Submitted by Елена Николаевна Пермякова on вс, 27/11/2016 - 01:57
Методический паспорт проекта
Актуальность:
В последнее время отмечается тенденция на увеличение количества детей с речевыми нарушениями различной степени тяжести. Речевые нарушения могут проявляться уже в раннем возрасте, поэтому их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволяет улучшить и ускорить речевое развитие у детей дошкольного возраста, совершенствовать звуковую культуру речи, расширить словарный запас.
.
Руководитель проекта: Пермякова Е.Н. -учитель-логопед
Авторы проекта: Пермякова Е.Н. – учитель-логопед, Павлова Е.В. - воспитатель
Название образовательного учреждения:
МБДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»
Тип проекта: информационно-творческий, долгосрочный.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Участники проекта: дети средней группы 4 - 5 лет, воспитатель, родители,
учитель - логопед.
Форма организации детей: индивидуально-групповая работа
Ведущая деятельность: игровая
Год разработки и реализации учебного проекта: 2014 – 2015 год.
Опыт использования: проводился один раз в средней группе.
Продолжительность проекта: 4 месяца.
Проблема проекта: Дети очень любят играть. Но не все игры могут быть доступными и лёгкими. Когда в игру включаются пальчики, многие дети не могут выполнить элементарные движения. Отсюда и возникли вопросы:
- Почему не попасть в дырочку у ботинка?
- Почему у Вас получается «пришить» орешек к белочке, а у меня нет?
- Как заплести косу у гусеницы?
- Как завязать бантик на голове у гусеницы?
Что же делать? Как развить у детей навыки ручной умелости?
Давайте играть с детьми в игры, которые помогут развить мелкую моторику, в игры, которые помогут стать детским пальчикам ловкими и умелыми.
Цель проекта: реализация преемственности между ДОУ и родителями, посредством совместной проектной деятельности «Непослушные пальчики», формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики
Задачи проекта:
1. Формировать и тренировать координацию пальцев и кистей рук.
2. Развивать навыки ручной умелости.
3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память.
4. Обогащать словарный запас, связную речь.
Гипотеза проекта:
Совместная деятельность педагогов и родителей по развитию мелкой моторики детей будет более эффективна, если реализуются следующие условия:
- переход родителей от пассивных наблюдателей над работой к активному участию и сотрудничеству;
- правильное формирование педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей;
- создание комфортной среды для развития ребёнка посредством совместной, согласованной работы между семьёй и ДОУ
Изготовление игр, пособий на развитие мелкой моторики
Воспитатель,
учитель-логопед, родители
3.Консультация для родителей «Какую роль играют пальцы
рук в развитии речи детей»
Ноябрь
Папка - передвижка
Воспитатель
4.Родительское собрание по теме: «Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Непослушные пальчики» в группе «Ягодка»
Ноябрь
Протокол собрания
Воспитатель
5.Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
Декабрь
Буклет для родителей
Учитель-логопед
6.Занятие по развитию речи по теме «Осень» с использованием пальчиковых игр
Ноябрь
Конспект занятия
Воспитатель, учитель-логопед
7.Изготовление с детьми
тренажёра «Цветик-семицветик»
Декабрь
Коллективная
работа
Воспитатель
8.Изготовление с детьми тренажёра «Весёлые карандаши»
Январь
Фотоотчёт
Воспитатель,
учитель-логопед,
дети
9.Изготовление игр на развитие мелкой моторики
Декабрь-январь
Выставка работ
Родители
10.Изготовление атрибутов к Новому году «Фонарики для гномиков»
Декабрь
Фонарики
Родители,
дети
11.Изготовление пособий:
- «Выложи узор в тарелке»;
- Многофункциональное пособие "Капелька"
Декабрь
Одноразовые тарелки, контурные рисунки
Пособие с использованием кнопок, пуговиц, шнуровок, липучек, заколок
Учитель-логопед
12.Изготовление
пособия «Весёлые дорожки»
(фасоль)
Декабрь
Нарисованные дорожки различной конфигурации
Воспитатель
13. Изготовление пособия «Умелые ручки»,
«Гусеница»
Январь
Разнообразная крупа, контурные рисунки
Пособие с использованием лент, пуговиц, вязаных ковриков, шнурков
Воспитатель
14.Итоговое занятие
Февраль
Конспект занятия
Воспитатель,
учитель-логопед
15. Выступление на итоговом педсовете. Анализ успешности работы по проекту
Февраль
Презентация
Учитель-логопед, воспитатель
Ценность проекта:
- создание условий для своевременной коррекционно-развивающей помощи по развитию мелкой моторики у детей, не посещающих занятия учителя-логопеда;
- изменение дидактического оснащения образовательного процесса в средней группе ДОУ;
- оказание помощи родителям и повышение компетентности педагогов в вопросах развития мелкой моторики у детей:
знаю и понимаю проблему ребёнка;
умею и буду использовать полученные знания;
хочу овладеть знаниями по данной проблеме;
могу самостоятельно помочь;
- отсутствие формализма в организации работы с семьёй
Возможности дальнейшего развития проекта:
1. На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Непослушные пальчики»:
- педагогам группы продолжать проводить работу, направленную на развитие мелкой моторики у детей;
- родителям закреплять полученные и сформированные навыки у детей в домашних условиях
2. Представить данный проект на Всероссийском или Международном уровне в рамках сотрудничества обмена методическими разработками по созданию единого образовательного пространства между ДОУ и семьёй
Данный проект представлен в журнале VII международной научной конференции "Теория и практика образования в современном мире" (Санкт-Петербург, июль 2015). Электронная версия размещена: http://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8397/