География является сложным для умственно отсталых учащихся учебным предметом, который требует от них определенного уровня развития учебных умений и навыков. Так учащиеся должны в достаточной степени овладеть навыками чтения и понимания деловой статьи, умением соотносить иллюстрацию и текст, подрисуночную подпись. Для изучения географии необходимы определенный уровень абстрактного мышления , особенно при изучении тем «Условные цвета карты», «Масштаб», «Условные знаки», «Пояса освещенности», «Глобус модель земного шара», умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, устанавливать причинно – следственные зависимости. Все это чрезвычайно трудно для умственно отсталых учащихся, и интерес к изучению географии у них постепенно угасает. Для того чтобы дети занимались с желанием и интересом, необходимо разнообразить формы проведения уроков. Одной из таких занимательных форм может стать ролевая игра.
Современный этап совершенствования процесса обучения в школе требует пересмотра прежде всего системы работы учителя с детьми.
Акцент делается на максимальный рост социальной активности, развития творческого потенциала, на углубление и развертывание всех способностей у детей с аномалиями в развитии. В настоящее время дидакты, методисты, преподаватели которые отмечают, что основной способ формирования познавательного интереса, умственной активности, творческой самостоятельности – это совершенствование форм и методов обучения. В зарубежной и отечественной литературе совокупность способов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности, получила название «активные методы обучения».
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности.
Поиски обновления методов обучения ведутся в разных направлениях, но одним из наиболее эффективным считается использование игровых методов в учебном процессе. Но признать значимость игрового метода обучения еще не достаточно для формирования активной личности, необходимо смелее включать его в учебный процесс. Ввиду большого разнообразия игровых методов и возможности сочетания с другими методами обучения, а следовательно, и широкого диапазона их применения рассмотрю один из самых простых методов обучения – ролевую игру. Однако и этот простой метод используют в учебном процессе редко. Разработка игры требует значительных затрат времени, в методической литературе недостаточно освещен опыт использования игр на уроках. Обучение игровым методам идет в основном эмпирически, посредством обмена опытом самих учителей.
При анализе структуры активных методов обучения обнаружим, что единого подхода к их классификации нет и нет единого взгляда на понятия «ролевая игра». В одном авторы едины – признавая, что ролевая игра – это самостоятельный метод активного обучения.
Учебные ролевые игры можно распределить на три группы:
- Самые простые – имитационные, направленные на имитацию вполне определенного профессионального действия,
- Более сложные – ситуационные – решение какой – либо узкой конкретной проблемно-игровой ситуации,
- Высшей сложности – условные игры – разбор производственных конфликтов и пр.
Но поскольку игры третьей группы имеют целью совершенствование профессионального мастерства специалистов, то они в школе не могут использоваться.
Ролевые игры тогда выполняют свою задачу, когда они будут отвечать определенным характерным признакам.
Формы ролевых игр могут быть самыми различными, и выбор их определяется конкретными задачами каждого занятия. Но в каких бы формах ролевая игра не выступала, она – коллективная деятельность и имеет целью формирование определенных знаний и умений.
Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает выделение четырех этапов.
Технология проведения ролевой игры (схема)
I. Подготовительный этап
Организационный:
Распределение ролей
Выбор жюри и экспертной группы
Формирование ролевых групп
Ознакомление с правилами игры
Ознакомление с обязанностями
|
Предварительное изучение:
Знакомство с темой, проблемой
Ознакомление с инструкциями, заданиями
Сбор материала
Анализ материала
Подготовка сообщения
Изготовление наглядности
консультации
|
II.Игровой этап
«Включение» в проблему
Осознание проблемной ситуации
Внутригрупповой:
Индивидуальное понимание проблемы
Дискуссия в группе, выявление позиций
Принятие решения
Подготовка сообщения
|
Межгрупповой:
Заслушивание сообщений групп
Обсуждение групповых решений
Оценка решения
|
III. Заключительный этап
Выработка решения по проблеме
|
Сообщение экспертной группы
|
Выбор лучшего сообщения
|
IV.Анализ результатов игры
Степень активности
|
Уровень знаний и умений
|
Рекомендации по совершенствованию игры
|
- Организационно – подготовительный этап.
Игра требует тщательной подготовки со стороны учителя и со стороны исполнителей ролей.
В ролевой игре учитель становится участником игры, соблюдая определенные правила и имея определенные обязанности. Он усиливает эффект личностных взаимоотношений участников игры, организовывает их действия в единую коллективную деятельность, выявляет способы действий участников, направляет их на продуктивное взаимодействие.
При организации игры необходимо соблюдать основные принципы ее подготовки: формулирование цели, обоснование форм проведения, разработка сценария и конкретных заданий, распределение ролей, проведение инструктажа, анализ игры, выводы. А подготовка к игре требует соблюдения таких условий: определение темы, проблемы, сроков проведения, назначение консультаций, «введение» в игру, учебно-методическое обеспечение, изучение особенностей класса и отдельных его учащихся (влечение, потребности, мотивы, ценностные ориентировки), соблюдение соревновательности в активном поиске решения проблемных ситуаций.
Требования к учащимся при проведении игры.
- Проявлять активность во время подготовки и проведения игры.
- Иметь выдержку, не перебивать товарища во время выступления.
- Соблюдать обязанности, регламент выступления.
- Проявлять самостоятельность в изучении темы.
При формировании групп необходимо:
- Определить количество учащихся, образующих одну группу (оптимальное количество – 5 человек).
- Учитывать личностные качества, уровень знаний и интерес учащихся, то есть осуществлять дифференцированный подход.
- Правильно распределить роли. С этой целью можно провести предварительное анкетирование с ответами на такие вопросы: какую роль хотел бы исполнить в игре? Кого хотел бы видеть в роли руководителя? И тд.
Задание на игру состоят обычно из общего задания и индивидуальных, количество которых определяется числом игроков в группе.
Задания должны быть посильными для учащихся в смысле научной подготовки и затрат времени. Желательно, чтобы они включали еще не решенные проблемы. Это повышает интерес и активизирует творческую деятельность на уроке.
При составлении задания необходимо помнить правило: чем оно короче, конкретнее, тем быстрее усваивается. Оно может содержать так же и указания, что надо изучить, подготовить, исполнить и тп.
С момента получения учащимися заданий начинается игра. Консультации – обязательный элемент игры. Их может быть несколько. На начальном этапе необходима направляющая консультация. На ней сообщают тему, определяют цель, знакомят с правилами, обязанностями, получают задания. За три дня до игры проводят контрольную консультацию, на которой рассматривают содержание отдельных вопросов, конкретизируют ход игры, уточняют средства наглядности. Если игра не предусматривает подготовительного периода, то консультацию заменяет подробный инструктаж в начале урока.
У руководителя игры существует несколько обязанностей. Он должен выбрать тему, определить объем и вид конкретного материала, смоделировать механизм взаимодействия участников, разработать правила проведения игры, подготовить игровую документацию, ознакомить игроков с функциями той или иной роли, с обязанностями и правилами игры и тд.
Обязанности экспертной группы заключены в оценке качества вопросов и ответов (оригинальность, четкость постановки и пр.) и умения изготавливать и применять наглядность при рассмотрении отдельных игровых ситуаций.
Игроки обязаны:
- ответственно выполнять принятую роль;
- проявлять активность при подготовке и проведении игры;
- соблюдать правила игры.
- . Собственно игровая часть
Проведение ролевой игры предусматривает процедуры, определяющие способы действий, поэтому этот вопрос можно представить как взаимодействие учителя и учащегося. Учитель должен учитывать этапы принятия решения, определенные прикладной теорией: мотивация решения, разработка множества альтернатив, формирование предпочтений, выбор решения.
По продолжительности игра не может быть утомительной, поэтому желательно моделировать ее на один урок.
III.Заключительный этап.
Этап начинается с момента выработки единого решения по рассматриваемой проблеме, когда идет выявление наиболее удачных решений.
На этом этапе работает экспертная группа, ее выводы доводят до сведения всех игроков.
IV.Анализ игровой деятельности.
Этот этап в игровой деятельности многие не выделяют, но он важен для учителя. Проанализировав этапы игры, можно определить заинтересованность учащихся, уровень запоминания материала, степень взаимодействия обучения на личность учащихся и тп.
Для ролевых игр характерно преобладание самообучения над обучением, а поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у детей исследовательское, творческое отношение к действительности. Это означает, что так практически формируется новое содержание деятельности обучения.
Многие свои занятия я стараюсь строить в форме игры, потому что единственной средой общения для детей является игра.
Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена. Особенно у детей с аномалиями в развитии.
Игра есть попытка детей организовывать свой опыт.
Игра – это средство коммуникации.
Ролевая игра помогает создать атмосферу равенства, увлеченностям и радости, ощущения посильности заданий все это дает ребятам возможность преодолеть замкнутость и благотворно сказывается на результатах обучения.
Разнообразие ролей и заданий позволит принять участие всем дифференцированным группам.
Ведущим принципом в обучении аномальных детей служит коррекционная направленность и перечисленные выше формы работы в полной мере осуществляют принципы коррекции. Одна из главных задач нестандартных форм работы состоит в том, чтобы оценить развивающийся потенциал аномального ученика и определить приоритетные направления коррекционной работы педагога.
|