Требования к основам безопасности жизнедеятельности
студентов колледжа
Аллакина Е.В. преподаватель ГАПОУ СО
«Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова»
Переход человечества в постиндустриальную формацию своего развития выдвигает новые требования к компетентности граждан в области безопасности жизнедеятельности. Это связано с целым рядом обстоятельств.
С позиции анализа развития биосферы как системы компонент поверхности нашей планеты (виды флоры, виды фауны и отдельно человек, преобразующий остальные компоненты системы в своих интересах) происходит постоянное ухудшение экологической ситуации. Такое положение неизбежно ведет к повышению рисков для личности, представляет серьезную опасность всему человечеству.
Анализ проблем национальной безопасности, предполагающий их рассмотрение, в условиях конкретно взятой страны показывает, что в России существуют угрозы и с этой стороны. Здесь важно отметить: высокий уровень преступности, ювенилизацию наркомании, низкий уровень охраны здоровья, социальное расслоение общества, отсутствие нравственных ориентиров и др.
С позиции рассмотрения проблем безопасности на уровнях: личность, семья, коллектив, можно констатировать, что вопросы безопасности все более актуализируются. Сегодня личность должна четко прогнозировать последствия от своей деятельности, позиционировать себя как субъект безопасности. Для этого важно, чтобы у каждого человека были сформированы знания и умения в области безопасности жизнедеятельность и здоровьесбережения. Эти знания должны формироваться на основе изучения процессов в сложных системах природных, социальных, производственных и т.д. Изучение производственных систем с позиций безопасности наиболее эффективно реализуется при конкретном рассмотрении видов профессиональной деятельности и успешность данного процесса, определяется эффективностью обучения и воспитания в учреждениях профессионального образования.
Формирование культуры безопасности на основе понимания важности укрепления и развития здоровья, как неотъемлемой компоненты безопасной личности, является важнейшей задачей учреждений образования всех уровней. К сожалению, российская система образования не отвечает новому вызову времени. До сих пор отсутствует четкая ориентация на формирование культуры безопасности и укрепление здоровья. С этой позиции важно формировать ценностные ориентации, вооружать учащихся устойчивыми знаниями, умениями и навыками в области безопасности жизнедеятельности. Что требует поиска и внедрения новых подходов в содержании и организации учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования и среднего профессионального образования в частности.
Однако существуют серьезные противоречия, сдерживающие решение задачи эффективного формирования культуры безопасности студентов. Это противоречия связаны с:
- рассогласованием целевых установок, теоретических и дидактических основ при решении этой задачи;
- несоответствием подходов к формированию культуры безопасности и основ здоровьесбережения в педагогической и психологической науках;
- несоответствием теоретической и практической подготовки студента как субъекта безопасности требованиям времени;
- недостаточным влиянием социальных институтов на процесс формирования культуры безопасности.
Анализ состояния здоровья обучающейся молодежи убеждает в том, что существовавшая ранее система его сохранения подорвана, а основные подходы к созданию новой системы безопасности и здоровьесбережения в учреждениях образования только создаются.
Выделены следующие источники формирования культуры безопасности на основе здоровьесбережения:
1. Государственные и общественные интересы, сформулированные в Конституции РФ, восьми Федеральных законах РФ. Требование обеспечить безопасность страны от внутренних и внешних угроз является важнейшим, и оно должно быть, безусловно, выполнено. При этом соответствующие задачи стоят не только перед государственными органами, но, по словам Президента России, и перед каждым гражданином нашей страны.
2. Целевые установки в системе образования с позиции формирования культуры безопасности личности. Понятно, что государство и общество возлагают основные надежды по решению проблемы формирования безопасной личности на учреждения образования. Прежде всего, на систему общего образования и среднего профессионального образования. Ведь именно эти уровни образования в соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) должны быть доступны каждому гражданину.
Вместе с тем, важнейшей задачей системы образования является формирование безопасной личности.
3. Интересы личности: с одной стороны, предполагающие максимальное развитие на основе укрепления здоровья, с другой - снижение рисков, за счет сформированных умений грамотного поведения в различных опасных ситуациях. Если задача системы образования по формированию потребности вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье не оспаривается, то ответственность системы образования за формирование безопасной личности еще вызывает серьезные дискуссии.
Показано, что личность безопасного типа - это личность, ведущая здоровый образ жизни, умеющая оценивать различные ситуации, которые могут нанести ей ущерб, грамотно выстраивать собственное поведение в случае угроз, личность с четко сформированными установками о необходимости безопасного развития общества и государства, своей роли в этом развитии.
Формирование культуры безопасности предполагает реализацию конкретных требований к построению учебно-воспитательного процесса:
• построение на основе системного подхода к оценке проблем, с которыми неизбежно встретятся выпускники, прежде всего, проблем, связанных с безопасностью личности, общества и государства;
• отражение вопросов безопасности в неразрывной связи с проблемами развития страны, человечества в целом:
• актуализация проблем безопасности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, целями общей и профессиональной подготовки;
• представление в содержании позитивных примеров противодействия опасностям различного толка, с целью самоутверждения личности, формирования оптимистического отношения к действительности;
• непрерывность и последовательность формирования личности безопасного типа на всех этапах обучения, в том числе на этапе перехода с одного уровня образования на другой (в нашем исследовании из общеобразовательной школы в колледж).
Содержание образования в средней профессиональной школе будет способствовать становлению готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения, если: в качестве оснований его отбора выступают фактический и проектируемые уровни готовности студентов к осуществлению безопасного поведения и здоровьесбережения обучающихся, в теоретическом, мотивационном и практическом аспектах; предусматриваются как когнитивные, так и креативные аспекты подготовки будущих специалистов в направлении формирования культуры безопасности жизнедеятельности через осуществление здоровьесбережения обучающихся. В этом смысле учебный материал, предъявляемый студентам, должен отбираться с учетом степени развитости у конкретного обучающегося обобщенных характеристик-компонентов (осведомленности, сознательности, действенности и умелости). Соответственно содержание образования важно варьировать в зависимости от степени развитости у обучающихся отдельных компонентов готовности к здоровьесбережению.
При этом с позиции необходимости формирования культуры безопасности в колледже; в исследовании выделены требования к, отбору содержания: Эти требования основываются на, идее о том, что у начавших обучение студентов уже сформированы конкретные знания и умения в области безопасной жизнедеятельности. Средняя профессиональная школа систематизирует, дополняет и придает цельность знаниям и умениям в области безопасности, полученным в рамках общеобразовательной школы и из других возможных источников.
Представленная иерархия требований к учебно-воспитательному процессу и отбору содержания определяют, положение о том, что формирование культуры безопасности личности через здоровьесбережение должно быть реализовано на основе интеграции всех изучаемых предметов. Формирование культуры безопасности - это системообразующий стержень профессионального становления, поскольку именно на этой основе происходит становление профессиональных и общих компетенций студентов в соответствии с требованиями и реалиями современной жизни.
Положение о формировании в колледже культуры безопасности личности на основе соответствующей работы в школе, определило необходимость выделить соответствующие модели на разных ступенях и уровнях образования. Нами представлена система моделей, их целевое и содержательное наполнение в ходе непрерывной подготовки' молодежи в области безопасности жизнедеятельности в рамках общего образования, начального и среднего профессионального образования:
• модель для начальной и основной школы предполагает пробуждение интереса к самому предмету ОБЖ и его полезности; развивает умение добывать и систематизировать информацию о потенциально опасных объектах и ситуациях для того, чтобы научиться предвидеть развитие событий, избегать их воздействия и, в случае их неотвратимости, правильно действовать;
• модель для старшей школы предполагает развитие способностей к анализу причин и последствий внешних обстоятельств и приобретения практических навыков безопасного образа жизни.
• модель для начальной и средней профессиональной школы ставит целью научиться предвидеть опасность, избегать ее и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации, сформировать мировоззрение безопасного образа жизни и риск-мышление. Дать четкую установку на самосовершенствование как достижение такого духовного состояния, при котором человек воспринимает и других людей, и все живое в окружающем мире как самого себя.
Проектируемая готовность к формированию культуры безопасности жизнедеятельности через здоровьесбережение предусматривает выделение в содержании образования инвариантного и вариативного компонентов. Инвариантная часть должна включать в себя общие аспекты содержания, способствующего формированию культуры безопасности жизнедеятельности, аспекты общие для всех будущих специалистов среднего звена. В содержании инвариантного компонента основная роль отводится таким аспектам безопасности личности и здоровьесбережения, которые способствуют формированию у студентов потребности в сохранении и укреплении своего собственного здоровья и здоровья окружающих, здоровья будущих коллег; формированию когнитивного и практического опыта личности, направленного на становление готовности будущих специалистов к безопасной деятельности и здоровьесбережению.
Вариативная часть содержания образования должна включать в себя:
Вариативно-индивидуальную часть, определяющую аспекты для углубленного изучения в зависимости от индивидуальных особенностей, склонностей и потребностей обучающихся студентов.
Вариативно-специальную часть, которая должна включать аспекты, варьирующиеся в зависимости от специализации. Вариативно-специальный компонент содержит дифференцированные в зависимости от специализации обучающихся аспекты знаний по здоровьесбережению, знания обусловленные дополнительной специализацией.
Содержание образования на пути формирования культуры безопасности личности в аспекте здоровьесбережения в средней профессиональной школе должно включать в себя два элемента - когнитивный и креативный.
Когнитивный аспект содержательного обеспечения представляет собой часть социального опыта человечества в области здоровьесбережения. Он направлен на формирование когнитивного опыта студентов в сфере здоровьесбережения, на формирование положительной мотивации на здоровьесбережение, и будет способствовать присвоению студентами таких элементов образованности как осведомленность и сознательность, а также действенность.
Креативный аспект содержательного обеспечения предполагает направленность на преобразование социального опыта в сфере безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения в личностный опыт, путем реализации усвоенных знаний в процессе самостоятельной деятельности обучающихся. Он направлен на присвоение обучающимися таких элементов образованности как умелость и действенность.
Выделены по три составляющих компонента
1) в когнитивном элементе содержания образования в сфере здоровьесбережения и безопасности:
• общекультурные знания о здоровье и безопасности;
• профессиональные знания, связанные с вопросами здоровьесбережения участников образования;
• знания, необходимые для самообразования будущих специалистов среднего звена на пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности через здоровьесбережение.
2) в креативном элементе содержания образования на пути формирования культуры безопасности в аспекте здоровьесбережения:
• содержание образования для использования в бытовой практике;
• содержание образования для использования в профессиональной деятельности;
• содержание образования для использования в самообразовательной деятельности.
Основываясь на положении о том, что личность преподавателя определяет эффективность любого образовательного процесса, можно рассмотреть специфические функции педагога с позиции формирования культуры безопасности личности студента. Выделены требования к преподавателю, определяющие задачи их подготовки, повышения квалификации и переподготовки с позиций формирования культуры безопасности студентов на основе здоровьесбережения:
• наличие твердых жизненных установок, психологическая устойчивость;
• знание особенностей собственного поведения и умение саморефлексировать;
• высокий уровень развития самостоятельности;
• позитивное отношение к жизни;
• развитие чувства самоуважения и уважения к окружающим.
Список литературы
1. Безопасность человека // Пособие для преподавателей по курсу ОБЖ, Фонд национальной и международной безопасности. -М., — 2015.
2. Безопасность жизнедеятельности // Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов. — Ростов-на Дону, 2014.
3. Безопасность человека, Пособие для преподавателей по курсу ОБЖ. Фонд национальной и международной безопасности. М., 2013.
4. Белов С.В. и другие. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов М.: Высшая школа, 2013. С. 448.
5. Белов В.И. Психология здоровья. — М., 2014.
|