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКЕ
Вы интересно рассказали о способах и возможностях применения интерактивной доски. В наше время нужный и полезный предмет обучения в любой школе. И дети учатся работать с доской очень быстро и им это очень интересно!!!
На: О ПРИМЕНЕНИИ ИКТ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКЕ
Ирина Александровна! Интерактивная доска полезная вещь, но не на всех уроках. Я на информатике мало ей пользуюсь. Мне кажется, что больше она подходит для уроков биологии, географии, химии, физики , где можно показать опыты, лабораторные. Это будет более интересно и полезно.
На: О ПРИМЕНЕНИИ ИКТ И ИНТЕРАТКИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКЕ
Ирина Александровна, очень актуальная тема для разговора. Сейчас использованием презентации или ИД на уроке никого не удивишь. И вопросы Вы задаёте нужные и полезные: «Что я хочу от урока? Как данная программа поможет мне добиться моей цели?». Начиная готовить презентацию или конспект с ИД, это первые вопросы, которые учитель должен задать себе. Но меня ещё волнует один вопрос: как можно проверить или отследить реальный прирост образовательных результатов учащихся на таких уроках? Да, это интересно, да, это современно, но действительно это влияет на результат?
На: О ПРИМЕНЕНИИ ИКТ И ИНТЕРАТКИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКЕ
Может быть отследить результат в цифрах и сложно. Но то, что использование доски делает урок более насыщенным, трудно не заметить. Интерактивная доска даёт вариативность, которой так не хватает при работе с мелом. Так, в 11-м классе мы можем на информатике составлять длинные алгоритмы, которые требуют нескольких уроков, а не ограничиваться короткими упражнениями, которые представления об алгоритмизации и не дают. Мы всегда можем вернуться к началу, посмотреть на укрупнённую схему решения задачи, обратиться к фрагменту алгоритма, который был нами разработан для другой задачи. А в теме моделирования можно с разных сторон рассмотреть одно и то же явление или процесс, сравнить подходы и ограничения каждой модели. Интерактивная доска позволяет записать фрагмент действий и продемонстрировать в нужный момент уже готовое решение.
На: О ПРИМЕНЕНИИ ИКТ И ИНТЕРАТКИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКЕ
Применение интерактивной доски и ее возможностей на уроке только на первых порах кажется трудоемким и отнимающим много времени занятии. Вспомните, когда появилась возможность показывать на уроке презентации - их подготовка сначала тоже занимала время, но потом, когда "руку наломали" стало намного проще, процесс подготовки проходит быстрее. Тем более доска предоставляет возможность использовать все имеющиеся презентации.
Трудно применять ИКТ, когда нет своего кабинета и уроки ежедневно проходят в разных кабинетах, иногда не имеющих к математике никакого отношения.
Юлия Цапкова
На: О ПРИМЕНЕНИИ ИКТ И ИНТЕРАТКИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКЕ
Вы очень хорошо рассказали о способах и возможностях применения интерактивной доски. Это, безусловно, нужный и полезный предмет обучения в любой школе. И дети учатля работать с доской очень быстро. Но есть еще один минус. Урок с использованием интерактивной доски требует от педагога большой подготовки. нужно подобрать задания и картинки для них. А если их нет , или имеющиеся картинки не устраивают, то тогда прямая дорога в интернет. А это снова время.
С презентацией в этом отношении проще. Можно взять готовую, подходящую по теме. Можно составить самому, и это не требует столько времени, сколько тратиться на создание "интерактивного" урока.
Но использовать открывшиеся нам технические возможности безусловно нужно и надо. Это позволяет не только нам, педагогам, идти в ногу со временем, но и заинтересовать ученика, что немаловажно в обучении.
На: О ПРИМЕНЕНИИ ИКТ И ИНТЕРАТКИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКЕ
Ирина Александровна! Вы все правильно написали об использовании на уроках презентаций и интерактивной доски. Из своего небольшего опыта по использованию этих средств могу подтвердить Ваши выводы.
В основном, я использую Доску для показа презентаций, т.к. обучающие программы, вроде бы есть, а по сути, без сопутствующих технических программ они не работают. Пробовала сама создавать материалы для Доски, но... Затраты времени на уроках очень большие. Дети пока или совсем не владеют навыками подобной работы, либо в очень незначительной степени. Ребенок загораживает свет проектора, пишет боком, свет попадает в глаза...
Сегодня при создании презентаций я даю детям задание по работе с учебником, картой, а на слайде в это время - шаблон таблицы. После выполнения самотоятельной работы над ее заполнением, идет проверка, а далее - я перехожу к следующему слайду, где представлен вариант заполнения таблицы. Положительная сторона такого подхода не только в формировании у школьников навыка систематизации материала, но и в том, что они видят пример, как кратко делать записи в таблице.
Обычной формой работы в старших классах является лекция. Вот здесь презентация незаменимый помощник: четкая структура, иллюстрации, основные понятия (их написание!). Если ребенок что-то плохо разобрал в речи учителя, то главное он не пропустит и увидит на слайде.
Кроме того, мои старшеклассники сами создают презентации в рамках краткосрочных проектов (групповых и индивидуальных). Шестиклассников к таким видам работы привлекаю на условиях добровольности, все желающие могут получить консультацию, как надо работать в программе PowerPoint.