Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение передового педагогического опыта работы преподавателя ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова» Кривущенко Ирины Александровны по проблеме «Формирование профессиональных компетенций в условиях ФГОС 3 поколения»

Submitted by Елена Васильевна Аллакина on вс, 29/06/2014 - 20:23
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность обучающихся. Одним из перспективных направлений в работе преподавателя естественнонаучных дисциплин ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова» Кривущенко Ирины Александровны в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода. Компетентностный подход в профессиональном образовании - это не дань моде придумывать новые слова и понятия, а объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками (В.И. Байденко), другие - надпрофессиональными, базисными квалификациями (А.М. Новиков), третьи - ключевыми компетенциями (А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер и др.). Вот почему сегодня рядом ученых (В.А. Болотов, В.В.Сериков, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской) выделяется компетентностный подход к образованию, основными критериями которой считаются приобретение обучающимися опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Процессы модернизации, происходящие в настоящее время в современном образовании, направлены на создание условий для реализации личного интеллектуального и творческого потенциала всех участников образовательного процесса. При этом возрастают требования к формированию профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа. Немаловажную роль в этом играет предмет «Естествознание с методикой преподавания и экологическим воспитанием», который преподает Ирина Александровна Кривущенко. Основная цель естествознания как предмета – формировать мировоззрение учащихся, показать целостную картину мира, познакомить с процессами мироздания и природосозидания, развивать диалектический тип мышления, осуществлять комплексное воспитание личности. Невозможно сформировать профессиональные компетенции на основе разовых мероприятий. Это должна быть хорошо спланированная, постоянная, многопрофильная работа с систематическим мониторингом, позволяющим корректировать дальнейшую деятельность всех участников образовательного процесса. Для достижения цели возможно при взаимодействии нескольких компонентов: • мотивационного – формирование положительного отношения к учебно-профессиональной деятельности, • познавательного - выработка ключевых компетенций по осуществлению образования и самообразования, • коммуникативного – развитие умений деятельности в социуме, • деятельностного – выработка умений использовать полученные знания и умения в педагогической деятельности. На первых уроках студенты знакомятся с содержанием предмета, его образовательным и воспитательным значением, самостоятельно определяя изучаемые в начальной школе разделы и темы по учебникам «Окружающего мира». На этой основе выявляется тематика педкопилок, даются рекомендации к их заполнению. Мотивация поддерживается при изучении каждого раздела предмета, для этого на уроке выступают «методисты», сообщая, какой материал наиболее востребован на уроках в начальной школе. Перед каждым уроком проводится «минутка наблюдений», когда студенты не только сообщают данные текущих наблюдений за погодой, но и интересный материал по заданному разделу. Это формирует умения производить поиск и отбор материала, выступать перед аудиторией. Выработке профессиональных компетенций способствуют устные ответы у доски в форме законченного рассказа, их комментирование, взаимопроверка изученного материала в различных формах, анализ преподавателем особенностей применения отдельных методов и форм работы на уроке при подведении итогов. При этом необходимо поддерживать атмосферу психологического комфорта, приучая студентов смотреть на себя и товарищей как на будущих педагогов и коллег по работе. Комплексный подход к подготовке педагогов, профессионально ориентированных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья осуществляется через смену видов деятельности на уроках, подготовку студентами физминуток, подчиненных теме урока, межпредметную связь с анатомией, проведение гимнастики для глаз, упражнений на коррекцию осанки, пальчиковой гимнастики. При изучении методики студенты знакомятся с основами здоровьесберегащих методик и технологий с целью их использования в дальнейшей педагогической деятельности. Выявление у студентов творческих способностей, индивидуальных особенностей осуществляется постепенно через разноуровневые задания по выбору обучающихся, выполнение работ творческого характера, проектную деятельность и создание условий для комфортной самореализации. С целью развития учебных навыков по поиску и отбору информации развитию ключевых компетенций применяются задания: подготовить сообщение по данному вопросу, подобрать интересные факты, написать реферат, создать презентацию и т.д. Требования к заданиям должны быть четко сформулированы, хороший результат даёт временной регламент. На своих уроках Ирина Александровна создает условия для формирования коммуникативных компетенций, это: организация работы в подгруппах (например, по анализу программ, учебников для начальной школы и т.д.), развитие навыков работы с аудиторией (рассказ, проведение беседы, семинаров, фрагментирование урока), выполнение практических работ, создание условий для развития способностей к самодиагностике, использование нестандартных форм обучения: конференций, деловых игр, сочетание учебной и внеурочной деятельности, внеклассная работа по предмету. Практический компонент реализуется через проведение классных часов, в процессе прохождения летней педагогической практики, и особенно – при проведении пробных уроков и в процессе непрерывной педагогической практики. Хороший результат при формировании профессиональных компетенций дают следующие виды работы: формулирование цели и задач урока, обучение приемам привлечения внимания на уроке, фрагментирование этапа (части) урока и его проведение на группе студентов с последующим анализом, обучение самоанализу и его проведение после пробного урока, взаимоанализ урока, просмотр показательного урока с подробным анализом, межкурсовые конференции. Например, перед началом прохождения практики проводится конференция «Я иду на урок», на которую приглашаются педагоги, психологи, учителя начальных классов, студенты старших курсов. Круг рассматриваемых вопросов может быть очень широким: вариативность программ, методы активизации познавательной деятельности учащихся, интегрированные связи предмета и т. д. В ходе конференции организуется «вертушка общения», в процессе которой студенты могут задать любому интересующие их вопросы по предстоящей практике и получить на них квалифицированный ответ специалиста. К тому же осуществляется пусть небольшой, но обмен опытом между учителями - студентами-старшекурсниками – студентами, дающими первый урок. Мониторинг формирования профессиональных компетенций также осуществляется по нескольким аспектам: 1. Содержательный – в форме тестов, проверочных работ различного характера по содержанию предмета. 2. Деятельностный – в виде оценок за каждый вид практической работы профессиональной направленности (составление планирования, проведение рассказа, беседы, изготовление наглядного пособия и т.д.) 3. Коммуникативный – на основе анкет, тестов, анализа и самоанализа (по развитию культуры речи, поведению в социуме, умений организовать внимание, деятельность детей и студентов, работать в паре и подгруппе и т.д.) 4. Практический - оценка умений осуществлять планирование работы, составлять конспект урока с помощью методиста, осуществлять его оснащение, проводить анализ и самоанализ. 5. Профессиональный – самостоятельная подготовка и проведение уроков. Выработка профессиональных компетенций в сфере одного предмета будет ограниченной, поэтому необходимо широкое интегрирование. Таким образом, в компетентности отражается индивидуальный почерк специалиста, её нельзя проверить формализованными испытаниями, традиционно используемыми контрольными срезами, тестовыми работами, путем экзаменов и зачетов, потому что опыт проверяется только опытом. В отличие от традиционного образования, носящего поддерживающий, адаптационный характер, компетентностное обучение, направленное на профессиональное развитие будущего специалиста, является более фундаментальным, носит деятельностный характер. Студент, будущий специалист, создает компетентность, как продукт своего творчества, саморазвития и самореализации, а не получает её в готовом виде. Задача преподавателя создать необходимые условия для её становления и развития.

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн