Проектная деятельность как средство развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения
Submitted by Елена Николаевна Пермякова on чт, 15/12/2016 - 23:04
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека.Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы». М.Монтессори
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений.
На сегодняшний день Стандарт предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
И вот одной из таких педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю.Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:
Погружение в проект;
Организация деятельности;
Осуществление деятельности;
Презентация результатов.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Ирина Александровна Урмина старший научный сотрудник научно-образовательного центра факультета социальной работы Российского Государственного Социального Университета и Татьяна Александровна Данилина, заслуженный учитель РФ в своей книге “Инновационная деятельность в ДОУ” выделяют следующие особенности детского проектирования:
Все темы, предлагаемые проектом, должны быть интересны, посильны пониманию ребенка, с опорой на имеющиеся знания.
Чем меньше ребенок, тем проще проект.
Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью, простотой.
Дошкольник должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом.
Трудно переоценить возможности для развития ребенка, которое дает проектная деятельность. И для детей с речевыми нарушениями эти возможности являются особенно актуальными и необходимыми.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи.
Этот метод актуален и эффективен, т.к.:
Отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Это, в свою очередь, требует поиска новых, эффективных средств коррекции.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
Метод проектов дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе.
Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны, и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, с другой стороны, подталкивают к использованию данного метода.
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Именно поэтому я стала использовать метод проектов в своей деятельности.
Все представленные проекты очень разноплановые, но каждый проект направлен, конечно же, на развитие речи, поиск новых способов взаимодействия педагогов и родителей.
Цель: развитие речи, познавательных навыков детей, инициативы, самостоятельности средствами проектной деятельности
Задачи:
Создать условия для более эффективного усвоения ребёнком необходимых знаний и навыков
Сделать педагогический процесс более интересным и разнообразным
Добиться положительной динамики в работе
Максимально привлечь к работе педагогов ДОУ и родителей
«Буквы всякие нужны, буквы разные важны» (работа над проектом продолжается).
Результатом работы в данном направлении стало:
создание условий для более эффективного усвоения ребёнком необходимых знаний и навыков;
оптимизация педагогического процесса;
максимальное вовлечение в работу педагогов, родителей и детей;
повышение компетентностисреди педагогов и родителей в речевом развитии детей в рамках работы над проектами;
положительная динамика в речевом развитии детей
Рисунок 1. Динамика преодоления речевых нарушений у детей с ОНР.
Все представленные проекты очень разноплановые, но каждый проект направлен, конечно же, на развитие речи, поиск новых способов взаимодействия педагогов и родителей.
Данные проекты были представлены на Ленинградском областном региональном конкурсе «Детские сады – детям» в номинации «Лучший учитель-логопед детского сада» (1 место)
Используемая литература:
1. Урмина И.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка-пресс , 2009
2. Дергунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Центр педагогического образования, 2012
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005
4. Интернет-ресурс: http://grant-project.ru
http://logoped.pav8.caduk.ru/p10aal.html
Проекты, работа над которыми уже завершена, но они пока ещё нигде не представлены:
1. "Буквы всякие нужны, буквы разные важны" - 2017 год
Цель проекта: создание условий для понимания детьми с диагнозом ОНР важности и значимости каждой буквы русского языка
Задачи проекта:
изучить историю появления букв;
помочь детям дошкольного возраста с диагнозом ОНР понять значимость букв русского языка на материале различных развивающих игр;
организовать выставку «Первая буква моего имени»
привлечь родителей к созданию книги «Моя любимая буква»
2. "Почему Санкт-Петербург - культурная столица?" - 2017 год
Цель проекта: приобщение детей и родителей к совместной работе по теме проекта «Почему Санкт-Петербург – культурная столица?»
Задачи проекта:
знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
обогатить и активизировать словарьдетей за счет использования слов петербургской тематики: проспект,площадь, аллея, театр, залив, старинный, красивый, величественный, неповторимый, прекрасный, зодчий, Адмиралтействои т.д.;
учить детей составлять рассказы о достопримечательностях Санкт-Петербурга.
Работа над проектом проходила в подготовительной группе в период изучения лексической темы «Санкт-Петербург – культурная столица». В период работы над проектом были созданы 2 книги: «Детский Петербург» и «Петербург глазами детей»
3. "Мама и я - логопедическая семья" - 2018 год
Цель проекта: привлечение родителей к активной позиции в проведении коррекционно-развивающей работы и повышение компетентности в вопросах речевого развития дошкольников
Задачи проекта:
познакомить родителей с организацией коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ, формировать представления о содержании и формах взаимодействия с логопедом;
вовлечь родителей в процесс воспитания и создания единого коррекционно-развивающего пространствав ДОУ и в семье;
привлечь родителей к созданию методических материалов, направленных на развитие речи и коррекцию звукопроизношения.
В проекте принимали участие все родители и дети старшей группы, независимо от наличия речевого диагноза. В рамках данного проекта родителями совместно с детьми была создана книга «Логопедическое путешествие…» и создано огромное количество логопедических пособий, которыми мы уже в полной мере пользуемся на занятиях.