В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе, и предмет «русский язык» является одним из ведущих в системе школьного образования. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи. Теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений. Поэтому для эффективного формирования функциональной грамотности необходимо применять коммуникативные, творческие, игровые методы. Специально подобранные упражнения, тексты, индивидуальные домашние задания, само- и взаимопроверки способствуют развитию речевой и письменной деятельности. Один из интересных приемов, который часто использую на этапе закрепления работы по орфографии является приём «Три правды и 1 ложь». Он способствует выработке умения отбирать необходимую информацию в тексте. Нужно написать индивидуально на стикерах 3 правды и 1 ложь, например, по теме «Буквы о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных». Ребята меняются стикерами парами или группами. Задача групп обвести правдивые факты зеленым карандашом, а ложные – красным. Затем комментируются результаты. Также алгоритмы – памятки помогают учащимся развивать навык самопроверки. Игровые моменты привлекают внимание детей к орфограмме и создают условия для мотивации учения. Например, Игра «Третий лишний», «Назови ошибку», Найди «опасное место» и многие другие . Всё это является индикаторами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
|