На мой взгляд, современный урок должен быть, актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя изабывать так же о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик- это единое целое, учимся вместе,помогаем друг другу, роль учителя- направлять и контролировать.
Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!
Классический урок – это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Для учеников урок интересен тогда, когда он новый, и в то же время не теряющий связи с прошлым.
Урок сегодня должен сочетать в себе очень многие стороны. Наряду с тем, что сейчас большое внимание уделяется творчеству на уроке, проектам создаваемых учащимися, нельзя уходить от цели формирования прочных базисных знаний, только на основе их можно и возможно творчество.
А самое главное, ученик должен понимать, зачем он пришел на урок и что он может из него вынести, как полученные знания, умения, навыки могут пригодиться в его жизни. На современном уроке важно, чтобы ученик еще и оценил себя сам: чему научился? какие трудности встретились? как справился? за что может себя похвалить? На современном уроке ученик должен учиться планировать свои действия, организовывать свою деятельность и уметь рефлексировать. Вместе с учителем этому учиться.
Современный урок - это, прежде всего, общение учителя с каждым ребенком в отдельности и со всеми вместе. Психологами давно замечено, что знания , не имеющие эмоционально - духовной нагрузки, ребенком не усваиваются. Современный урок - это определенная атмосфера СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. А каким быть уроку решать учителю. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но на современном учебном занятие надо умело этим пользоваться и вести за собой учеников, помогать им добывать знания, а не выступать в качестве лектора. Так как перед нами – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Об уроке написано множество книг, статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
В чем плюсы и минусы?
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность. Сильному ученику в большинстве случаев скучно на уроках.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира. Дети на таких уроках раскрепощаются. Они учатся высказывать своё мнение вслух, рассуждать, делать выводы. Они не боятся ошибиться, ведь рядом есть учитель, который им поможет, направит, даст рекомендации.
Работая в сельской местности, отмечается резкое снижение интеллектуального уровня учеников, непонимания со стороны родителей к требованиям, предъявляемым учителем, да и самой жизнью. И в таких случаях учителю приходится выступать и в роли учителя, и в роли родителя, и в роли помощника, и роли консультанта.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Структура традиционного урока – строго по разработанному плану, без отступлений. И такая структура держалась многие годы.
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Ведь главная задача учителя – не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность.
Работая в сельской школе в малокомплектном классе, испытываешь трудности в проведении современного учебного занятия. Современные дети мало читают, наблюдается несформированность учебных навыков, непонимание со стороны родителей к требованиям, которые предъявляет учитель. Но жизнь диктует свои условия, а это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания, направленному на повышение мотивации школьников к учебному процессу.
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, задача обучения направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Урок как форма организации учебной работы существует уже более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ребенок должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. Современный урок- это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем., а еще современный урок – это прежде всего развитие . Современный урок должен быть таким, на котором ребёнок может свободно высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, рассуждать, спорить, т. е. обучение строится на свободе слова, на положительных эмоциях, на уроке есть гуманный подход ко всему. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию.Современный урок должен быть плотным, настрой детей на нём – деловой. Содержательным и продуманным, с чёткой постановкой проблемных вопросов или с созданием проблемных ситуаций, в разрешении которых организовано сотрудничество «сильных» и «слабых» учащихся, детей и учителя. Педагог должен умело управлять этим процессом. Перед объяснением нового материала необходимо активизировать знания, имеющиеся у детей, подвести их к раскрытию темы урока. На этапе объяснения нового материала идти от мыслей детей, путем проб и ошибок приходить к правильному решению, т. к. то, что добыто путем поиска, усваивается прочнее. Современный урок не может быть: - без раздаточного материала; - без современного технического обучения; - без использования ИКТ; - без занимательности и игровых ситуаций; - без средств обратной связи; - без наглядности; - без индивидуальной работы; - без работы в парах и группах; - без ситуации проблемы и поиска; - без какой – либо исследовательской деятельности; - без опоры на личный опыт учащихся; - без осуществления межпредметных связей; - без эмоциональной окраски; - без самоконтроля своей деятельности; - без самооценки и рефлексии. Считаю, что эмоции – это основа жизни. Эмоциональные переживания на уроке очень важны. Когда во время урока лицо учителя озаряет улыбка или звучит его смех и смех детей, то ясно, здесь царит взаимопонимание.На уроке должно быть интересно, радостно и в меру трудно, а не страшно и скучно.
Уважаемые коллеги!
На страницах этого форума предлагаю вам