Возраст детей, на который рассчитан проект: старшая логопедическая группа 5-6 лет и подготовительная логопедическая группа 6-7 лет.
Состав проектной группы: дети старшей и подготовительной логопедических групп.
Тип проекта: информационно-творческий.
Цели проекта:
Педагогические: создание благоприятных условий для развития речи путём формирования и укрепления дружеских отношений у детей с диагнозом ОНР.
Практические: формирование у детей знаний о дружбе, дружеских отношениях, осознание понимания у детей, для чего людям нужны друзья.
Задачи проекта:
- расширить знания детей о дружбе, дружеских отношениях;
- воспитывать любовь и дружеские отношения друг к другу;
- развивать диалогическую и связную речь: учить поддерживать беседу, отвечать на вопросы, составлять рассказы;
- создать благоприятные условия для развития творческих и познавательных способностей всех участников проекта для выражения дружеских чувств.
Вопросы проекта:
Проблемный вопрос:
Показывая детям мультфильм "Дружба", мы даже не подозревали, что дети будут задавать столько вопросов:
- Разве может дружить мячик с ботинком?
- Почему они помогали друг другу?
- Почему можно было загадать только одно желание на двоих?
Отсюда и возник проблемный вопрос: "Что такое дружба?"
Учитывая, что 9 июня 2017 года - Международный день дружбы, мы решили начать работу над проектом и предложили родителям принять в нем участие.
Учебные вопросы:
Кто такие друзья?
Как нужно дружить?
Сколько может быть друзей?
Мы можем дружить со всеми?
С кем можно дружить?
Как заботиться о друге?
Почему они играют, а меня с собой не берут?
Необходимое оборудование:
Подбор материалов для реализации проекта: сюжетные картинки по теме, презентации, художественная литература, мультфильмы, песни о дружбе; цветные карандаши, альбомные листы, пластилин, цветная бумага, интерактивная доска.
Актуальность:
В мире компьютерных технологий нам всем так не хватает близких дружеских отношений, и детям в том числе. Дети мало общаются друг с другом, не умеют выражать свои эмоции, передавать словами свое отношение друг к другу. Участие в проекте должно научить детей рассуждать, играть, дружить, помогать друг другу. Именно поэтому наш проект направлен на поиск ответа "Что такое дружба?"
Предполагаемые продукты проекта:
- выставка работ по теме "Дружба";
- плакат "Дерево дружбы" (ответы детей на вопрос «Что такое дружба?);
- стенгазета "Поезд дружбы" (рассказы детей о лучшем друге).
График работы над проектом: 2 недели (01.06.17 - 15.06.17)
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей на тему «дружба», создание проблемной ситуации, выделение проблемных вопросов.
- Постановка цели и задач проекта перед детьми и родителями.
- Перспективное планирование проекта.
- Изготовление буклетов для родителей по теме проекта.
- Сбор и накопление методических материалов по теме.
- Консультация для родителей.
Реализация проекта (основной этап)
Познавательная деятельность
-Расширять знания детей о дружбе, дружеских отношениях.
- Воспитывать любовь и дружеские отношения друг к другу.
- Развивать внимание, мышление, память.
1. Рассматривание видеоальбома "Дружба - это не работа..."
2. Просмотр мультфильмов по теме:
4. Просмотр презентации «Что такое дружба?»
5. Чтение художественной литературы:
В. Катаев «Цветик - семицветик»
В. Сутеев «Грибок - теремок»
В. Сутеев «Палочка – выручалочка»
В. Сутеев «Яблоко»
Н. Носов «Мишкина каша»
Н. Носов «Телефон»
Н. Носов «Фантазеры»
Ж.З.Витензон «Варежка»
Коммуникация
-Закреплять знания детей о дружеских отношениях.
-Отрабатывать умение отвечать на вопросы педагога полным предложением.
-Отрабатывать умение составлять небольшой рассказ о друге.
1.Сюжетно - ролевые игры.
- «Найди друга»;
- «Давайте говорить друг другу комплименты».
Инсценировка проблемных ситуаций:
- «Мой друг меня обидел»;
- «Я хочу с тобой дружить».
2.Дидактические игры.
- «Угадай мое настроение»;
- «Передай свое настроение»;
- "Посчитай друзей" (согласование числительных с существительными);
- "Один - много" (образование множественного числа имен существительных);
- "Я начну, а ты продолжишь" (описание домашнего питомца, друга);
- "Придумай загадку" (придумывание загадок по теме).
3.Прослушивание музыкальных композиций
- «Вместе весело шагать»;
- «Песенка друзей»;
- «Ты да я, да мы с тобой»;
- «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты»;
- «Если с другом вышел в путь»
4.Хороводы с музыкальным сопровождением, направленные на сплочение детского коллектива:
- Барбарики «Дружба – это не работа»,
- «В этом зале все друзья».
Речевое развитие:
-Развивать активный словарь ребенка, связную и диалогическую речь. -Развивать эмоциональную отзывчивость на примере составления рассказа о своем друге. 1.Объяснение слов: мир, счастье, хранить, ценить, друзья, ссориться, вежливость, доброта, мириться, защитить друга, недруг.
2.Дидактические игры:
- "Назови ласково": (образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами);
- "Пожелание другу» (игра на сплочение детского коллектива и обогащение словаря);
- "Скажи наоборот" (подбор слов - антонимов);
- "Что сначала, что потом" (установление последовательности событий и полные ответы детей на вопрос).
3.Пословицы и поговорки
Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе :
Дружбу топором не разрубишь.
Дружба от не дружбы близко живёт.
Для друга всё не туго (не тяжело, не скучно).
Нет друга, так ищи; нашёл, так береги.
Друг познаётся в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
Не держи сто рублей, держи сто друзей.
4. Развёрнутые ответы детей на вопрос «Что такое дружба?»
5. Рассказы детей о друге
Художественно - эстетическое развитие:
-Формировать умение передавать свои впечатления посредством рисунка к прочитанным произведениям.
1.Рисование
- "Знакомство зайца и уточки" (по мотивам произведения Мамина-Сибиряка "Серая шейка");
- Иллюстрации к мультфильму «Варежка", «Мой друг зонтик»
2.Лепка
- "Грибок-теремок" ( по мотивам сказки В. Сутеева "Под грибом")
3.Конструирование
- Коллективная работа "Помощь другу" (по мотивам произведения В. Катаева "Цветик-семицветик")
Итоговый этап
- Выставка работ по теме "Что такое дружба? (родители с детьми);
- Изготовление стенгазеты "Поезд дружбы";
- Изготовление плаката "Дерево дружбы";
- Оформление проекта в виде презентации.
Рефлексия
Дети научились рассказывать о своих друзьях, нашли ответ на вопрос "Что такое дружба?", узнали много нового о дружбе из детских книг и мультфильмов. Ребята запомнили правила дружбы и стали более вежливыми, дружелюбными, смогли передать в рисунках такое абстрактное понятие, как "дружба". Проект помог сдружиться двум группам: старшей и подготовительной. И у нас, как у педагогов, получилось заинтересовать детей и их родителей работой над общим проектом.